Тема 8. Западная философия XIX – XX в.в

Цель: раскрыть смысл неклассической философии XIX-ХХ вв. Маркса, Конта, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора

Задачи: 1. Показать проблему отчуждения в философии Маркса

2. Показать классификацию наук Конта и все этапы развития

3. Раскрыть философию жизни Шопенгауэра, Ницше

4. Раскрыть философию абсурда Кьеркегора

5. Показать иррационализм в философии Фрейда и Фромма, постмодернизм, философии феминизма

6. Показать сохранение рационалистических традиций и в постпозитивизме, неотомизме, герменевтике, экзистенционализме

Конец 19 – нач. 20 вв. – эпоха неклассической философии – дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями. Философия этой эпохи носила в основном иррациональный характер.

Иррационализм в широком смысле учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведенческих актов людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса играют роль не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от латинского неразумный, бессознательный), что предлагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства, словом, тех срезов духовного начала, которые противопоставляются разуму, рассудку, мудрости.

Артур Шопенгауэр -1788—1860. Основная его работа «Мир как воля и представле­ние». Мир, по Шопенгауэру, не основан на принципах разу­ма. В мире вообще нет разума. В мире есть «воля». Волю надо понимать широко — не как качество человеческой души, а как «порыв», существующий в природе и в общес­тве. Если основа мира — «воля» неразумна, то и мир, по сути дела, — неразумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного обоснования. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир из законов разума.

Фридрих Ницше (1844—1900) считал себя уче­ником А. Шопенгауэра и разделял его иррационалистический взгляд на мир. В мире действует слепая воля, но эта «воля к жизни» на человеческом уровне выглядит как «воля к власти». Проявлением «воли к власти» надо считать тягу к самоутверждению в формах искусства, морали, религии и науки. «Воля к власти» — движущая сила человеческой культуры.

В работах «Так говорил Заратустра», «Воля к власти», «Человеческое слишком человеческое», Ницше дает ориги­нальное понимание человеческой морали. Мораль пре­дельно относительна. Истин морали нет. Сократ был «первым декадентом» в философии, человеком, который пытался найти «общую» мораль — пра­вила нравственности, которых должны придерживаться все люди без исключения. Но главным искажением морали стало христианское учение, которое восторжествовало в европейской культуре. Христианская мораль стала «...сум­мой условия сохранения бедных, полу удачных и полностью неудачных видов человека», — писал Фр. Ницше.

Основные идеи прагматизма высказывали Ч.С. Пирс (1839-1914), У. Джеймс (1862-1952). Прагматизм обвинял всю прежнюю философию в отрыве от жизни, в абстрактности и созерцательности. Философия должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения тех проблем, которые встают перед людьми в жизненных различных ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий. Задача философии, с точки зрения прагматизма, заключается в такой организации жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, который способствовал бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире.

С именем З. Фрейда связанно основание психоанализа как философской концепции (1856-1939). Несомненная заслуга Фрейда и всей его школы психоанализа – открытие и исследование бессознательного как качественного специфического состояния человеческой психики. Предметом изучения прежней философии был, разум, сознание человека. Признавая важность сознания, тем не менее, Фрейд придавал исключительное значение в человеческой психике бессознательному, либидо (половое влечение), влечение к жизни, влечение к смерти (инстинкты жизни и агрессии). Фрейд считал, что культура и человек находятся в антагонизме. Культура подавляет человека, навязывая ему ценности, уменьшая счастье (удовольствие) человека, поэтому она должна быть изменена.

Психоанализ рассматривает ряд проблем: человек и общество, «невротическая культура», «невроз», «психология масс» и т.д.

Следующее направление западной философии – позитивизм. Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX в. Основателем его был французский философ О.Конт (1798-1857).

Удел науки, по Конту, не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопрос "почему?", она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать лишь на вопрос "как?" Лишь в таком случае наука может стать позитивной. И это должно касаться не только частных наук, но и филосо­фий. Философия не может быть наукой о самом бытии, как это было типично для ее метафизической стадии. Задача положи­тельной философии должна состоять в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.

Вторая историческая форма позитивизма - эмпириокритицизм - возникла на рубеже Х1Х-ХХ вв. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э. Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р.Авенариус (1843-1896). В отличие от "первого позитивизма", который в лице О. Конта рассматривал философию как науку синтезирующую, "второй позитивизм" сво­дит ее к теории познания. Эмпириокритицизм означает "критику опыта" и предполагает "очищение" опыта от всех положений, которые имеют "метафизическую" природу.

Неопозитивизм как третья историческая форма позитивизма попытался обосно­вать тезис о том, что философия вообще не имеет своего само­стоятельного предмета исследований. Неопозитивизм зарождает­ся почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы XX в. (М. Шпик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн). Нео­позитивизм часто называют на Западе аналитической философи­ей. Она представлена логическим позитивизмом и лингвистиче­ской философией.

Философия путем анализа языка должна очищать научные зна­ния от предложений, которые не имеют смысла.

Процедура проверки предложений на предмет их осмыслен­ности получила название "верификация" (от лат. "verus" -истин­ный и "facio" -делаю). Согласно принципу верификации, только те предложения имеют смысл, которые допускают (хотя бы кос­венным образом) опытную проверку.

На арене появляется постпо­зитивизм, который пересматривает проблематику философии, ее роль в науке и обществе, методы научного исследования. К числу виднейших представителей постпозитивизма относятся К. Поппер, И. Лакатос, Т.Кун, С. Тулмин, П. Фейерабенд, Дж. Агацци и др.

Главной про­блемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания. Такая переориентация привела к изменению всего круга вопросов в философском исследовании науки. Постпозитивизм интересуют, прежде всего, социокулътурная детерминация науч­ного знания, возникновение новых теорий, их принятие сообще­ством ученых, критерии сравнения и выбора конкурирующих на­учных концепций и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: