Рис. 5.1. Взаимосвязь оценки с градациями качества и классами товаров по назначению

Тема 1.1 Основы оценки качества товаров

 

               Оценка качества — совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями.

             Основными критериями выбора номенклатуры потребительских свойств и показателей являются: этап жизненного цикла продукции (приемка сырья, производство, хранение, распределение и реализация); потребности, которые должен удовлетворять товар; субъективные особенности оценщика.

Качество пищевых продуктов создается в сфере производства (изготовления), изменяется в сфере обращения (транспортирования, хранения и реализации), используется в сфере потребления. Оно определяется качеством используемого сырья, технологическими особенностями, способами изготовления, обработки, условиями и сроками хранения и др.

                    Градация качества — категории, которые ранжируют товары одного наименования от высших до низших ступеней качества на основе значений показателей качества и наличия дефектов. Большинство продуктов подразделяется на товарные сорта.

                 Сорт — градация качества продукции по одному или нескольким показателям качества, установленная нормативной документацией.

Товарные сорта подразделяются на высший, первый, второй, третий и др. Чай черный байховый, например, имеет пять товарных сортов: “Букет”, высший, первый, второй и третий. В основе подразделения большинства видов круп на товарные сорта лежит процентное содержание доброкачественного ядра и сорной примеси, которое определяется вычитанием из общей массы навески совокупности нестандартных фракций (битых, нешелушеных и др.). Так, крупу гречневую ядрицу обычную и быстроразвариваюшуюся подразделяют на 1-й (99,2%) и 2-й (98,4%) сорта; продел на сорта не делят. Манная крупа в зависимости от вида пшеницы имеет три марки: М — из мягкой пшеницы, Т — из твердой пшеницы, МТ — из мягкой с примесью твердой пшеницы до 20%. Эти разновидности крупы различаются цветом, формой частиц и наличием муки [11].

Кроме выделения товарных сортов, ряд товаров классифицируют по основным и частным признакам на группы (сложности и качества), марки, номера и др.

       Группы сложности — градации, отличающиеся по техническому уровню показателей качества. Эти градации присущи бытовой радиоаппаратуре.

          Группы качества применяются для характеристики духов в зависимости от их рецептуры.

Марки, номера — градации качества товара с разными значениями определяющих показателей.

На рис. 5.1 приведены результаты сопоставления действительных и базовых показателей качества — градации и классы качества.

 

Рис. 5.1. Взаимосвязь оценки с градациями качества и классами товаров по назначению

Стандартный товар соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям.

К нестандартному относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим (опасным).

Брак — товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей. Разновидностью брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относятся к ликвидным, а с критическими — к неликвидным (например, товары с биоповреждениями).

По назначению товары подразделяются на три класса:

· 1) пригодные к использованию по назначению;

· 2) условно пригодные к использованию по назначению;

· 3) опасные, непригодные к использованию по назначению (неликвидные отходы).

Пересортица — один из распространенных способов качественной фальсификации. В зависимости от причин возникновения она может носить объективный и субъективный характер.

Дефект — невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности.

Классификация дефектов приведена на рис. 5.2.

При товародвижении возникают потери сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Потери измеряются в натуральном и стоимостном выражении, подразделяются на две группы:

· 1. Товарные — потери, вызванные утратой количественных и качественных характеристик товара в натуральном выражении.

· 2. Материальные — потери, вызванные утратой стоимостных характеристик в денежном выражении.

Товарные потери подразделяются по виду утраченных характеристик товара на две подгруппы:

1. Количественные — уменьшение массы, объема, длины и других количественных характеристик товаров. Количественные (естественные) потери относятся к неизбежным. По причинам возникновения выделяют два вида: естественная убыль и предреализационные (рис. 5.3).

Рис. 5.2. Классификация дефектов

Естественная убыль — количественные потери, вызываемые процессами, которые свойственны товарам и происходят при их транспортировании и хранении.

Предреализационные товарные потери (отходы) вызывают процессы, связанные с подготовкой товаров к продаже. Эти потери бывают ликвидными и неликвидными.

2. Качественные (актируемые) — потери, обусловленные микробиологическими, биологическими, биохимическими, химическими, физическими и физико-химическими процессами.

Расчет естественной убыли (Еу) производят по формуле

Еу = (Хо - Хк) / Хо • 100%, (5.1)

где Хо и Хк — начальная и конечная масса товара.

Причины возникновения естественной убыли: усушка, распыл (утруска, распыление), раскрошка, разлив (или- размазывание), улетучивание веществ, впитывание жидкой фракции пищевого продукта в упаковку, дыхание, бой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: