Особенности проявления коррупции в военной организации государства

Все вышеперечисленные признаки коррупции также в полной мере присущи и коррупционным проявлениям, имеющим место в военной организации государства. Вместе с тем, обладая общими, признаками, «военная» коррупция обладает определенной спецификой, как по формам своего проявления, так и по негативным последствиям. В качестве основных факторов, определяющих специфику проявления коррупционных отношений в Вооруженных силах Российской Федерации, можно выделить следующие:

1. В качестве первого фактора стоит выделить характер задач, которые возложены на Вооруженные Силы и другие войска. Этот фактор предопределяет особую общественную опасность «военной» коррупции, поскольку она оказывает влияние на обороноспособность и военную безопасность государства. В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации. Коррупция создает реальную угрозу невыполнения указанных задач.

В связи с вышеизложенным, слова Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что «коррупция в сфере национальной безопасности – это, по сути, государственная измена»[7], являются объективной, реальностью современного этапа реализации антикоррупционной политики в нашей стране.

2. Второй фактор определяющий специфику проявления коррупции в военной организации государства, состоит в значительном, объеме финансовых средств, выделяемых на обеспечение обороны страны и безопасности государства, на развитие Вооруженных Сил и оборонно-промышленного комплекса страны.

Динамика расходов федерального бюджета на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность [8]

Год Объем расходов, млрд. руб. Рост к предыдущему периоду, %
2018 4 902.5 - 24,5%
2019 5 171,3 5,5%
2020 5 559 7,5%

Суммы колоссальные, и как можно видеть, с каждым годом показатели этих сумм, за редким исключением, только увеличиваются. Для сравнения: еще 15 лет назад (в 2005 г.) на указанные цели государство выделяло лишь1 033,7 млрд. руб. 

Данное обстоятельство существенно повышает вероятность возникновения разного рода коррупционных схем. Как показывает практика, устойчивый рост объемов финансовых средств, выделяемых на содержание и развитие Вооруженных Сил Российской Федерации, все чаще сопровождается фактами неэффективного использования этих средств, а зачастую – прямого хищения, в том числе путем злоупотребления должностными полномочиями лиц, на которых возложены обязанности осуществления руководящих функций и контроля в данной сфере.

3. Третьим фактором является закрытость военной организации государства, что обусловлено объективной необходимостью, с целью охраны сведений, составляющих государственную тайну. Однако закрытость ограничивает возможности для осуществления всеобъемлющего гражданского контроля за происходящими в армии процессами. Это предопределяет более высокую, чем в целом в обществе, латентность коррупционных правонарушений. В научных исследованиях, посвященных анализу коррупции в экономической сфере, неизменно отмечается разлагающее действие закрытости о обособленности при распределении и использовании государственных средств в Вооруженных Силах.

4. Четвертым фактором, определяющим специфику проявления коррупции в Вооруженных Силах, выступает принцип единоначалия[9], беспрекословности воинского повиновения и централизации управления военной организацией государства, что обусловливает высокую степень зависимости военнослужащих от своих командиров, власть которых распространяется не только на служебную, но, в отдельных случаях, и на внеслужебную сферу жизнедеятельности подчиненных.

Пользуясь указанной полнотой власти по отношению к нижестоящим органам военного управления, должностные лица этих органов нередко извлекают из своего должностного положения и из статуса органа, в котором замещают соответствующую должность, выгоды как материального, так и нематериального характера для себя или для третьих лиц.

5. В качестве пятого фактора, определяющего специфику коррупции в военной организации государства, можно назвать преобладание разрешительного характера реализации многих прав военнослужащих в ущерб уведомительному. Это создает благодатную почву для возникновения коррупционных ситуаций, когда получение соответствующего разрешения обеспечивается взятками и подношениями. Чаще всего подобного рода явления коррупционной направленности имеют место на низовом уровне воинских отношений (т.н. «бытовая коррупция»). Согласно результатам одного из опросов военнослужащих, 65% опрошенных ответили утвердительно на вопрос «Приходилось ли Вам лично оказываться в ситуациях, когда при помощи денег, подарков или иной благодарности важный для вас вопрос решался в органах военного управления и воинскими должностными лицами быстрее и эффективнее?»[10].

Коррупционные отношения, укоренившиеся на бытовом уровне во внутрислужебных отношениях в воинских коллективах, являются мощнейшим катализатором злоупотреблений для воинских должностных лиц. Вымогательство некой мзды с военнослужащих приобретает обыденный характер и определяет формирование оправдательного мотива, поскольку решение многочисленных вопросов построения служебной карьеры, уклонения от дисциплинарной ответственности либо ее смягчения, а также социальной защиты военнослужащих осуществляется путем мелких взяток, подарков и подношений, требующих постоянных материальных расходов. Многочисленные поборы превращаются в условия принятия повседневных административных, кадровых и других управленческих решений, а это свидетельствует, что коррупция в военных организациях принимает системный характер.

6. Шестым фактором, определяющим специфику проявления коррупции в Вооруженных Силах, является наличие значительного числа запретов и ограничений некоторых общегражданских прав военнослужащих, обусловленных спецификой военной службы (на свободу передвижения, на дополнительную оплачиваемую деятельность и др.). Анализ изменений и дополнений, вносимых в законодательство о воинской обязанности и военной службе, показывает ясно выраженную тенденцию к увеличению в данном законодательстве удельного веса правовых норм запретительного и ограничительного характера.

В свою очередь, как показывает практика, увеличение числа запретов и ограничений, связанных с прохождением военной службы, на фоне сокращения объема прав военнослужащих, способствует возникновению соблазнов нарушить указанные запреты путем подкупа соответствующих должностных лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: