Наиболее распространенные виды коррупционных преступлений в Вооруженных Силах Российской Федерации

На основании вышеизложенного материала постараемся выделить категории коррупционных преступлений, наиболее характерные для института Вооруженных Сил Российской Федерации.

1. Первая разновидность – завладение с использованием служебного

положения чужим имуществом путем его изъятия вопреки воле собственников. Под данный вид попадают различные преступления в сфере имущества, чаще всего подпадающие под санкции ч. 3 ст. 159 УК РФ– «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения». Наиболее распространенными случаями привлечения к ответственности являются преступления служащих ВС РФ, связанные с обращением в личную собственность жилых и нежилых помещений, состоящих на балансе Минобороны России, а также схемы по продаже движимого военного имущества (транспортные средства с консервации, питание и вещевое имущество, прочие широко распространенные для реализации товары, хотя встречаются случаи мошеннических схем реализации военной техники и оружия).

2. Вторая разновидность коррумпированного поведения должностного лица в системе ВС РФ – использование служебного положения при совершении других действий корыстного характера, не связанных с завладением чужим имуществом. Данное последствие может выражаться в виде реального материального ущерба, в упущенной выгоде, а также в причинении иного вреда различным интересам (нарушении конституционных прав и свобод, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений).

Наиболее часто данные преступные деяния квалифицируются по ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»), а также по ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). В военной среде наиболее часто данные преступления связаны с введением командирами войсковых частей и начальниками учреждений дополнительных незаконных запретов для служащих или взиманием какой-либо неофициальной, «на благо учреждения» платы, освобождением от несения службы или проставлением табелей за фактически отсутствующего на службе, различными незаконными использованиями служащих для личных нужд (уборка личной территории на даче, загородном доме, строительство).

3. В качестве третьей разновидности коррумпированного поведения стоит выделить получение или передачу определенных материальных средств и ценностей лицу, имеющему властные полномочия от некого заинтересованного лица. Как правило, это чаще всего встречаемая разновидность коррумпированных взаимоотношений и заключается она в том, что некое заинтересованное лицо передает напрямую или через посредника определенные материальные ценности, денежные средства или оказывает какие-либо услуги без взимания платы за них некому лицу, обладающему властными полномочиями, с целью освобождения от каких-либо обязанностей, получения каких-либо прав в обход существующего и регулируемого законом порядка.

Проще всего такие действия называются подкупом и дачей взятки, и основная их цель направлена на побуждение наделенного властными полномочиями лица к определенным действиям или бездействию. В действующем уголовном законодательстве данные преступления квалифицируются по ст. 290 УК РФ («Получение взятки») и ст. 291 УК РФ («Дача взятки»).

4. Четвертой разновидностью коррупции в ВС РФ становится все более популярное преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 289 УК РФ («Незаконное участие в предпринимательской деятельности»). Согласно ст. 10 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливается запрет военнослужащим заниматься другой оплачиваемой

деятельностью. Из этого вытекает факт, что военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях и в учреждениях в любых формах трудовых отношений. Стоит отметить, что закон разрешает военнослужащим заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью (разрешение на такую деятельность вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации), но только в том случае, если это не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Стоит дополнительно отметить, что даже если военнослужащий не лично осуществлял коммерческую деятельность, а делал это через своих доверенных лиц (друзей, родственников, деловых партнеров), он также будет нести ответственность по ст. 289 УК РФ в случае, если будет доказана его личная заинтересованность и значимость в действиях какого-либо предприятия.

Рассматривая коррупционные преступления, стоит отдельно уделить внимание особенностям коррупции в органах военного управления ВС РФ, среди высших должностных лиц. Как правило, действия коррупционеров из высшего руководства носят особо крупный размер, квалифицируются сразу по нескольким статьям УК РФ, а в части их противоправной деятельности, стоит рассматривать следующие виды преступных деяний:

– создание «карманных» коммерческих организаций, теневое руководство которыми осуществляют представители органов управления ВС РФ через законспирированную сеть фиктивных руководителей и посредников;

– использование коррупционерами схем и методов по искусственному созданию заинтересованности государственных органов в создании определенных групп товаров или услуг, удовлетворение спроса на которые осуществляется аффилированными, «карманными» коммерческими структурами с целью освоения бюджетных средств для фактического обналичивания и завладения ими;

– лоббирование интересов крупных коммерческих структур в части навязывания пользования их услугами теми или иными структурами ВС РФ;

– деятельность по передаче в пользование, собственность или аренду имущественной базы военизированной организации по заниженной стоимости, а также в обход существующего установленного действующими нормативно-правовыми актами и законодательством порядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: