Сущность и специфика наблюдения

Задания для самостоятельного изучения на период

С 18.05. 2020 по 23.05.2020

Задание 1. Практическое занятие по теме «Языковое оформление научного текста» состоится в режиме видео-конференции на платформе Zoom согласно расписанию занятий:

ЗФ- 106/173-2-1 – 20.05.20 в 17-35

ЗФ- 106/188-2-1 – 21.05.20 в 14-15

ЗФ- 106/173-2-2 – 21.05.20 в 17-35

Ссылка на подключение и инструкция по подключению направлена на личную почту.

Задание 2. Изучить теоретические материалы.

Сущность и специфика наблюдения

В науке наблюдение представляется как один из универсальных методов исследования. В нашей стране (в 20-е годы 20 века) наблюдение широко использовалось в работах М.Я. Басова при изучении поведения детей. Он разработал методику наблюдений и общие принципы формирования умения проводить наблюдения у педагогов. По мнению Б.М. Теплова, методика психологических наблюдений М.Я. Басова была единственной в мировой литературе научной разработкой этого метода. Басов провел резкую грань между обычными наблюдениями педагога за детьми, которые он осуществляет практически каждый день, и теми наблюдениями, которые относятся к разряду научного метода. Владея научным методом наблюдения, педагог становится в позицию активного наблюдателя, исследователя поведения ребенка.

Большинство авторов определяют наблюдение как целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Основная функция наблюдения состоит в избирательном отборе сведений об изучаемом процессе. Сущность наблюдения состоит в том, что в сознании исследователя отображаются и фиксируются состояния и изменения изучаемого объекта. Особенность наблюдения состоит в том, что оно используется и как самостоятельный способ решения исследовательской задачи, и как составная часть других методов. Логической основой наблюдения является метод единственного сходства, который заключается в следующем: если по двум и более случаям исследуемого явления общим является только одно обстоятельство, то это обстоятельство и составляет причину данного явления. Метод единственного сходства обеспечивает вывод с определенной степенью вероятности. Если число случаев, подтверждающих данный вывод, увеличивается, то возрастает и степень его достоверности. Поэтому, применяя наблюдение, следует установить, в скольких случаях одно и тоже явление происходит при одних и тех же обстоятельствах. Это количество выражается в процентном соотношении, которое и определяет вероятность данного явления.

Следует подчеркнуть ограниченность использования этого метода. Ему доступны лишь внешние проявления процесса. Наблюдать можно то, что поддается восприятию органов чувств исследователя. Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения. Но с помощью наблюдения нельзя обнаружить мотив деятельности, внутренние, субъективные сущности мышления, воображения, воли, темперамента, т. п., взятые сами по себе, вне конкретных внешних проявлений.

Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:

1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность);

2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);

3) действия педагога, ответные или самостоятельные действия детей;

4) систему взаимодействия педагога с детьми, детей друг с другом.

Несмотря на кажущуюся простоту, исследовательское наблюдение отличается достаточной сложностью, имеет условия продуктивности.

Трудности данного метода состоят, прежде всего, в том, что исследователю приходится сочетать пристальное внимание к тем сторонам и деталям действительности, которые соответствуют целям исследования, с теми, которые образуют его фон. Поэтому одним из важнейших условий является наблюдательность исследователя - способность подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Без развития в себе такого качества невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности.

Однако дело только этим не ограничивается. Если, к примеру, весьма наблюдательный человек посмотрит вокруг, не имея определенных целей наблюдения и никак не фиксируя его итогов, то он лишь увидит множество признаков и свойств наблюдаемого объекта и станет свидетелем различных событий. Собранную им информацию нельзя будет рассматривать как доказательство или опровержение фактов, закономерностей теорий. Такой человек видел и слышал многое, но не вел наблюдений в строгом значении слова. Поэтому еще одним условием является владение методикой проведения наблюдений.

В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, Д.С. Горбатов и другие считают, что наблюдение, проводимое в целях научного познания отличается от житейского следующими свойствами:

- целенаправленностью; наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;

- систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;

- планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;

- аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление их природы;

- регистрацией результатов, что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм, выводов и обобщений;

- оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.

Для научного наблюдения характерна повторяемость результатов. Те данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился.

Как метод психолого-педагогического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны. Наблюдение позволяет изучить предмет в его целостности, в его естественном функционировании, в его живых, многообразных связях. Но вместе с тем этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или создавать определенные ситуации. Вследствие пассивности исследователя он требует значительных затрат времени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: