Современный социальный конфликт

«Современный социальный конфликт - это антагонизм прав и их обеспечения, политики и экономики, гражданских прав и экономического роста, а также постоянный конфликт между группами, и удовлетворенными и требующими удовлетворения, хотя здесь возникновение в недавние времена обширного класса большинства весьма усложнило картину» [10], - так Р. Дарендорф раскрывает суть своей книги.

Выявить основу конфликтов в современном обществе и проследить их историческую эволюцию — вот одна из первоочередных задач очерка. Уже на первых страницах Дарендорф вступает в полемику с одним из всегдашних своих «заочных» оппонентов — К. Марксом, а также с его последователями. (прежде всего с Ю. Хабермасом и его теорией «безвластной коммуникации»).

Так в общих чертах Р. Дарендорф подвергает критике классовую теорию Маркса, а вместе с тем показывает реальные основания современного социального порядка и условия нового социального конфликта. Основу формирования конфликтных групп в современном западном обществе он обнаруживает в отношениях господства. По его мнению, фундаментальным источником неравенства в социальной структуре и постоянно действующей детерминантой классового конфликта является неравенство власти и господства[11].

Еще в 1959 г. Дарендорф доказал и аргументировал то положение, что стабилизация системы власти является наиболее важным аспектом социального порядка. Конфликт интереса всегда присутствует в социальной жизни, но власть — это возможность того, что решение этих конфликтов внутри существующих институциональных рамок (институциональной системы) каким-то образом может быть найдено. (Например, урегулирование трудовых споров путем коллективных переговоров). Другими словами, конфликт становится институционализированным[12].

При этом в современных обществах (Европы и Америки) нет классового конфликта в его классическом понимании. Сегодня в этих обществах формируются новые социальные группы имущих и неимущих, новые линии конфронтационного размежевания, пока не проявившихся в виде крупных организованных столкновений.

Анализируя социальную структуру, Дарендорф фокусирует свое внимание на низшем классе, представители которого идентифицируются по социальному положению (отсутствие квалификации, убогие жилищные условия, зависимость от государственной помощи, принадлежность к этническим меньшинствам) и по социальному поведению (антиобщественному, криминальному). Эта социальная категория обособлена от остального общества рамками прав и пребывает в состоянии длительного отчуждения. Класс большинства, согласно Дарендорфу, защищает свои интересы, пытается удержать собственные позиции и одновременно не признает требований в отношении прав со стороны низшего класса. Длительная безработица и обнищание, переживаемые низшим классом, - факторы усиления напряженности в отношениях между этими классами.

    Что служит поводами для современных социальных конфликтов? По Дарендорфу, они развертываются вокруг гражданского статуса и жизненных шансов. Процесс расширения гражданского статуса дает новые шансы и делает социальное неравенство терпимым[13].

Современные конфликты не являются неким совершенно новым классом явлений. В них еще присутствуют элементы предшествующих конфликтов, проявляющиеся, прежде всего, как борьба класса большинства за перераспределение богатства и власти. Однако отношения между классом большинства и низшим классом не могут породить и не породят организованных конфликтов, которые можно было бы сравнить с конфликтами между буржуазией и рабочим классом [14].

Это положение основывается на том, что, во-первых, класс большинства имеет больший вес в обществе во всех аспектах, а низший класс не является социально сплоченной и организованной группой; во-вторых, происходит индивидуализация социального конфликта[15]. «Индивидуализация социального конфликта» означает социальный конфликт без классов. Если и наблюдаются действия организованных групп, то это группы особых интересов или социальные движения, а не классовые партии. Почему же низший класс не создает партии, чтобы решить свои социальные проблемы?

По мнению Дарендорфа, причина кроется в господствующей идеологии индивидуализма. Ее распространение вынуждает людей продвигаться по социальной лестнице, опираясь на собственные силы, и отказываться от реализации личных интересов путем организованного рабочего движения, поскольку этот путь требует большего количества времени и сил. В итоге способом предотвращения классовой борьбы становится индивидуальная мобильность. Еще одна причина того, почему низший класс не способен к организованной защите своих интересов, связана с феноменом отчуждения.

Таким образом, Р. Дарендорф приходит к выводу, что особенностью современного социального конфликта (по сравнению с классовой борьбой ХIХ века) является его многоликость и вариативность форм проявления (войны, демонстрации, забастовки с применением насилия, терроризм, «разборки» между теневиками и мафиозными структурами и т.п.), а также его повсеместность[16].

    Суть современного социального конфликта, считает он, уже не в том, чтобы устранить различия, так как принцип гражданства такие различия уже уничтожил. Современный социальный конфликт связан с действием неравенства, ограничивающего полноту гражданского участия людей социальными, экономическими и политическими средствами.

Основные гражданские права – ключ к современному миру. К ним относятся элементы правового государства, равенство перед законом и надежная процедура поиска правосудия.

В заключение Р. Дарендорф пишет: «В наше время еще сохранились многие остатки прежних конфликтов. К ним относятся и формы привычного классового конфликта. Однако никакого сравнимого с ним нового конфликта не возникло. Отношения между классом большинства и низшим классом не могут породить и не породят организованных конфликтов, которые можно было бы сравнить с конфликтами между буржуазией и рабочим классом. Но они создают проблему, чреватую серьезными последствиями. Общество, по всей видимости, готовое примириться с длительным существованием группы, не имеющей в нем никакого реального применения, ставит под вопрос собственное существование» [17].


                                              Заключение.

Известно немало разнообразных классификаций конфликтов, разработанных общественными науками, исследующими данный феномен: социологией, психологией, политологией. В основу классификаций кладутся различные критерии: состав участников, цель, способы проявления, уровни и др.

В этой работе рассмотрена только теория конфликта Ральфа Дарендорфа, утверждающего, что конфликт – это универсальный социальный факт, необходимый элемент всякой социальной жизни.

Несомненно, он внес существенный вклад в развитие социологической мысли.


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: