Творчество Стравинского

1913: «Весна священная». Благодаря оркестровой фантазии «Фейерверк» (1908) на Стравинского обратил внимание танцор и хореограф Сергей Дягилев, который сделал ему заказ на балетную музыку по русским сказкам. Премьера «Жар-птицы» в Париже в 1910 году принесла международную славу не только Стравинскому, но и Русскому балету Дягилева. В том же году композитор уехал в Швейцарию, где вместе с Дягилевым создал две балетные вещи: «Петрушку» (1911) и «Весну священную», премьера которой в Париже в 1913 году вылилась в театральный скандал. «Варварские» ритмы и насыщенные диссонансами гармонии шокировали публику, хотя многие композиторы увидели в этом предвестие нового направления в музыке. Три балета, как и опера «Соловей» (1914), насыщены русским фольклором и обладают интенсивной ритмичностью. А в пантомиме «История солдата» (1918), кроме того, ощутимо влияние джаза и западных танцев.

С 1920: Неоклассицизм. В 1920 году Стравинский переселяется в Париж, где сходится с поэтом Жаном Кокто и художником Пабло Пикассо. У истоков неоклассицистского периода творчества композитора стоит балет «Пульчинелла» (1920). Он основан на музыке, приписываемой Джованни Батиста Перголези, которую Стравинский трансформировал с помощью стилевых средств модерна. Возникший в 1900 году неоклассицизм, отталкиваясь от ограничений экспрессионизма Венской школы и от «перегруженности» поздней романтики, возвращался к предромантической музыке. Стравинский ставил задачу сломать традицию чисто выразительной, экспрессивной музыки.

В 1924 году он так комментировал свой духовой октет «Octuor»: «У этой разновидности музыки нет другой цели, кроме как наслаждаться собою». В последующие 15 лет Стравинский часто выезжал на гастроли в Европу и Америку в качестве пианиста и дирижера собственных произведений. Из энергий его православной религиозности в 1927 году выросла оратория «Царь Эдип» — а капелльные хоры на литургические тексты, а в 1930 году — «Симфония псалмов» для хора и оркестра. Следующие произведения сориентированы на самые разные прообразы и музыкальные эпохи: балет «Поцелуй феи» (1928) имитирует стиль Петра Чайковского, «Каприччио» для фортепиано и оркестра (1929) восходит к творчеству Карла Мария фон Вебера. В 1931 году написан скрипичный концерт в d-Dur, признанный одним из самых выдающихся достижений этого жанра в XX столетии.

В 1934 году Стравинский принял французское гражданство и закончил сценическую мелодраму «Персефона» по Андре Жиду. Пять лет спустя, с началом второй мировой войны, композитор переселяется в США, где преподает в Гарвардском университете.

В 1945 году Стравинский становится гражданином США. В Америке он написал, среди прочего, две симфонии (1940 и 1945), а также Латинскую мессу для смешанного хора и духового квинтета (1948).

С 1951: Занятия серийными техниками.

В 1951 году Стравинский дирижировал первым исполнением своей оперы «The Rake's Progress» в Венеции. Эта вещь завершает неоклассицистский период его творчества. Стравинский интересуется, в том числе, двенадцатитоновой техникой Арнольда Шёнберга, которую он до тех пор считал неподходящей для своих музыкальных интенций. Новая направленность выявляет себя в «Кантате» (1952), затем в балете «Агон» (1957) и оратории «Threni» (1958). Поворотным моментом в его музыке стала написанная в 1959 году пьеса «Движения» для фортепиано и оркестра, полностью подчиненная законам серийной техники. Семь лет спустя он завершил свои последние произведения: «Requiem canticles» и фортепианные пьесы «The Owl and the Pussy-Cat».

В 1967 году, в Торонто, Стравинский в последний раз стоял за дирижерским пультом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: