Любимым чтением русских людей стало «Житие Сергия Радонежского». Оно показывает образец высоконравственного, трудолюбивого, религиозного человека

Пир московских бояр

Монголо-татарское нашествие нанесло русской культуре большой урон. Но со 2-й половины 14 века начинается её подъём, связанный с успехами хозяйства и победой в Куликовской битве.

Культура отражала новшества в жизни страны и изменившееся настроение народа. Это было связано с объединением вокруг Москвы и наметившимся освобождением от ига.

Летописец

Возрождается летописание. Новые летописные своды создавались при дворах князей – во Владимире, Ростове, Рязани, Твери, Москве. Не прерывалось летописание в Новгороде и Пскове.

Центры летописания

Летописи писались по образцу. Сначала рассказывали о событиях времён Рюрика. Включали «Повесть временных лет». Повествовали о своих князьях. Авторы связывали древнюю историю Руси с историей собственного княжества и делали вывод, что только их князья должны возглавить процесс объединения.

Объединение вокруг Москвы привело к тому, что московское летописание начинает приобретать общегосударственный характер. Первым общерусским летописным сводом стала Троицкая летопись, созданная в начале 15 века. В 1442 году начал создаваться «Русский хронограф» – описание всемирной истории, которое составил Пахо̀мий Логофѐт. Одним из знаменитых сводов стал Московский свод 1479 года.

Московские летописи были проникнуты мыслью о необходимости объединения русских земель и сильной власти. В них Москва рассматривается как преемница Киева и Владимира.

Жития̀ – церковные сочинения о выдающихся людях. Их героями становились личности, чья жизнь была связана с событиями в истории Руси. Чей подвиг стал примером. Многих из них церковь причисляла к лику святых.

«Житие святого Александра Невского» рассказывало о подвигах князя в борьбе с завоевателями, о его отношениях с Ордой, о его смерти на пути из Сарая. Люди, читая «Житие...», проникались высокими идеями служения Родине.

Любимым чтением русских людей стало «Житие Сергия Радонежского». Оно показывает образец высоконравственного, трудолюбивого, религиозного человека.

Появляется воинская повесть. В этом жанре совмещались исторические факты с литературным вымыслом. Одним из памятников является «Повесть о разорении Рязани Батыем», где осуждались княжеские распри, как главная причина поражения.

После победы на Куликовском поле возникли произведения, проникнутые мыслью о единстве русских земель, как залога победы над Ордой. Популярными были «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задо̀нщина». Главная идея «Задо̀нщины» – распри ведут к поражению, единство между князьями – залог победы над врагом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: