Фортепианная музыка Дебюсси – одно из самых заметных явлений в западно-европейской музыке на рубеже 2-х столетий. Будучи прекрасным пианистом, писал для фортепиано на протяжении всей жизни. Стиль раскрылся наиболее ярко. От раннего к позднему периоду творчества фортепианная музыка подверглась эволюции.
Своеобразие раскрылось, прежде всего, в образном строе, связанном с разнообразием и богатством сюжетов, картин природы: «Туманы», «Ветер на равнине», «Сады под дождём». Не стремился к чисто изобразительным моментам.
Всегда пейзаж связан с настроением, ощущением собственного отношения к тому или иному поэтическому образу. Возможна быстрая смена настроений.
Привлекает возможность воплощения в фортепианной музыке жанровых сценок и музыкальных портретов. Умение несколькими штрихами создать реальный жизненный образ – «Вечер в Гранаде», «Ворота Альгамбры», «Девушка с волосами цвета льна». Есть сочинения, навеянные сказочными, легендарными сюжетами – «Фея», «Затонувший собор», произведениями античности – «Дельфийские танцовщицы».
|
|
Отдаёт предпочтение фортепианной сюите: Бергамасская сюита, Маленькая сюита, «Детский уголок», либо миниатюрам, склонен к свободным импровизационным композициям типа прелюдий.
Отказавшись от традиционных форм (соната, вариации, концерт), сохраняет стройность композиции с чётким делением на разделы при помощи цезур, фермат и т. д.
Являясь создателем нового стиля, композитор создаёт новые приёмы фортепианной техники, основанной на сложной комбинации различных видов-аккордов и октав, гаммаобразных и арпеджированных пассажей. Часто меняет фактуру, регистры, использует крайние без заполнения среднего, что способствует широкому звуковому объёму. Виртуозные возможности инструмента подчинены художественной задаче.
Характерна тонкая и сложная педализация с широким применением полупедали, что связано с необходимостью задерживать некоторые звуки или аккорды на отрезках большой протяжённости.
Многие пьесы содержат авторские указания относительно характера исполнения («как нежная и грустная жалоба», «вспыльчиво», «нервозно и с юмором»). Часто они связаны с живописными, красочными задачами: «вибрируя», «почти барабан». Уступая произведениям Бетховена, Шопена, Листа, Шумана в глубине содержания, масштабе замыслов, форм, Дебюсси значительно расширил темброво-звуковые возможности фортепиано, его колористику.
Прелюдии
Цикл состоит из 2-хтетрадей (1910, 1913 гг.) и завершает развитие этого жанра в западно-европейской музыке. У Дебюсси этот жанр подводит черту в исканиях в области образного содержания и стиля композитора. Это цикл миниатюрных музыкальных картин, в каждой из которых заключён самостоятельный художественный образ. В них нет такого богатства образного содержания как в прелюдиях Шопена, но в них разнообразие живописно-поэтической тематики. Каждая имеет программное название, указанное в конце (нежелание навязывать свой замысел). Они почти не связаны с литературным первоисточником, связь ощущается лишь в близости поэтическим образам («Терасса, освещаемая лунным светом).
|
|
Программные названия навеяны впечатлениями от картин природы («Туманы», «Паруса», «Вереск»). В выборе пейзажных картинок иногда проявляются черты символизма («Мёртвые листья», «Шаги на снегу»), но такие названия редки. Особое место занимают жанрово-бытовые сценки с использованием танцевальных жанров разных эпох и национальностей («Прерванная серенада», «Ворота Альгамбры» – Испания, «Генерал Лявин-эксцентрик», «Менестрели», «Кэк-уок» – США). Видное место занимает портрет. Далёк от изобразительности, больше интересует атмосфера, окружающая данный образ, его эмоциональное восприятие в совокупности с разными ассоциациями. В этом одна из главных особенностей романтизма и импрессионизма – сблизить музыку, литературу, изобразительное искусство с целью взаимного обогащения. Все прелюдии имеют законченную форму, как правило, 3-х частную.
«Дельфийские танцовщицы». Скульптурный образ мраморного античного барельефа раскрыт в жанре медленного танца. В основе мелодии в среднем регистре краткий хроматический мотив. Медленный темп, повторность на протяжении 11 тактов на p – показатель отсутствия развития. Сознательно избегает квадратность, смена размера ¾ на 4/4 и расширение построений до 5 тактов. Ощущение скульптурной объёмности и выпуклости образа создаёт фактура из 3-х планов. Мелодия в среднем голосе, бас и аккорды в верхнем. Регистровый разрыв достигает 5 октав. Середина – больше экспрессии за счёт роста динамики, встречного движения мелодии и сопровождения. Но развитие не приходит к кульминации (характерный приём Дебюсси), постепенно замирая на повисших в воздухе аккордах на pp в крайних регистрах. В репризе появляется ув. 5, истаивающая звучность, всё это передаёт остановившийся в барельефе танец.
«Холмы Анакапри». Сочетание живописно-картинного и жанрово-бытового начал (солнечный свет итальянской природы). Вступление 11 т. напоминает переборы гитары или мандолины, замирающие в воздухе (авторская ремарка «закончите вибрируя»). Основной танцевальный образ родится из отдельной ритмической фигурки и отдельного мотива, напоминающих тарантеллу. В 12 т. появляется тема 3-х частной композиции. Стройная тактовая структура (1+1+2), пентатоника, солнечный пейзаж. Другой образ I части (в духе народности) имеет грубовато-шутливый характер: размашистая мелодия в басу с остановками на слабой доле, октавное изложение.
Средняя часть контрастирует медленным движением. Плавный томный танец типа медленного вальса с ритмическими перебоями 2-х и 3-х дольного метра. В правой руке 6/8, в левой – ¾. К концу всё застывает в неге оцепенения.
Третья часть начинается с вихревого движения. Тема тарантеллы звучит без сопровождения на фоне педали секстаккорда VI ступени H dur, что создаёт ощущение наслоения одного пласта на другой. Вторая песенная тема звучит радостно, открыто. Редкий для Дебюсси пример динамической репризы. К концу движение успокаивается. Два глиссандирующих пассажа создают ощущение вспышки света. В числе самых светлых творений Дебюсси «Остров радости».
«Прерванная серенада». Картины народного быта. Отсюда, характерные приёмы ритма, мелодики испанской музыки. Сначала издали как бы доносяться звуки гитары на одной струне с форшлаговыми украшениями и репетициями на одной ноте. А потом на квинте. Наконец-то появляется более ярко очерченная мелодия, напоминающая испанскую лирическую песню. Крайне малый диапазон, эскизность, незавершённость не позволяют назвать основным мелодическим образом. Рождается новое вступление в характерном маршевом ритме на 2/4, но остаётся без продолжения.
|
|
Танцевальные метры, различная фактура создают напряжённое ожидание серенады. Пряный гармонический язык подчёркивает атмосферу любовного томления. Но вместо серенады глухо звучат переборы струн, авторская ремарка «уходя» оттеняет мягкий юмор жанрово-бытовой сценки. Импрессионистичность прелюдии в рапсодичной форме, отсутствии развёрнутого мелодического образа, в обилии мелькающих намёков на него, в главном выразительном значении «фона».
«Девушка с волосами цвета льна». Пример музыкального портрета («Сестра Моника», «Привлекательная» у Куперена, Шопен, Паганини у Шумана). Дебюсси интересует мгновенный набросок без психологической углублённости. Данная прелюдия напоминает акварельный рисунок с мягкими тонами, тонкой игрой светотени. Кристально чистый главный образ воплощён в неторопливо разворачивающийся одноголосной мелодии, напоминающей наигрыш пастушьего рожка. Мелодия с мягкими очертаниями лишена вводного тона. В гармонии – плагальные обороты, цепочки квартсекстаккордов, последовательности неразрешённых нонаккоров, перемещения, создающие ощущение тонкой игры красок. В 3-х частной композиции нет контрастности: средняя часть отмечена тональным сдвигом и регистровым поворотом. Реприза сокращена. Содержит одно проведение темы. В конце последовательность квартовых звучаний на pp создаёт зрительное ощущение удаляющихся шагов.
«Затонувший собор». Прелюдия навеяна литературным первоисточником (бретонская легенда о древнем городе Ис, поглощённым морем). Но на рассвете при звоне колоколов он поднимается из пучины. Музыка более тонко воспроизводит картину живописного морского пейзажа.
|
|
Начало I части рисует картину предутренней мглы, морского тумана, плеск волн. Цепочка II аккордов на пустых кварто-квинтовых созвучиях проходит на приглушённой звучности, после паузы звучит как эхо. Расширение диапазона до 3-х октав без заполнения середины создаёт ощущение зыбкости, а также повторение одного и того же звука (авторская ремарка «тихо звучит в густом тумане»), имеют программный смысл. Постепенное прояснение колорита происходит благодаря усилению динамики, изложению фактуры (появление цепи разложенных трезвучий), красочной смене тональностей (H-Es-C), появлению мелодии с жанровой окраской. В начале звучит как суровый, торжественный хорал – символ средневековья – в параллельном диатоническом движении 6/4. Органный пункт с играет роль сдерживающего начала и средства, имитирующего
звучание колокола. Но постепенно этот образ растворяется в туманных звучностях.
В средней части мелодия носит характер сосредоточенного раздумья. Её сдержанность сменяется огромным нагнетанием звучности и расширением диапазона. 4 такта драматически-суровой кульминации передают картину поднявшегося из воды собора. Быстрый спад возвращает к спокойному повествованию. Сжатая реприза построена на теме хорала в трансформированном виде. Звучит на pp на фоне арпеджированного сопровождения, как воспоминание об исчезнувших образах прошлого. Кода повторяет вступление, придавая цельность прелюдии, что также подчёркивается монотематизмом.