Фортепианное творчество Э. Грига

Фортепианная музыка – основа творчества Грига. Обращался на протяжении всей жизни. Фортепиано самый дорогой инструмент, которому доверял свои мысли о сокровенном. При разнообразии тем и образов (картины природы и быта, сказочная фантастика, эпос Норвегии) наблюдается общая тенденция к поэтической программности и к сфере лирических настроений. Художественное в его творчестве – проводник искренности, народное – естественный язык, а не подражание мнимой простоте, национальное – форма выражения общечеловеческого содержания, оригинальность – своеобразие почерка, свежесть интонаций.

Григ – мелодист «природнейший песнопевец», соединяет достижения западно-европейской культуры с особенностями скандинавского фольклора. Богатство тем, изобретательность их развития. Сделал громадный вклад в область интонирования фортепиано при очень скромной фактуре. Характерно искусство формообразования посредством многократного раскрытия в неисчерпаемой вариантности содержания народных интонаций.

Стремление избежать многословия привело к миниатюре – искусству сжатой, строго очерченной формы интонационного высказывания.

Поэтическое у Грига – образно-осязаемое и видимое, нет звукоподражания. Наблюдается явление импрессионистичности – каждый звуковой миг постигать как явление окружающей действительности. Интимно-лирический тон музыки. Не был драматургом, несвойственны конфликты, контрасты. «Углубляет интимное музицирование у домашнего очага до ощущений возвышенного» (Асафьев). Эти тенденции раскрываются в цикле «Лирические пьесы» из 10 тетрадей (писал всю жизнь), который стал дневником композитора.

Название сборников не определяет их тематику и программу («Кобольд», «Свадебный день в Трольхаугене», «Халлинг»). Лирическое начало проявляется в характере восприятия и отображания действительности. Миниатюра Грига – впечатления, образы и картины, запавшие в душу художника (эпилог – цикл «Настроения»). В каждой тетради Григ сохраняет программные обозначения: иногда конкретные, иногда жанрово-характеристические (Элегия, Вальс). Следует принципам шумановской программности, создавая картины-настроения. Пьесы популярны как у профессионалов, так и у любителей (просветительская миссия романтиков). Применяет контрастную 3-х частную и 3-х пятичастную форму. Вариационный принцип развития, фактура экономна и несложна. Пьесы требуют от исполнителя тонкой педализации, утончённости нюансировки, тонкого rubato.

66 лирических пьес (10 тетрадей). Относятся к 80 – 90-м годам, написаны в дни летнего отдыха в Трольхаугене. Каждая из тетрадей – альбом зарисовок, не связанных общим смыслом. Лишь некоторые тетради приобретают облик программной сюиты. Третья тетрадь объеденена темой природы, Пятая – «Норвежская сюита».

Третья тетрадь, ор. 43. – «Весенняя сюита», лирико-пейзажные зарисовки, объединённые светлыми диезными тональностями A dur, Fis dur. Изысканная грация ритмики и мелодического рисунка характерного для «Бабочек». Сверкающая игра красок оттеняется бесхитростными напевами в народном духе типа элегии «Одинокий странник», пьесы «На Родине», где выписан хрустально-чистый колорит северного пейзажа (высокий регистр в Fis dur, прозрачная фактура, мелодия в духе норвежской песни).

В центре цикла контрастные по настроению «Птичка» - идиллическая миниатюра и близкая восторженно-пантеистическим романсам поэма «Эрос», воспевающая пробуждение родной природы и первой любви. Это восторженное чувство раскрывается в приподнято-ликующем финале цикла «Весной». Лирика сочетается с живописным изображением. Трепетно-звенящая фактура, распевная, свободно развёртывающаяся мелодия на репетициях аккомпанирующих аккордов в светлом регистре создаёт впечатление воздуха, света, простора.

Пятая тетрадь, ор. 54 – лирика, пейзаж, народный быт и фантастика подчинены образу Норвегии. Нежные акварельные краски Третьей тетради вытесняются контрастными красками, изобразительными элементами. Задумчивая элегия «Мальчик-пастух» переносит в горы Норвегии. Импровизированный свирельный напев насыщен лирической экспрессией (хроматизированный напев с повыш. IV ступенью). Мелодические орнаменты приобретают оттенок томления, скорби, медленного угасания.

Контраст вносит танец-шествие «Гангар». Упругая синкопированная ритмикаСептимы на сильных долях, диатоника. Полнокровное воплощение народной тематики предвосхищают появление жизнеутвержающего цикла «Крестьянских танцев» - «слоттов». Рисует картину приближающегося шествия (вариационная форма).

«Шествие троллей» - традиция Пер Гюнта, но оттенок лукавого юмора. Это и злобные духи тьмы и маленькие уродцы. Народный напев народного трио, жужжащие пассажи рисуют картины природы светлой и прекрасной.

«Ноктюрн» - восторженное созерцание красоты. Выразительные мелодии, меддленно нисходящие гармонии, ритмическая свобода дыхания, живописность фактуры с тремоло и трелями, перекличкой птичьих голосов – всё создаёт застывший образ, импрессионистический лунный пейзаж.          

     «Скерцо» - образ сказочной фантастики, картина таинственного полёта и царство эльфов и троллей отражено в 2-х голосной фактуре с резкими динамическими контрастами.

Финальная пьеса «Колокола». Импрессионистическая звукопись, предвосхищающая Дебюсси и Равеля. Сочетание квинтовых созвучий различных функций, наслоение S на T, D на S. При соответствующей педализации создаётся эффект дальнего звона в горной долине.

Пятая тетрадь «Лирическая сюита» переложена для оркестра кроме 2-х последних номеров.

Последние ять сборников обнаруживают пестроту тематики, неравноценность художественного решения. Рядом с жемчужинами «Кобольд», «Вечер в горах» салонные пьесы «Французская серенада», «К твоим ногам». Вдохновенны народно-жанровые пьесы. Более свободная трактовка народной темы, расширяются масштабы пьес, танец превращается в народно-бытовую сцену, пастушьи наигрыши – основа этюда-пейзажа.

«Свадебный день в Трольхаугене» посвящена Нине Григ (1896). Тема крестьянского марша отличается строгой симметрией гармонических соотношений: T – D, S – T. Ритмованная поступь марша подкрепляется басовыми квинтами (3-х частная форма). В песенной мелодии трио слышится признание в любви. Использованы различные приёмы фортепианной техники: martellato в средней части I эпизода, арфовые пассажи в нижнем регистре. Не выходит за пределы камерности, продолжая линию мендельсоновских маршей.

Буйный ликующий «Халлинг» из 10-й тетради. Простой наигрыш разнообразно варьируется. Тема диатонична, тонально устойчива на Т органном пункте. Мелодические линии очерчены крупными штрихами, подчёркнуты моменты активного нарастания и спада. Динамическая реприза готовится глиссандо – самый виртуозный момент танца.

Народно-танцевальные темы композитор вплетает в миниатюры интимно-лирического характера. «Из юных дней», «Тоска по Родине». Норвежский фольклор имеет место и в характеристических пьесах «Песнь крестьянина», «Матросская песня», 2 баллада.

С особой любовью обращается к темам пастушьих песен, создаёт на их основе поэтические северные пейзажи. «Мальчик-пастух» ор. 54, «Вечер в горах» ор. 68, «Летний вечер» ор 71.

Дар поэтической фантазии раскрылся в пьесе «Кобольд» ор. 71 (маленький тролль). Быстрый темп, контраст динамики, тонкая игра гармонических красок. В момент кульминации вторжение «чуждого звука», находящегося в тритоновом соотношении к тональности E dur. Близость сказочным образам Р-К, Лядова. Народная сказочность – часть собственного художественного восприятия.

Большое место занимает лирика – лирические картины настроений, отклики, воспоминания – элегия, мелодия, вальс, колыбельная. Лирическими высказываниями являются пять вальсов мечтательно-элегического настроения. Эволюция лирической темы просматривается в поздних фортепианных пьесах 90-х годов. От обобщённых образов он приходит к лирике скорбно-сосредоточенных настроений.

Влечение к утончённой поэзии настроений воплотилось в мимолётных образах пьес «Иллюзия», «Тайна», «Сновидение». Импрессионистическая фактура и ритмика, на I план выступает звукопись.

«Летний вечер». Мерцающие переливы гармонических красок, струящиеся пассажи из нисходящих кварт, хроматические секвенции, неожиданные разрешения диссонансов – картина скользящих, набегающих облаков, лёгкой тенью омрачающих северный пейзаж.

7 пьес последнего сборника ор.71 разнообразных по тематике, представляют все сюжетные линии. Здесь же скорбная пьеса «Прошло» (коней жизненного пути). Завершает цикл пьесой «Отзвуки», которая перекликается со вступительной «Ариеттой». Их разделяет 34 года. Музыка приобретает смягчённый, нежно-прозрачный колорит.

Фортепианный стиль Грига отличают сочетание красочности и простоты, богатством колорита и удобства фактуры. Легко исполнимые пассажи всегда «наполнены». Характер фактуры всегда предполагает звучание тембров симфонического оркестра.

   Григ – поэт фортепиано. Несложность технических средств всегда предполагает владение техническим искусством. Большая часть фортепианных колористических удач композитора вытекает из новизны интонаций и ритмов. Разнообразное применение органных пунктов и остинатных фигур. Остинатные повторы в мелодии применяются в момент сконцентрированности душевного состояния.

Характерная черта фортепианного стиля – экономная фактура сопровождения. Выдвигающаяся на I план мелодия иногда начинается с одноголосного изложения, типичны унисоны, октавные удвоения.

Тонкая орнаментика – признак норвежского народно-инструментального украшения – часть мелодии.

Гармония определяет тип фактуры. Применяет народные лады, вводнотоновый лад, родившийся из альтерационных гармоний. Голосоведение напевно-мелодическое. При усложнении гармонии не выходит за пределы функциональности.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: