ОД: «900 блокадных дней»

Цель: воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, расширять и уточнять знания детей о войне, объяснить, что значит термины «Великая Отечественная», «Блокада»; формировать понимание того, что все великие поступки совершаются из любви к Родине и своему народу.

Предварительная работа:

· беседы о войне,

· чтение художественной литературы о войне;

· рассматривание фотоальбомов, иллюстраций с изображением Блокадного Ленинграда;

· разучивание стихотворений, песен о войне;

· просмотр видеофильмов о войне, о Блокадном Ленинграде;

· прослушивание военных фильмов, клипов на военную тематику.

Развивающая среда:

· презентация «Пайка блокадного хлеба»;

· фотографии с изображением города Ленинграда во время войны;

· ноутбук;

· стереомагнитола;

· записи песен о войне;

· запись «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича.

Ход ОД:

Педагог: Прошло уже более 70 лет с того грозного 1941 года, когда ранним утром 22 июня фашистские полчища вероломно напали на нашу Родину.

Опять война, опять блокада…

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда – не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Дети выходят по очереди и читают стихи.

1 ребенок (подходит к столику, на котором стоит бидон):

Опять налёт, опять сирены взвыли.

Опять зенитки начали греметь.

И ангел с Петропавловского шпиля

В который раз пытается взлететь.

Но неподвижна очередь людская

У проруби, дымящейся во льду.

Там люди воду медленно таскают

У вражеских пилотов на виду.

Не думайте, что лезут зря под пули.

Остались — просто силы берегут.

Наполненные вёдра и кастрюли

Привязаны к саням, но люди ждут.

Ведь прежде чем по ровному пойдём,

Нам нужно вверх по берегу подняться.

Он страшен, этот тягостный подъём,

Хотя, наверно, весь — шагов пятнадцать.

Споткнёшься, и без помощи не встать,

И от саней — вода дорожкой слёзной…

Чтоб воду по пути не расплескать,

Мы молча ждём, пока она замёрзнет…

Выходит 2-ой ребенок, подходит к столику с книгами.

2-ой ребенок:

Мы, чтоб согреться, книги жжём.

Но жжём их, будто сводим счёты:

Те, что не жалко, — целиком,

У этих — только переплёты.

Мы их опять переплетём,

Когда весну в апреле встретим.

А не придётся — вы потом

Нас вспомните по книгам этим…

Выходит 3-ий ребенок, подходит к столику с черным хлебом.

3-ий ребенок:

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был — из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький — с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко — чистый просто.

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали…

Педагог: Вражеские войска взяли в кольцо славный город Ленинград, блокировали его, никто не мог проникнуть в Ленинград и выйти из него. Блокада Ленинграда длилась 900 дней. В городе оставалось 2,5 миллиона жителей, среди которых – дети. Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла, еды. Самым вкусным и сладким для них была не конфета, а крошечный кусочек хлеба.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря священным даром назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

(О.Берггольц «Ленинградская поэма»)

К людям все ближе подкрадывался голод, они болели, страдали, но верили, что про них не забыли. Осажденным жителям Ленинграда, через Ладогу была организована «Дорога жизни», по которой смогли эвакуировать часть населения и доставить некоторые продукты.

«Дорогой жизни» шёл к нам хлеб.

«Дорогой жизни» многих к многим.

Ещё не знают на земле.

Страшней и радостней дороги.

(О.Берггольц. «Ленинградская поэма»)

18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.

«Враги кричали: «Нет конца

У Ленинградского кольца!»

Мечом рассек его боец –

И вот кольцу пришел конец.

(С.Маршак)

После войны в Ленинградской области на дороге Жизни поставили много памятников, которые мы часто видим: Километровые памятные знаки «Дороги Жизни», «Румболовская гора», «Разорванное кольцо», памятник погибшим детям «Цветок жизни», траурный курган «Дневник Тани Савичевой», 900 берез – то количество блокадных дней, памяти машины солдата, ежегодно, в этот день проходит марафон по Дороге Жизни. Это уникальное соревнование – дань памяти ленинградцам и героическим защитникам города, перенесшим множество испытаний, но сохранивших веру в победу.

В память о Блокаде было написано большое количество стихов, картин, музыкальных произведений: вот одну из песен мы сейчас с вами и споем. Песня Натальи Яковлевны Соломыкиной «Песня о Блокаде»

Дети поют «Песню о Блокаде»

 

ОД: «Наша Победа»

Дети:

· «Одна у человека мать, одна и Родина»,

· «Береги землю родимую, как мать любимую»,

· «Человек без Родины, что соловей без песни»,

· «С родной земли – умри, не сходи»,

· «Герой – за Родину горой»,

· «Русский боец – всем молодец»,

· «Мир строит, а война разрушает»,

· «Если армия сильна, непобедима и страна»,

· «Береги Родину, как зеницу ока».

· «Умелый боец везде молодец».

· «Хорош в строю - силен в бою».

· «Солдатское дело - воевать храбро и умело».

· «Русский солдат не знает преград».

· «Красна девушка косами, а солдат орденами».

· «Набирайся ума в учении, храбрости - в сражении».

· «Друг за друга стой - и выиграешь бой».

Педагог: Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб в этой войне. Обратите внимание на экран. Здесь вы видите фотографии наших земляков - героев Великой Отечественной войны.

Особое мужество, героизм и отвагу на фронте проявили липчане - Герои Советского Союза. И среди этих героев была Ксения Константинова. Когда враг занял город Елец и стал приближаться к Липецку, 16-летняя девушка решила добровольцем уйти на фронт. В ночь на 1 октября 1943 года, когда санинструктор Ксения Константинова у деревни Шатилово собирала раненых на поле боя и оказывала им помощь, неожиданно из-за холма появилось около 100 немцев. Они открыли огонь из автоматов и стали окружать кустарник, где лежали тяжелораненые. Ксения приняла неравный бой. Она уничтожила около 60 фашистских солдат, была ранена в голову, отстреливалась до последнего патрона.

Когда кончились патроны, озверевшие фашисты схватили её и подвергли нечеловеческим пыткам: выкололи ей глаза, вырезали груди, отрезали нос и прибили тело колом к земле. Когда наши части 2 октября отбили у врага этот клочок земли, то едва узнали изуродованное тело героини. Оно лежало на окровавленной земле, а вокруг валялись десятки трупов врагов.

Медицинское училище, где училась Герой Советского Союза, Ксения Константинова, названо ее именем.

Увековечивая память героев, горожане установили на одной из центральных площадей обелиск Вечная память, у подножия которого горит вечный огонь и постоянно лежат цветы. Одна из улиц города названа проспектом Победы. И здесь возвышается памятник Победы. Никто не забыт, ничто не забыто… Давайте встанем и почтим минутой молчания память о всех героях, погибших за мир и счастье на Земле.

(Все встают, молчат минуту).

9 Мая в главном городе нашей страны, Москве, и во всех городах России, проходит Парад Победы, по Красной площади идут полки, чеканят шаг солдаты, движется военная техника, демонстрируя мощь и силу нашей страны, пролетают над городом военные самолеты. Люди возлагают цветы к Могиле Неизвестного Солдата, но самые главные на этом празднике – ветераны, люди выжившие и победившие в той страшной войне. На их груди сияет множество орденов и медалей за мужество и смелость, за героизм и отвагу.

Давайте подойдем и посмотрим, как они выглядели. Во многих семьях есть награды, которых удостоились на войне прадедушки. Они бережно хранятся как память о подвигах.

Педагог: Посмотрите вот перед вами орден «Победы». У солдат на пилотках сияла красная звезда. Красные рубиновые звезды горели на шпилях Московского Кремля. И орден «Победы» тоже сделали в форме звезды.

Ребята, сколько лучей у звезды?

Дети: Пять.

Педагог: Правильно, пять. Можно сказать, что пять сил, пять богатырей преградили путь фашисткой орде.

Кто эти богатыри?

Дети: Это солдат, моряк, лётчик, партизан и труженик тыла.

(Педагог рассказывает о каждом ордене и медалях, изображенных на экране.)

Педагог: А вечером бывает салют, посвященный этому великому дню. Сначала начинают греметь мощные залпы орудий, а потом в ночном небе столицы вспыхивает множество ярких разноцветных огней. Раздаются радостные крики людей: «Ура! Победа! Победа!».

Показ иллюстраций с изображением салюта в Москве и Липецке.

Дети:

1. День Победы это праздник,

Это вечером салют,

Много флагов на параде,

Люди радостно поют.

 

2. Ветераны с орденами.

Вспоминают о войне

Разговаривают с нами

О победной той весне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: