Цель: воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, расширять и уточнять знания детей о войне, объяснить, что значит термины «Великая Отечественная», «Блокада»; формировать понимание того, что все великие поступки совершаются из любви к Родине и своему народу.
Предварительная работа:
· беседы о войне,
· чтение художественной литературы о войне;
· рассматривание фотоальбомов, иллюстраций с изображением Блокадного Ленинграда;
· разучивание стихотворений, песен о войне;
· просмотр видеофильмов о войне, о Блокадном Ленинграде;
· прослушивание военных фильмов, клипов на военную тематику.
Развивающая среда:
· презентация «Пайка блокадного хлеба»;
· фотографии с изображением города Ленинграда во время войны;
· ноутбук;
· стереомагнитола;
· записи песен о войне;
· запись «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича.
Ход ОД:
Педагог: Прошло уже более 70 лет с того грозного 1941 года, когда ранним утром 22 июня фашистские полчища вероломно напали на нашу Родину.
|
|
Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Дети выходят по очереди и читают стихи.
1 ребенок (подходит к столику, на котором стоит бидон):
Опять налёт, опять сирены взвыли.
Опять зенитки начали греметь.
И ангел с Петропавловского шпиля
В который раз пытается взлететь.
Но неподвижна очередь людская
У проруби, дымящейся во льду.
Там люди воду медленно таскают
У вражеских пилотов на виду.
Не думайте, что лезут зря под пули.
Остались — просто силы берегут.
Наполненные вёдра и кастрюли
Привязаны к саням, но люди ждут.
Ведь прежде чем по ровному пойдём,
Нам нужно вверх по берегу подняться.
Он страшен, этот тягостный подъём,
Хотя, наверно, весь — шагов пятнадцать.
Споткнёшься, и без помощи не встать,
И от саней — вода дорожкой слёзной…
Чтоб воду по пути не расплескать,
Мы молча ждём, пока она замёрзнет…
Выходит 2-ой ребенок, подходит к столику с книгами.
2-ой ребенок:
Мы, чтоб согреться, книги жжём.
Но жжём их, будто сводим счёты:
Те, что не жалко, — целиком,
У этих — только переплёты.
Мы их опять переплетём,
Когда весну в апреле встретим.
А не придётся — вы потом
Нас вспомните по книгам этим…
Выходит 3-ий ребенок, подходит к столику с черным хлебом.
3-ий ребенок:
|
|
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был — из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький — с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко — чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали…
Педагог: Вражеские войска взяли в кольцо славный город Ленинград, блокировали его, никто не мог проникнуть в Ленинград и выйти из него. Блокада Ленинграда длилась 900 дней. В городе оставалось 2,5 миллиона жителей, среди которых – дети. Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла, еды. Самым вкусным и сладким для них была не конфета, а крошечный кусочек хлеба.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
(О.Берггольц «Ленинградская поэма»)
К людям все ближе подкрадывался голод, они болели, страдали, но верили, что про них не забыли. Осажденным жителям Ленинграда, через Ладогу была организована «Дорога жизни», по которой смогли эвакуировать часть населения и доставить некоторые продукты.
«Дорогой жизни» шёл к нам хлеб.
«Дорогой жизни» многих к многим.
Ещё не знают на земле.
Страшней и радостней дороги.
(О.Берггольц. «Ленинградская поэма»)
18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.
«Враги кричали: «Нет конца
У Ленинградского кольца!»
Мечом рассек его боец –
И вот кольцу пришел конец.
(С.Маршак)
После войны в Ленинградской области на дороге Жизни поставили много памятников, которые мы часто видим: Километровые памятные знаки «Дороги Жизни», «Румболовская гора», «Разорванное кольцо», памятник погибшим детям «Цветок жизни», траурный курган «Дневник Тани Савичевой», 900 берез – то количество блокадных дней, памяти машины солдата, ежегодно, в этот день проходит марафон по Дороге Жизни. Это уникальное соревнование – дань памяти ленинградцам и героическим защитникам города, перенесшим множество испытаний, но сохранивших веру в победу.
В память о Блокаде было написано большое количество стихов, картин, музыкальных произведений: вот одну из песен мы сейчас с вами и споем. Песня Натальи Яковлевны Соломыкиной «Песня о Блокаде»
Дети поют «Песню о Блокаде»
ОД: «Наша Победа»
Дети:
· «Одна у человека мать, одна и Родина»,
· «Береги землю родимую, как мать любимую»,
· «Человек без Родины, что соловей без песни»,
· «С родной земли – умри, не сходи»,
· «Герой – за Родину горой»,
· «Русский боец – всем молодец»,
· «Мир строит, а война разрушает»,
· «Если армия сильна, непобедима и страна»,
· «Береги Родину, как зеницу ока».
· «Умелый боец везде молодец».
· «Хорош в строю - силен в бою».
· «Солдатское дело - воевать храбро и умело».
· «Русский солдат не знает преград».
· «Красна девушка косами, а солдат орденами».
· «Набирайся ума в учении, храбрости - в сражении».
· «Друг за друга стой - и выиграешь бой».
Педагог: Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб в этой войне. Обратите внимание на экран. Здесь вы видите фотографии наших земляков - героев Великой Отечественной войны.
Особое мужество, героизм и отвагу на фронте проявили липчане - Герои Советского Союза. И среди этих героев была Ксения Константинова. Когда враг занял город Елец и стал приближаться к Липецку, 16-летняя девушка решила добровольцем уйти на фронт. В ночь на 1 октября 1943 года, когда санинструктор Ксения Константинова у деревни Шатилово собирала раненых на поле боя и оказывала им помощь, неожиданно из-за холма появилось около 100 немцев. Они открыли огонь из автоматов и стали окружать кустарник, где лежали тяжелораненые. Ксения приняла неравный бой. Она уничтожила около 60 фашистских солдат, была ранена в голову, отстреливалась до последнего патрона.
|
|
Когда кончились патроны, озверевшие фашисты схватили её и подвергли нечеловеческим пыткам: выкололи ей глаза, вырезали груди, отрезали нос и прибили тело колом к земле. Когда наши части 2 октября отбили у врага этот клочок земли, то едва узнали изуродованное тело героини. Оно лежало на окровавленной земле, а вокруг валялись десятки трупов врагов.
Медицинское училище, где училась Герой Советского Союза, Ксения Константинова, названо ее именем.
Увековечивая память героев, горожане установили на одной из центральных площадей обелиск Вечная память, у подножия которого горит вечный огонь и постоянно лежат цветы. Одна из улиц города названа проспектом Победы. И здесь возвышается памятник Победы. Никто не забыт, ничто не забыто… Давайте встанем и почтим минутой молчания память о всех героях, погибших за мир и счастье на Земле.
(Все встают, молчат минуту).
9 Мая в главном городе нашей страны, Москве, и во всех городах России, проходит Парад Победы, по Красной площади идут полки, чеканят шаг солдаты, движется военная техника, демонстрируя мощь и силу нашей страны, пролетают над городом военные самолеты. Люди возлагают цветы к Могиле Неизвестного Солдата, но самые главные на этом празднике – ветераны, люди выжившие и победившие в той страшной войне. На их груди сияет множество орденов и медалей за мужество и смелость, за героизм и отвагу.
Давайте подойдем и посмотрим, как они выглядели. Во многих семьях есть награды, которых удостоились на войне прадедушки. Они бережно хранятся как память о подвигах.
|
|
Педагог: Посмотрите вот перед вами орден «Победы». У солдат на пилотках сияла красная звезда. Красные рубиновые звезды горели на шпилях Московского Кремля. И орден «Победы» тоже сделали в форме звезды.
Ребята, сколько лучей у звезды?
Дети: Пять.
Педагог: Правильно, пять. Можно сказать, что пять сил, пять богатырей преградили путь фашисткой орде.
Кто эти богатыри?
Дети: Это солдат, моряк, лётчик, партизан и труженик тыла.
(Педагог рассказывает о каждом ордене и медалях, изображенных на экране.)
Педагог: А вечером бывает салют, посвященный этому великому дню. Сначала начинают греметь мощные залпы орудий, а потом в ночном небе столицы вспыхивает множество ярких разноцветных огней. Раздаются радостные крики людей: «Ура! Победа! Победа!».
Показ иллюстраций с изображением салюта в Москве и Липецке.
Дети:
1. День Победы это праздник,
Это вечером салют,
Много флагов на параде,
Люди радостно поют.
2. Ветераны с орденами.
Вспоминают о войне
Разговаривают с нами
О победной той весне.