Опасности субъективного характера, связанные с действиями человека в природе

 

Подавляющего количества несчастных случаев могло не произойти, если бы люди хорошо подготовились к маршруту или путешествию, владели необходимой техникой и страховкой, достаточно развитым чувством коллективной ответственности за каждый свой шаг.

Некоторые туристские организаторы и самодеятельные туристы организуют путешествие, не осознавая опасностей рельефа местности, особенностей климата района, пренебрегают накопленным ранее тактическим и практическим опытом. Такая группа, ведомая не квалифицированным инструктором-проводником, часто не может правильно оценить объективные трудности маршрута и попадает в опасную ситуацию. Важнейшим звеном в системе безопасности туризма также является личная физическая и техническая тренировка. Физически слабые участник группы замедляет ее темп, срывая запланированный график движения. В результате группа может не успеть рано утром пройти опасный отрезок маршрута и попадает под камнепад или в лавину.

Очень опасна техническая неподготовленность отдельных спортсменов, недостаточная практика использования ими приемов передвижения в горах и самостраховки. Срыв одного в неожиданный для остальных участников момент времени может плохо окончиться для всей группы. Однако сам по себе срыв хотя и опасен, но не приведет к трагическим последствиям, если спортсмены хорошо освоили приемы взаимной страховки. Обучение этому требует большого коллективного труда, зато дает главное – безопасность хождения в горах.

Для повышения уровня безопасности туристам необходимо знать основные приёмы поиска и спасения, терпящих бедствие на маршруте, уметь своевременно оказать первую помощь пострадавшему, знать приёмы и способы транспортировки пострадавших.

К субъективным факторам, влияющим уровень безопасности туристского путешествия, относятся опасности:

Из причин явившихся, связанных с низкой сознательностью и недисциплинированностью, наиболее часты следующие:

· выход на маршрут без необходимой проверки готовности к маршруту;

· отказ от помощи маршрутно-квалификационной комиссии и регистрации в поисково-спасательной службе МЧС России;

· нарушение действующих Правил соревнований по спортивному туризму;

· самовольное изменение и усложнение утверждённого маршрута;

· преодоление препятствий и прохождение сложных участков пути: перевалов, порогов и т.п., к которым туристы не подготовлены;

· произвольное нарушение графиков движения, режима дня;

· одиночный или индивидуальный бесконтрольный самодеятельный туризм, самовольное деление групп на неуправляемые и не обеспечивающие свою безопасность малочисленные группки;

· беспечность, бравирование риском, авантюристический отказ от страховки там, где она потенциально необходима.

К организационным просчётам при организации путешествия относятся:

· неправильный подбор и комплектование групп, где отсутствует «схоженность», общие цели, психологическая несовместимость и т.д.;

· неоптимальная расстановка сил в группе, например: размещение слабых участников в конце колонны, отсутствие опытных замыкающих, скопление туристов на потенциально опасных местах;

· неудачное распределение нагрузки, отсутствие навыков в работе с картами, лоциями и т.п.,

· потеря ориентировки на местности;

· неудачный выбор руководителя группы, который имеет малый опыт туристских маршрутов, не способен управлять группой в экстремальных ситуациях, плохо знает свои прямые обязанности или не пользуется авторитетом у туристов.

Не менее важно для повышения безопасности соблюдение установленного количества состава группы в зависимости от вида туризма, сложности маршрута и возраста участников похода, строгого выполнение требований, предъявляемых как к рядовым участникам, так и к руководителю группы в отношении их знаний, умения и навыков, создание устойчивого психологического климата в группе.

Резко снижают уровень безопасности плохое знание района путешествия, ошибки в оценке опасных и сложных участков, отсутствие запасных вариантов маршрута в случае резкого ухудшения погоды или болезни туриста, неоправданная спешка на маршруте без отдыха, акклиматизации, предварительного просмотра и разведки технически сложных участков, организации надёжной страховки и выбора безопасного пути, неумение организовать эффективную страховку и самостраховку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: