Значение страховки и самостраховки. Виды страховки: попеременная, одновременная, групповая, самостраховка. Самостраховка стационарная и при передвижении

 

В основе исполнительской составляющей обеспечения безопасности отдыха на природе или во время проведения туристского путешествия зависит от знаний и умений преодолевать естественные препятствия с организацией адекватной страховки. Используемые приёмы и страховочные средства зависят от вида туризма, сложности маршрута, характера препятствий, климатических условий, численности туристской группы и т.д. Основой технических средств страховки является веревка, прикрепляемая с помощью узлов, карабинов, зажимов и т.п. к индивидуальной страховочной системе, к крючьям, проушинам, скальным выступам, деревьям и т.п. Веревка удерживает человека от падения при срыве, служит перилами при переправах через реку, овраг или расщелину, при помощи веревки поднимаются и спускаются при преодолении крутых участков маршрута. Учитывая, что в системе страховки, кроме технических средств участвует и человек, то их подразделяют на страхуемых и страхующих:

· страхуемый – это член туристской группы, преодолевающий естественное препятствие, действия и безопасность которого контролируется другим членом группы при помощи веревки и других элементов страховочной цепи (крючьев, карабинов, оттяжек и т.п.).

· страхующий – это член группы, осуществляющий страховку страхуемого участника при помощи веревки и других элементов страховочной цепи.

Страховка – это комплекс мер для обеспечения безопасности туристов в походе; в узком смысле – совокупность технических средств и способов пользования ими, обеспечивающих возможность предотвращения тяжёлых последствий при срывах и авариях. Различают три вида страховки: групповая, взаимостраховка и самостраховка.

Групповая или массовая страховка предназначена для обеспечения безопасности большой группы туристов путём сооружения веревочных перил на переправах и крутых горных склонах, ограждений на узких опасных трассах и т.д. Групповая страховка в туристском путешествии обеспечивается за счёт заранее навешенной на опасном участке маршрута перильной веревки. Веревочные перила различают по их ориентации в пространстве: горизонтальные, вертикальные и наклонные. Кроме организации страховки перила используются как для поддержания равновесия в качестве опоры, так и для ускорения движения. Удержание сорвавшегося туриста осуществляется с помощью скользящего по веревке карабина, соединенного с индивидуальной страховочной системой на горизонтальных и наклонных перилах либо с использованием схватывающего узла, зажима или тормозного устройства на вертикальных перилах.

Взаимостраховка – основной вид страховки для групп или экипажей в составе от 2 до 4 человек с целью взаимодействия для предотвращения опасных ситуаций (например: срывов, аварий, потери ориентации), направленного на поддержку партнёра с использованием страховочных средств и специальных технических приёмов. В зависимости от порядка движения и расположения партнёров по связке различают одновременную страховку, когда все члены связки передвигаются одновременно, находясь примерно на равном расстоянии друг от друга, и попеременную страховку, при которой члены связки передвигаются по одному, страхуемые партнером или партнерами, которые в это время остаются на месте на самостраховке. Взаимная страховка при помощи веревки должна обеспечить удержание любого участника связки при его срыве, закрепление верёвки на местности и возможность оказания помощи сорвавшемуся туристу. При этом страхующая веревка может подходить к страхуемому сверху – верхняя страховка или снизу – нижняя страховка.

Самостраховка осуществляется при помощи индивидуальных страховочных средств без взаимодействия с другими членами группы и, следовательно, носит профилактический характер, либо при взаимодействии, но осуществляемая самостоятельно. Во время вертикального спуска или подъема с использованием веревки самостраховка обеспечивается при помощи присоединяемого к ним через схватывающий узел или автоблокирующеся фрикционно-стопорное устройство (стоппер), либо при помощи тормозного устройства. При индивидуальном прохождении маршрута, например, на соревнованиях, самостраховка обеспечивается выбором направления движения, постановкой ног, рубкой ступеней и т.п., а также ледорубом или альпенштоком. Страхующий участник всегда находится на пункте страховки, оборудованном на рельефе с использованием крючьев или веревочных петель, закрепленных на выступающих формах рельефа. Причём самостраховка организуется так, чтобы страхующее усилие в момент срыва было направлено в диаметрально противоположную от ожидаемого рывка сторону.

При срыве туриста связывающая веревка натягивается, и возникающая нагрузка воспринимается страхующим либо напрямую через руки, плечо или поясницу, либо через промежуточные точки опоры и закрепления веревки, называемыми точками страховки, например, крючьями, петлями с карабинами, выступами скалы, дерева, собственно веревкой, индивидуальной страховочной системы и телом страхуемого, в совокупности образующими страховочную цепь. Страховку по способу торможения или остановки падения сорвавшегося туриста подразделяют на три вида: страховку статическую, страховку динамическую и комбинированную:

· страховка статическая характеризуется тем, что веревка в момент срыва закрепляется жёстко и не протравливается, при этом мгновенно возникает значительная нагрузка на все звенья страховочной цепи. На практике в момент срыва веревка удерживается партнером по связке без протравливания, пока нагрузка не достигнет допустимой величины, после чего веревка протравливается до полной остановки падения сорвавшегося.

· страховка динамическая характеризуется тем, что верёвка при срыве удерживается с натяжением и протравливанием от момента срыва и до полной остановки падения сорвавшегося. Во избежание чрезмерных нагрузок на звенья страховочной цепи, которые могут привести к травме сорвавшегося, разрыву веревки или вырыванию крючьев применяют торможение путем протравливания верёвки через точку либо поверхность торможения – выступ скалы, карабин, тормозное устройство, корпус и руки страхующего.

· страховка комбинированная представляет собой используемые приемы двух предыдущих видов страховки, при которой обычно используются две и более точки торможения: крюк с карабином – выступ скалы – руки или выступ – плечо страхующего – рука и т.д. Величина усилия торможения зависит от возникающих в точках торможения сил трения и силы удержания или сжатия веревки руками страхующим участником. Небольшое тормозное усилие соответствует меньшей величине рывка, меньшему растяжению веревки, но большему тормозному пути, а большое тормозное усилие соответствует большей величине рывка, большему растяжению верёвки и меньшему тормозному пути. Для снижения зависимости страховки от точности действий страхующего применяют амортизаторы и специальные веревки с динамическими характеристиками.

Отдельные короткие до 3 м участки крутых скал или льда, где нет опасности падения на большую глубину, можно преодолевать с гимнастической страховкой подобно той, которой тренер подстраховывает гимнаста при выполнении упражнения на гимнастическом снаряде.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: