| Дом-убежище, укрытие, крыша, кров, защита, жилище, родное место-весь мир | Дом - жилище, родное место, семья, жена, дети, достаток, родина, мир |
Найдите в тексте и прокомментируйте чувства и переживания людей, лишившихся дома в ситуации войны.
| - бежала пешком полгорода… -издали все кажется страшнее -если так должно быть, то хочу и я там находиться, чтобы всем вместе умереть -Дима спешит домой -гора с сердца спадала -Пронесло? И так день за днем. (причастность судьбы человека к судьбе дома, единение, дом - живой) | -в глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается. - Когда сердце разжалось и в ушах зашумела кровь… - Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг… -не дай Бог никому таких писемполучать (Герой рассказывает о случившемся уже после нескольких лет по окончании войны, а событии –воспоминания были в 1942 году- однако Андрея Соколова давит удушье и у него прерывистый тихий голос.) |
Прочитайте строчки стихотворения «ОТВРАТИТЕЛЬНЕЙШИЙ ШУМ НА СВЕТЕ...»:
Отвратительнейший шум на свете -
Грохот авиона на рассвете...
И зачем тебя, наш дом, разбили?
Ты был маленький, волшебный дом,
Как ребенка, мы тебя любили,
Строили тебя с таким трудом. (Г.Иванов)
Что добавляет данное стихотворение к уже прочитанным вами текстам?
...сотни взрывов потрясали квартал Сан-Лоренцо.. Это была первая бомбёжка Рима.. Стоны, вопли ужаса слышались повсюду.. убитых и искалеченных мужчин, женщин и детей всё приносили и приносили. Совсем недавно эти дети играли на улицах Сан-Лоренцо. Принесли девушек, которые работали на мукомольных заводах Пантанелла. Это были просто человечески обрубки, разорванные человеческие тела.. Никогда в жизни я не видел столько крови и столько человеческих страданий.. Взрывы бомб практически стёрли с лица земли квартал Сан-Лоренцо.
(Из воспоминаний Розарио Бентинвенья - антифашиста)
«У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье», - говорил М.Шолохов.
Обратите внимание на финальные части текстов, сравните их.
| Защита, состоящая из лишнего легкого этажа, была, конечно, чисто символической. Когда бомбы падали близко наш дом начинал качаться. Нас уверяли, что это признак крепкой постройки… (оптимистический -всем хочется верить, что так и есть на самом деле) | Мы закурили. В залитом полой водою лесу звонко выстукивал дятел. Все так же лениво шевелил сухие сережки на ольхе теплый ветер; все так же, словно под тугими белыми парусами, проплывали в вышней синеве облака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни…… (оптимистический – пейзаж говорит устами автора, что жизнь продолжается) |
Л.Н.Толстой очень любил стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Это послужило одной из причин написания романа-эпопеи «Война и мир». А у М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату». (Идет запись песни и видеоряд из кинофильма «Судьба человека» или слайды презентации).
Как вы думаете, что общего в этой песне и произведении Шолохова?
Удивительное разнообразие тем для исследований может дать нам образ дома в русской литературе. Каждый век по-своему видит своих героев. Так же разным предстает образ дома в русской литературе. Век-предшественник изображает дом семейным гнездом, хранилищем традиций и истории родов, предметом, что формирует не только характеры, но и судьбы героев, писателей XIX века, но мы можем подвести итог, выделив основные, общие для всех черты: Дом – как родовое гнездо. Он символизирует традиции и историю рода. Является часто основным местом действия произведения. Писатели не жалели красок для описания семейных гнезд своих героев. Большинство из них жили в унаследованных от отцов и дедов поместьях, ценили и уважали его. Отношение к дому и нахождению в нем во многом предопределяло характер персонажа, наличие или отсутствие авантюрности в нем. Двадцатый век относится к жилищу уже иначе. Оно становится символом некоего регресса и иногда требует обновления, а то и избавления от него. Сложным и неоднозначным выступает образ дома в русской литературе
Для каждого из нас он имеет исключительное значение. Ведь в отчем доме человек не только родится, но и получает духовный и нравственный заряд на всю оставшуюся жизнь, в родном доме и в семье закладываются в человеке те нравственные ориентиры, которые будут нужны ему на протяжении всей жизни. Именно здесь человек ощущает и познаёт все начала в жизни. «Всё в человеке начинается с детства»,- подчеркнул писатель С. Михалков. И какими будем мы в жизни - это зависит от семьи, в которой мы выросли, от той духовной атмосферы, которая царила в родительском доме. Тема Дома - сквозная тема мировой художественной литературы. Писатели в своих произведениях рассказали нам о разных семьях и домах, в которых жили эти семьи. Недаром и народная мудрость много уделяет этой теме
И мне очень хочется верить в то, что и в наше время будет как можно больше родителей, заботящихся о своём доме и крепкой духовной атмосфере в нём.
Пусть каждый дом станет настоящим истоком нравственных ориентиров для молодых людей!
Домашнее задание.
1.Напишите сочинение – рассуждение по одной из предложенных тем: «О чём заставили меня задуматься тексты Ивановой, Бунина, Шолохова», «Что дорого героям?», «Какой ценой?» 2.Выбери пословицу или поговорку и докажи ее верность на своей семье.
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
| 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | -активно/пассивно -доволен/не доволен -коротким/длинным -устал/ не устал -стало лучше/ стало хуже -понятен/непонятен, интересен/скучен, полезен/ бесполезен -легким/трудным, интересным/неинтересным |






