Гносеологические основы научных исследований

Необходимо развести понятия «научное познание» и «научное исследование». Научное познание рассматривается как общественно-исторический процесс. Научное исследование является субъективным процессом получения новых знаний отдельным исследователем или группой исследователей. Магистрант, выполняющий научное исследование, должен четко и осознанно представить себе:

- каковы продукты научного исследования (теоретическая и практическая значимость);

- каковы критерии научности нового знания, которое он намерен получить в результате исследования (непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость результатов и др.);

- какими типами научного знания он оперирует;

- какими формами научного знания он пользуется и в каких формах научного знания он выстраивает структуру своего исследования;

- какие методы и средства научного познания он использует;

- что собой представляет научная теория, и какие требования к ней предъявляются в науке.

Продуктом научно-исследовательской работы является, прежде всего, знание. Существует совокупность критериев, используя которые можно отличить научные знания от ненаучных: истинность, обоснованность, системность, общественная значимость, опытная проверяемость, воспроизводимость и др.

Вспомним, что по признаку направленности, научные исследования бывают трех видов: фундаментальные, прикладные и разработки. Это свидетельствует о том, что содержание науки не всегда сводится только к нерешенным задачам (фундаментальные исследования), но науку также обогащают и прикладные исследования, целью которых является дополнение имеющихся открытий новыми фактами.

 

Задание 2. (практическая часть).

 

1. Выделить и записать основные ценности научного исследования.

2. В научных и методических журналах найти разные виды статей по проблематике своего исследования (данный материал понадобится на практических занятиях):

· Аналитическую статью

Аналитическая статья — это исследование, проводимое на основе исходной информации с использованием определенного метода. Основная цель аналитической статьи — это всесторонний анализ достаточно репрезентативных фактов, выводящий на решение научной задачи.

· Информационную статью

Информационно-повествовательная— материал располагается в последовательности, которая, как правило, соответствует их временному или пространственному развитию, свершению.

Информационно-описательная— публикуются либо в связке с Информационно-повествовательной либо отдельно от неё. В статье данного вида, информация излагается таким образом, чтобы у читателя составилось представление о предмете описания в целом, а также о его составных частях, отдельных свойствах и признаках.

· Методическую статью

Представляет обобщение собственного опыта и оценки накопленных в практической деятельности приемов, методов и средств, использованных для оптимизации образовательного процесса. Результатом этого, как правило, становится методическая статья, выступая как один из способов представления результатов, полученных в разного рода методической деятельности преподавателя.

 

Для поиска статей можно воспользоваться сайтами:

1. Альманах института коррекционной педагогики https://alldef.ru/ru/

2. Научная электронная библиотека «Киберленинка» https://cyberleninka.ru/

3. Научная электронная библиотека Elibrari https://www.elibrary.ru/defaultx.asp

 

Литература:

1.Кузнецов И.Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров / И.Н. Кузнецов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2017. —283 c. — 978-5-394-02783-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60483.html

2.Методические рекомендации по выполнению магистерской диссертации [Текст]/ [сост. Е.Ю. Волчегорская, М.В. Жукова, Н.П. Шитякова].- Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/316

3.Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 280 с. (ЭБС «IPRbooks» Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8500.html)

4.Основы научного исследования: методология, методика, практика: учебное пособие / Г.А. Герцог. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – 208 с. (ЭБС ЮУГГПУ: Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/591).

5.Циулина М.В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие / М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с. (ЭБС ЮУГГПУ: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/616

6.Циринг Р.А. и др Основы научно-исследовательской работы студентов: теория, технологии, практика [Электронный ресурс]: учебное пособие /Р.А.Циринг.- Электрон. текстовые данные – Челябинск: Печатный двор, 2016 -168 с.- Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27610654

7.Шкляр М.Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров / М.Ф. Шкляр. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2015. — 208 c. — 978-5-394-02518-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10946.html

8.Яковлев, Е.В., Яковлева, Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск: изд-во РБИУ, 2010. – 317 с. (ЭБС ЮУГГПУ: Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/279).

 

 

Возникающие вопросы и задания направить по электронной почте salavatulinalr@cspu.ru

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: