Процесс научного исследования в норме должен подчиняться определённому порядку:
1. Выявление противоречия в научном знании и постановка проблемы.
2. Определение объекта, предмета, цели и задач исследования
3. Выдвижение рабочей гипотезы и эмпирических гипотез.
4. Теоретическое обоснование и описание.
5. Планирование исследования.
6. Проведение исследования.
7. Проверка гипотез на основе полученных данных
8. В случае опровержения старой - формулирование новой гипотезы.
Ошибкой является такое изменение этого порядка, когда сначала проводится исследование, а потом формируется гипотеза, цель и задачи. Эта ошибка приводит к обесцениванию результатов исследования. Во-первых, боязнь неподтверждения гипотезы является необоснованной, т.к. опровержение гипотезы порождает такое же научное знание, как и её подтверждение. Во-вторых, творчество исследователя как раз и заключается в построении теоретической модели, которую потом подвергают проверке. Формулируя гипотезу на основе уже проведённого исследования, автор лишает свою работу творческого начала. В-третьих - уверенность исследователя в том, что гипотеза в любом случае будет подтверждена лишает его критической мысли, заставляя использовать «правильные» научные источники. И, наконец, в-четвёртых, пропуск этапа планирования приводит к тому, что при интерпретации данных вскрывается недостаток необходимых данных.