История становления и развития гигиены

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

КРЫМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

                   ИМ. С.И.ГЕОРГИЕВСКОГО

  КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ С ЭКОЛОГИЕЙ

      

ОБЩАЯ ГИГИЕНА И МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ

                           

                   УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

                  

                               СИМФЕРОПОЛЬ

 

                                          2003

Пособие подготовлено зав. кафедрой общей гигиены и экологии Крымского медицинского университета им. С.И. Георгиевского профессором С.Э. Шибановым в соответствии с Программой по общей гигиене для студентов медицинских факультетов (Киев, 2000) и отражает основные программные вопросы дисциплины.

Значительное внимание уделено разделам, недостаточно освещенным в учебной литературе (вопросы экологии, гигиены детей и подростков, гигиены жаркого климата и др.).

Пособие предназначено для студентов 3, 4 и 6 курсов медицинского факультета и 2 курса стоматологического факультета.

 

Рецензенты:

Зав. кафедрой социальной медицины профессор Е.С.Короленко

Зав. кафедрой нормальной физиологии профессор Е.В.Евстафьева.

 

КГМУ, Симферополь, 2003г.

 

 

 

ТЕМА № 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

ГИГИЕНА КАК МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА.

В медицине можно выделить 2 области: лечебную и профилактическую. Они находятся в органическом единстве и дополняют друг друга, но являются отдельными научными дисциплинами.

Объектом изучения лечебной медицины является больной человек, им занимаются врачи лечебного профиля и все клинические дисциплины.

Профилактическая медицина или “гигиена” (с греч. - приносящая здоровье) изучает практически здорового человека (индивидуальное здоровье) или населения региона или страны (популяционное здоровье) с целью сохранения или укрепления здоровья. Специалисты в этой области называются врачами-профилактиками, врачами-гигиенистами или санитарными врачами (за границей - врачами общественного здоровья - Public Health).

Понятно, что для каждого человека, для здравоохранения в целом и экономики страны гораздо эффективнее и выгоднее предупредить возникновение или обострение заболевания (первичная профилактика болезней), чем лечить уже возникшее, поэтому профилактическое направление в медицине имеет очень большое значение. Великий русский хирург Н.И.Пирогов еще в 19 веке писал: «Будущее принадлежит медицине предупредительной. Вот где находится истинный прогресс нашей науки».

Задачей изучения гигиены является формирование у будущего врача гигиенического мышления - умения связывать возникновение заболевания отдельного человека или определенной популяции людей с влиянием факторов окружающей, производственной или бытовой среды, с санитарными условиями жизни, на основе чего разрабатывать соответствующие мероприятия по предотвращению отрицательного влияния неблагоприятных факторов среды на здоровье человека.

 

Факторы, влияющие на здоровье населения.

Согласно данным ВОЗ, изучившей факторы, определяющие здоровье населения любой страны мира, оказалось, что состояние здоровья населения зависит от следующих причин:

1) на 48-53% - от социально-экономических условий и образа жизни,

2) на 18-20% - от генетического фактора,

3) на 17-20% - от качества (степени загрязнения) окружающей среды

4)  на 8-10% - от уровня развития и качества медицинской помощи. 

Таким образом, улучшение качества окружающей среды в принципе способно оказать в 2 раза большее положительное влияние на здоровье населения, чем развитие лечебной медицины.

 

 

Понятие гигиены как медицинской науки

Гигиена - медицинская наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека и предупреждению заболеваний (то есть проведение первичной профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии).

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ.

История развития гигиены насчитывает несколько тысячелетий и она является древнейшей медицинской наукой.

Всю многовековую историю гигиены можно условно разделить на 2 периода:

- эмпирическая гигиена (опытная гигиена) - постепенное накопление гигиенических знаний людьми со времени первобытного общества на основе собственного опыта или по опыту предыдущих поколений (употребление и сохранение различной пищи, воды из разных водоисточников, расположения жилья в разной местности и т.д.). Дальнейшее развитие эмпирическая гигиена получила в рабовладельческом обществе, во многом под влиянием религиозных предписаний - Древний Восток, Вавилон, Греция, Рим. В период средневековья центры медицинской науки переместились из задавленной инквизицией Европы на Восток (Авиценна). Завершается период эмпирической гигиены временем Возрождения в Европе (15 век), открытием микроскопа и природы заразных болезней (16-17 века).

- период научно-экспериментальной гигиены - период изучения вредных факторов, влияющих на здоровье человека, в натурных и экспериментальных условиях и разработка научно-обоснованных профилактических рекомендаций. Первый научный труд по гигиене - итальянского врача Б. Рамаццини - “Размышления о болезнях ремесленников”, где описаны условия труда 52 профессий (17 век). В России президент Петербургской медико-хирурги-ческой академии И. Франк (18 век) издал многотомную книгу - “Полная система медицинской полиции” (основы санитарной службы).

Первая кафедра гигиены на территории Российской империи была открыта в 1863г. в Киевском университете, в 1865г. - в Петербурге.

На Украине сейчас работают выдающиеся гигиенисты: акад. Ю.И. Кундиев (директор НИИ гигиены труда), акад. Е.И. Гончарук (ректор Национального медуниверситета), акад. А.М.Сердюк (директор Украинского научного гигиенического центра).

        ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ

Предмет изучения гигиены - здоровье человека и окружающая среда в их сложном взаимодействии.

Окружающая среда в широком смысле - все, что окружает человека и оказывает на него влияние. В гигиене под окружающей средой понимается 4 объекта, которые в первую очередь оказывают действие на организм человека:

1) атмосферный воздух,

2) питьевая вода и вода водоемов,

3) почва

4) продукты питания.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ:

1. Изучение природных и антропогенных факторов среды, воздействующих на человека - их источников, причин возникновения, путей воздействия на человека, основных количественных и качественных характеристик.

Классификация факторов окружающей среды, воздействующих на человека:

- физические факторы (шум, вибрация, ЭМП, радиация),

- химические (различные химические вещества),

- биологические (микробы, вирусы, биологические агенты и др.),

- психогенные (информационные),

- социальные (условия труда, жизни, культура, образ жизни и др.).

 

2. Изучение закономерностей влияния факторов среды на организм или популяцию (натурные или лабораторные эксперименты).

 

3. Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и рекомендаций по снижению или устранению влияния вредных факторов и усилению действия положительных факторов.

 

4. Внедрение гигиенических рекомендаций в практику, проверка их эффективности и дальнейшее совершенствование.

 

5. Научно-обоснованное прогнозирование санитарной ситуации в конкретном регионе или стране на ближайшую и отдаленную перспективу на основе многофакторного математического моделирования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: