МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С.И.ГЕОРГИЕВСКОГО
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ С ЭКОЛОГИЕЙ
ОБЩАЯ ГИГИЕНА И МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
СИМФЕРОПОЛЬ
2003
Пособие подготовлено зав. кафедрой общей гигиены и экологии Крымского медицинского университета им. С.И. Георгиевского профессором С.Э. Шибановым в соответствии с Программой по общей гигиене для студентов медицинских факультетов (Киев, 2000) и отражает основные программные вопросы дисциплины.
Значительное внимание уделено разделам, недостаточно освещенным в учебной литературе (вопросы экологии, гигиены детей и подростков, гигиены жаркого климата и др.).
Пособие предназначено для студентов 3, 4 и 6 курсов медицинского факультета и 2 курса стоматологического факультета.
Рецензенты:
|
|
Зав. кафедрой социальной медицины профессор Е.С.Короленко
Зав. кафедрой нормальной физиологии профессор Е.В.Евстафьева.
КГМУ, Симферополь, 2003г.
ТЕМА № 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ
ГИГИЕНА КАК МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА.
В медицине можно выделить 2 области: лечебную и профилактическую. Они находятся в органическом единстве и дополняют друг друга, но являются отдельными научными дисциплинами.
Объектом изучения лечебной медицины является больной человек, им занимаются врачи лечебного профиля и все клинические дисциплины.
Профилактическая медицина или “гигиена” (с греч. - приносящая здоровье) изучает практически здорового человека (индивидуальное здоровье) или населения региона или страны (популяционное здоровье) с целью сохранения или укрепления здоровья. Специалисты в этой области называются врачами-профилактиками, врачами-гигиенистами или санитарными врачами (за границей - врачами общественного здоровья - Public Health).
Понятно, что для каждого человека, для здравоохранения в целом и экономики страны гораздо эффективнее и выгоднее предупредить возникновение или обострение заболевания (первичная профилактика болезней), чем лечить уже возникшее, поэтому профилактическое направление в медицине имеет очень большое значение. Великий русский хирург Н.И.Пирогов еще в 19 веке писал: «Будущее принадлежит медицине предупредительной. Вот где находится истинный прогресс нашей науки».
Задачей изучения гигиены является формирование у будущего врача гигиенического мышления - умения связывать возникновение заболевания отдельного человека или определенной популяции людей с влиянием факторов окружающей, производственной или бытовой среды, с санитарными условиями жизни, на основе чего разрабатывать соответствующие мероприятия по предотвращению отрицательного влияния неблагоприятных факторов среды на здоровье человека.
|
|
Факторы, влияющие на здоровье населения.
Согласно данным ВОЗ, изучившей факторы, определяющие здоровье населения любой страны мира, оказалось, что состояние здоровья населения зависит от следующих причин:
1) на 48-53% - от социально-экономических условий и образа жизни,
2) на 18-20% - от генетического фактора,
3) на 17-20% - от качества (степени загрязнения) окружающей среды
4) на 8-10% - от уровня развития и качества медицинской помощи.
Таким образом, улучшение качества окружающей среды в принципе способно оказать в 2 раза большее положительное влияние на здоровье населения, чем развитие лечебной медицины.
Понятие гигиены как медицинской науки
Гигиена - медицинская наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека и предупреждению заболеваний (то есть проведение первичной профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии).
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ.
История развития гигиены насчитывает несколько тысячелетий и она является древнейшей медицинской наукой.
Всю многовековую историю гигиены можно условно разделить на 2 периода:
- эмпирическая гигиена (опытная гигиена) - постепенное накопление гигиенических знаний людьми со времени первобытного общества на основе собственного опыта или по опыту предыдущих поколений (употребление и сохранение различной пищи, воды из разных водоисточников, расположения жилья в разной местности и т.д.). Дальнейшее развитие эмпирическая гигиена получила в рабовладельческом обществе, во многом под влиянием религиозных предписаний - Древний Восток, Вавилон, Греция, Рим. В период средневековья центры медицинской науки переместились из задавленной инквизицией Европы на Восток (Авиценна). Завершается период эмпирической гигиены временем Возрождения в Европе (15 век), открытием микроскопа и природы заразных болезней (16-17 века).
- период научно-экспериментальной гигиены - период изучения вредных факторов, влияющих на здоровье человека, в натурных и экспериментальных условиях и разработка научно-обоснованных профилактических рекомендаций. Первый научный труд по гигиене - итальянского врача Б. Рамаццини - “Размышления о болезнях ремесленников”, где описаны условия труда 52 профессий (17 век). В России президент Петербургской медико-хирурги-ческой академии И. Франк (18 век) издал многотомную книгу - “Полная система медицинской полиции” (основы санитарной службы).
Первая кафедра гигиены на территории Российской империи была открыта в 1863г. в Киевском университете, в 1865г. - в Петербурге.
На Украине сейчас работают выдающиеся гигиенисты: акад. Ю.И. Кундиев (директор НИИ гигиены труда), акад. Е.И. Гончарук (ректор Национального медуниверситета), акад. А.М.Сердюк (директор Украинского научного гигиенического центра).
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ
Предмет изучения гигиены - здоровье человека и окружающая среда в их сложном взаимодействии.
Окружающая среда в широком смысле - все, что окружает человека и оказывает на него влияние. В гигиене под окружающей средой понимается 4 объекта, которые в первую очередь оказывают действие на организм человека:
1) атмосферный воздух,
2) питьевая вода и вода водоемов,
3) почва
4) продукты питания.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ:
1. Изучение природных и антропогенных факторов среды, воздействующих на человека - их источников, причин возникновения, путей воздействия на человека, основных количественных и качественных характеристик.
|
|
Классификация факторов окружающей среды, воздействующих на человека:
- физические факторы (шум, вибрация, ЭМП, радиация),
- химические (различные химические вещества),
- биологические (микробы, вирусы, биологические агенты и др.),
- психогенные (информационные),
- социальные (условия труда, жизни, культура, образ жизни и др.).
2. Изучение закономерностей влияния факторов среды на организм или популяцию (натурные или лабораторные эксперименты).
3. Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и рекомендаций по снижению или устранению влияния вредных факторов и усилению действия положительных факторов.
4. Внедрение гигиенических рекомендаций в практику, проверка их эффективности и дальнейшее совершенствование.
5. Научно-обоснованное прогнозирование санитарной ситуации в конкретном регионе или стране на ближайшую и отдаленную перспективу на основе многофакторного математического моделирования.