Ученые выделяют типы эволюционных изменений:
Дивергенция—расхождение признаков у родственных организмов в процессе эволюции, ведущее к возникновению новых систематических групп. При дивергенции сходство между организмами объясняется общностью их происхождения, а различия — приспособлением к разным условиям среды. Примером дивергенции является возникновение разных по признакам подвидов вьюрков от одного или немногих предковых видов на Галапагосских островах.
Параллелизм — одинаковая направленность естественного отбора, независимое приобретение организмами в ходе эволюции сходных черт строения. Примером может служить развитие саблезубости у представителей разных подсемейств кошачьих. С генетической точки зрения, параллельная эволюция объясняется общностью генной структуры родственных групп и сходной ее изменчивостью.
Конвергенци я — появление в результате естественного отбора сходных черт у относительно далеких по происхождению групп организмов. Конвергенция обусловлена одинаковой средой обитания, в которую попадают неродственные организмы. Примером конвергентного развития считается возникновение сходных форм тела у акуловых ихтиозавров и китообразных. При конвергентном развитии сходство между неродственными организмами бывает всегда только внешним (эволюционным изменениям в одном направлении подвергаются внешние признаки как результат приспособления к одинаковым условиям среды).
Домашнее задание
Ответить на вопросы (письменно ):
1. Что изучает палеонтология и какие палеонтологические доказательства эволюции вы знаете?
2. Чем отличаются гомологичные органы от аналогичных и каково их значение в доказательстве эволюции?
3. Какие из перечисленных органов относятся к гомологичным, а какие к аналогичным: жабры рыбы, рака; чашелистики, лепестки, тычинки, пестик, листья; колючки барбариса, усики гороха, усики винограда?
4. О чем свидетельствуют рудименты и атавизмы?
5. В чем суть и значение закона зародышевого сходства?
6. Почему сумчатые животные встречаются преимущественно в Австралии?
7. Какие методы используются в настоящее время для доказательства родства между организмами разных видов?
Тестирование
1.Морфологический критерий вида характеризует:
а) сходство внешнего и внутреннего строения особей; б) сходство особей процессов жизнедеятельности; в) набор хромосом, характерный для вида; г) совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид
2.В популяции возникают мутации, происходит борьба за существование, действует естественный отбор, поэтому популяцию считают:
а) структурной единицей вида; б) единицей эволюции; в) результатом эволюции; г) структурной единицей биогеоценоза.
3.Результатом Взаимодействия таких факторов, как интенсивность размножения и ограниченность места и ресурсов для жизни, является:
а) естественный отбор; б) образование новых видов;
в) приспособленность организмов; г) борьба за существование.
4. Приспособленность организмов к среде обитания формируется в результате:
а) выживания особей с разнообразными наследственными изменениями; б) стремления особей к самосовершенствованию; в) интенсивности размножения организмов и популяции;
г) действия движущих сил эволюции.
5. Сходство строения зародышей человека и позвоночных животных на начальных этапах развития – доказательство эволюции:
а) палеонтологическое; б) эмбриологическое; в) морфологическое; г) биогеографическое.
6. Примеры ароморфоза:
а) яркие цветки насекомоопыляемых растений; б) возникновение защитной окраски;
в) уплощение тела у камбалы; г) выкармливание детенышей молоком у млекопитающих.
7. Человек, в отличие от животных, способен к:
а) строительству жилища; б) жизни в семье; в) трудовой деятельности; г) охране своей территории.
8. Под влиянием биологических факторов у человека в процессе эволюции сформировалась:
а) сводчатая стопа; б) письменная речь; в) членораздельная речь; г) трудовая деятельность.
9. Многообразие видов вьюрков на Галапагосских островах образовалось в результате:
а) зарастания островов лесом; б) скрещивания особей разных популяций данного вида;
в) многократного заноса на острова видов- предшественников; г) приспособления к разным экологическим нишам.
10. Путем экологического видообразования сформировались:
а) лиственницы сибирская и даурская; б) прострелы западный и восточный; в) бизон и зубр; г) популяции форели, обитающих в озере Севан.
11. Установите соответствие между направлениями эволюции и их признаками:
Направления эволюции | Признаки |
А) Биологический процесс Б) Биологический регресс | 1) многообразие видов; 2) ограниченный ареал; 3) малочисленность видов; 4) широкая экологическая адаптация; 5) широкий ареал; 6) уменьшение числа популяций вида |
Урок № 25,26. Гипотезы о происхождении человека. Антропогенез. Человеческие расы
Урок по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=5th8BAcIiMI
Основные понятия и термины по теме: антропогенез, атавизмы, рудименты, парапитеки, дриопитеки, прямохождение, австралопитеки, человек умелый, архантропы, человек прямоходящий, неандертальцы, человек разумный, неоантропы, расы и нации, расизм, видовое