Группа компании БКФ основана в 2004 г. Она занимается производством гофрированной упаковки из картона. В составе группы компании - несколько производственных, а также заготовительных и сбытовых предприятии в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Компания не является публичной. Несколько лет назад собственники и менеджеры решили реализовать проект строительства нового бумажного завода в Центральной России (поставщика вторичного сырья). Рассматривалось несколько вариантов финансирования.
1. Создание совместного предприятия с конкурентами (они тоже являются потребителями вторичного сырья). Предполагалось создание SPV, которое бы получало инвестиции и на них осуществляло строительство завода. Однако переговоры не увенчались успехом.
2. Привлечение синдицированного финансирования через международные организации - IFC (InternationalFinanceCorporation - Международная финансовая корпорация) или EBRD (EuropeanBankforReconstructionandDevelopment - Европейский банк реконструкции и развития). Наиболее плодотворно переговоры шли с IFC, которая была готова инвестировать в проект 15%, а остальное финансирование привлечь в формате синдицированного кредита. Но в связи с финансовым кризисом 2008 г. IFC отказалась от участия в сделке. Кредитование от партнеров организации также сорвалось, поскольку в синдикат входили несколько европейских банков, серьезно пострадавших в тот период, и ряд крупных европейских производителей, также потерявших свои позиции в кризис.Тем не менее, было решено не отказываться от проекта, но пересмотреть его масштаб, сроки реализации и изыскать другие источники финансирования. Масштаб проекта был уменьшен (до 3 млрд руб.), техническая документация пересмотрена, и ГК «БКФ» смогла сконцентрировать около 25% необходимых инвестиций. Однако необходимо было найти оставшиеся 75%, при длительном сроке реализации проекта (около 8 лет). Поскольку ГК «БКФ» не является публичной, привлечение средств с финансового рынка для нее проблематичный и долгий процесс, требующий серьезных изменений в структуре бизнеса. Поэтому в качестве источников финансирования рассматривалось финансирование через экспортное кредитное агентство, привлечение банковского кредита, а также комбинация этих источников. Через экспортное кредитное агентство (ЕСА) напрямую можно профинансировать стоимость закупаемого оборудования, что составляло около 60% от инвестиции в проект.Остальное финансирование осуществлялось в форме привлечения кредита. При этом, вследствие тщательной проработки проектной документации удалось получить одобрение кредитной заявки крупного российского банка с государственным участием и дочерней структуры европейской финансовой группы. В итоге было выбрано предложение российского банка, который был готов предоставить кредит в рублях, при том что закупка оборудования осуществлялась в Европе. То есть банк взял на себя валютные риски.В результате часть проекта была профинансирована банком напрямую, а часть - через ЕСА. Кроме того, банк выдал гарантии по аккредитивам, открытым для проекта зарубежными кредитными учреждениями на поставку оборудования.
1. Какие функции выполняют экспортные кредитные агентства?Какую роль играет такое агентство в данном проекте?
2. Какие варианты и методы финансирования проекта использовала компания? Почему они были отвергнуты?
3. Какими преимуществами обладает выбранный в итоге метод финансирования? Почему компания отдала предпочтение российскому банку?
Экзаменационная задача № 13
Ё-мобиль – это российский гибридный автомобиль, совместное детище «Яровит Моторс» и «группы Онэксима». Ё-мобили планируется выпускать в трех комплектациях. Ё-кросс-купе (спортивныи), Е-микровэн (семейный), Е-фургон (грузовои). Е-мобиль использует инновации во всем: двух топливная система (газ метан и бензин), кузов из композитных материалов, полный привод в базе, роторно-лопастной двигатель и многое другое.
Максимальная скорость Е-мобиля будет достигать 130 км /ч, стоимость Е-мобилей будет составлять от 350 тыс. до 500 тыс. руб.
Техническая характеристика. Е-мобиль – это автомобиль с электрическим приводом и энергетической установкой на борту‚ без механической связи с колесами, где в качестве накопителя для пиковых нагрузок используется суперконденсатор. Является гибридным автомобилем последовательной схемы. Кузов (монокок) Е-мобиля, который состоит из композитного материала на основе полипропилена с добавлением базальтового волокна, имеет ячеистую структуру и во время удара распространяет энергию по всему кузову, а не концентрирует ее в одной точке. Расход топлива 3,5 л/ 100 км. Максимальная скорость 130 км.
Начало продаж Ё-мобиля. Планируется построить несколько мини-заводиков в разных городах России. Маленькие заводы в 10 тыс. автомобилей в год – это часть идеологии Ё-мобиля, подразумевается, что после появления первого завода (г. Санкт-Петербург) такие мини-заводики будут появляться в больших и малых городах‚ тем самым уменьшая затраты на транспортировку Е-мобилей и увеличивая количество рабочих мест.
1. Как вы считаете, соответствует данный автомобиль статусу «народный»? Почему?
2. Оцените потенциал Ё-мобиля.