Марина Бородицкая — Разговор с пчелой

Ф. И. ТЮТЧЕВ. «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»

Е ще в по л ях б елее т сне г,

А воды уж в есн ой шумят —

Б е гут и будят с о нн ый бр е г,

Б е гут, и б ле щут, и г л а с ят...

О н и г л а с ят во в се ко н цы:

«В есн а идет, в есн а идет,

Мы мо л одой в есн ы го н цы,

О н а н а с вы сл а л а вп е ред!

В е с н а идет, в е с н а идет,

И тихих, теп л ых май с ких д н ей

Румя н ый, с в е т л ый хоровод

То л пит с я в есел о за не й!..»

Аллитерация: повторяющиеся звуки «л», «с», «н» передают бег ручейков, пробуждение природы, таяние льда, дуновение ветра.
Ассонанс: повторение звука «е» передаёт радостный настрой, тепло весеннего солнца.


А. А. ФЕТ. «ОСЕННЯЯ РОЗА»

О сыпал лес св о и вер ш и н ы,

Сад об н а ж ил св о е чел о,

Д о х н ул се н тябрь, и ге о рги н ы

Дыха н ьем но чи об ож гл о.

Но в дун о ве н ии м о р о за

Между п о гиб ш ими о д н а,

Ли ш ь ты о д н а, царица-р о за,

Благ о уха нн а и пы шн а.

Н азл ож ест о ким испыта н ьям

И зл о бе гас н ущег о д н я

Ты о черта н ьем и дыха н ьем

Вес но ю вее ш ь на ме н я.

Аллитерация: звуки «ж», «ш» передают шелест падающих листьев, крепость мороза, чувство тоски; звук «н» отражает завывание обжигающего, ледяного ветра.
Ассонанс: звук «о» передаёт как будто бы стон терпеливого цветка.


6. Звуковые игры в поэзии для детей. На чем основана звуковая
игра в следующих произведениях?

 «КОТАУСИ И МАУСИ» (В ПЕРЕВОДЕ К. ЧУКОВСКОГО)

Жила-была мышка Мауси

И вдруг увидала Котауси.

У Котауси злые глазауси

И злые-презлые зубауси.

Подбежала Котауси к Мауси

И замахала хвостауси:

"Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси,

Я спою тебе песенку, Мауси,

Чудесную песенку, Мауси!"

Но ответила умная Мауси:

"Ты меня не обманешь, Котауси!

Вижу злые твои глазауси

И злые-презлые зубауси!"

Так ответила умная Мауси -

И скорее бегом от Котауси.

Здесь наблюдается игра звуков – все последние слова в строке оканчиваются на «уси». Этот приём нужен для того, чтобы передать весёлую атмосферу, показать, что животные будто бы разговаривают на своём языке.

 

ЮННА МОРИЦ. «ГУЛЯЛИ У РЕКИ…»

Гуляли у реки

Великое Мумукало,

Великое Мяукало

С известным Кукарекало

Гуляли у реки.

А славное Чирикало

Им песенки чирикало

Про лошадь Игогокало,

Что рядом или около

Всегда кусочек сахара

Возьмѐт с моей руки.

В данном стихотворении прослеживается звукоподражание в словах. Название животного автор решил поменять на слово, показывающее, какой звук первое издаёт. Это нужно для того, чтобы развивать у ребёнка ассоциирование животного со звуком, который ему присущ.




ГРИГОРИЙ КРУЖКОВ. «ГРЮШИ»

(по мотивам Спайка Миллигана)

Вы когда-нибудь

Ели грюши?

Нет, не груши,

А именно грюши?

Это истинный деликатес!

Грюши с виду

Длиннее и уже,

Но не хуже,

Чем груши дюшес.

Тот, кто кюшал

Когда-нибудь

Грюши,

Никогда не забюдет

Их вкюс.

Я поставлю пятерку им

С плюсом

И добавлю

еще один плюс!

Эти грюши

Выращивать трюдно,

Нужен тонкий

И тщательный

Трюд.

Но зато

Удивительно людно

На базарах,

Где их продают.

 

В данном стихотворении автор как бы насмешливо делает иностранный акцент, дабы показать, что это не обыкновенные груши, а изысканный деликатес.

ТИМ СОБАКИН
Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды
(НЕМНОЖКО НЕОБЫЧНОЕ НЕСТИХОТВОРЕНИЕ)

Ж

ЖЖЖ

ЖЖЖЖЖЖЖЖ

ЖЖЖЖЖ

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

БАЦ!

ЖЖЖЖ

Ж... Ж...

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

БАЦ! БАЦ!

ЖЖЖЖЖЖ

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

ЖЖЖЖЖЖ

ТОП.

ЖЖЖЖ

ТОП-ТОП.

ЖЖЖЖЖЖЖЖ

ТОП-ТОП-ТОП.

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

ШЛЁП!!!

...............

ШМЯК.

И стало тихо.

Здесь автор решил просто передать обстановку при помощи характерных звуков разбивающейся посуды и топота, дабы погрузить ребенка в эту атмосферу.

РЕНАТА МУХА. «УЖАЛЕННЫЙ УЖ»

Бывают в жизни чудеса –

Ужа ужалила Оса.

Она ужалила в живот,

Ужу ужасно больно, вот.

А доктор Ёж сказал Ужу:

«Я ничего не нахожу,

Но все же, думается мне,

Вам лучше ползать

На спине,

Пока живот не заживет.

Вот».

В данном стихотворении передаётся звук жужжащей и назойливой осы, передаёт то, насколько больно укусила ужа оса.



В. ОРЛОВ. «ВОРОНА»

– Кра! –

Кричит ворона. –

Кража!

Караул!

Грабеж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано!

Грош украл он

Из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую

Коробку!

– Стой, ворона

Hе кричи.

Hе кричи ты,

Помолчи.

Жить не можешь

Без обмана –

У тебя ведь

Hет кармана.

– Как?! –

Подпрыгнула ворона,

И моргнула

Удивленно:

– Что ж вы раньше

Hе сказали?!

Кар-р-раул!

Кар-р-ман!

Укр-р-рали!

Здесь автор передаёт характерный крик вороны, пряча его в разные слова, протягивая звук «р».

ИРИНА ПИВОВАРОВА. «ЧТО СЛУЧИЛОСЬ УТРОМ»

Ранним утром

Таррарам

Раскатился по дворам,

Раскатился, покатился

По дворам и по садам,

По садам и по полям,

По полям и по лесам,

По лесам, по небесам —

Тар-ра-ра-а-м!

А за ним

На всех парах

Мчался грозный

Бумбаррах…

Бум-бар-рах!

Бум-бар-рах!

Грозный, громкий

Бумбаррах!

Как схватились,

Как сцепились

Таррарам

И Бумбаррах,

Рассердились,

Бились, бились —

Ну и страх!

Испугались небеса —

Лили слезы три часа.

В данном произведении автор передаёт звук, который везде раздаётся, звук грома и грозы, оформленный в шутливую оболочку.

МИХАИЛ ЯСНОВ. «УТИ-УТИ»

Под берѐзой,

Под осиной,

Шевелясь едва-едва,

Будто выводок утиный,

По реке плывѐт листва.

– Не забудьте, не забудьте

Возвратиться к нам весной!..

Ути-ути!.. Ути-ути...

Утихает мир лесной.

И стоят деревья-мамы,

И тревожно шелестят,

И глядят на самых-самых

Жѐлтых

маленьких

листят...

В данном произведении автор ассоциирует желтые опавшие листья с маленькими желтыми утятами, подзывая их звуков «ути-ути», которым обычно подзывают уточек.

ТИМ СОБАКИН. «ВЗЯЛ Я ЗОНТ…»

Взял я зонт,

будто прут,

И по Ветру

хлоп, хлоп!

Ну а Дождь –

тут как тут:

Мне с размаху

в лоб, в лоб!

Стихотворение в шутливой форме, передаёт характерный звук зонта, рассекающего воздух.

МАРИНА БОРОДИЦКАЯ. «ЩИ-ТАЛОЧКА»

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз-два-три, огонь зажжѐн —

Кочерыжка, выйди вон!


Повторение звуков «ж» и «ш» направлено на развитие у ребёнка правильной дикции, правильного произношения шипящих и «ж».

7. Подберите в учебнике «Литературное чтение» для 1 класса (УМК – на выбор) стихотворения, в которых используются приемы звуковой организации текстов. Назовите эти приемы. Определите их функцию в каждом произведении.

«Литературное чтение, 1 класс, Климанова, Горецкий, 1 часть»


Г.Сапгир

«Про Медведя»

Мой приятель Медведь

не умел читать

а умел рычать

и умел реветь.

 

Раз пришло к нему письмо

непонятно от кого.

Он сказал в восторге: О-о-о!

 

Встретил Кролика в траве

встал и чешет в голове,

что сказать не знает: Э-э-э...

 

А увидел он Москву,

город мой, где я живу,

в удивленье рявкнул: У-у-у!

Колыбельную сынишке

пел он нежно: А-а-а!

Ну и голос был у Мишки —

просто медная труба.

 

Он ревел не хуже ветра,

все медведи таковы.

В чаще за три километра

из берлоги слышно: Ы-ы-ы!

 

Я сказал: «Хотя бы лапой

нам письмо ты нацарапай».

— О, Э, Ы, У, А —

вот и все его слова.

Тут повторяются звуки, характерные медведю «о, а, ы, э, у», чтобы показать, как он ревёт и рычит, и выучить гласные.

Марина Бородицкая — Разговор с пчелой

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?!»

Пчела в ответ:

«А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:

Я берегла его на уж-жин!»

Звуки «ж» передают жужжание пчелы, чтобы дети знали, какой звук она издаёт и учились его выговаривать.

С.Маршак
«Автобус номер двадцать шесть»

Автобус номер двадцать шесть

Автобус номер двадцать шесть.

Баран успел в автобус влезть,

Верблюд вошел, и волк, и вол.

Гиппопотам, пыхтя, вошел.

Дельфин не мог вползти в вагон.

Енот не может выйти вон.

Жираф - как дернет за звонок:

Змею он принял за шнурок.

Индюк спросил: - Который час?

Козел сказал: - Не слышу вас.

Лиса сказала: - Скоро семь.

Медведь сказал: - Я всех вас съем!

Навозный жук жужжит: - Боюсь!

Орел сказал: - А ты не трусь!

Петух пропел: - Какой герой!

Рысь проворчала: - Рот закрой!

Свинья заспорила с ежом.

Тюлень поссорился с моржом.

Удав кольцом сдавил свинью.

Фазан забился под скамью.

Хорек за хвост цыпленка - хвать!

Цыпленок бросился бежать.

Червяк подумал, что за ним.

Шмель прожужжал ему: - Бежим!

Щегол уселся на окно.

Выпь говорит, что ей темно.

Эму сказал: - Закрыл он свет!

Юрок и дрозд сказали: - Нет!

Як промычал, пройдя вперед:

- Автобус дальше не пойдет!

Прочтите сказку эту, дети.

Расскажет весело она,

Какие звери есть на свете

И как писать их имена.

Когда в автобусе мы едем

Или в вагоне под землей,

Не будь ежом, не будь медведем,

Не будь удавом и свиньей!

Каждая строчка данного произведения начинается с определённой буквы алфавита для того, чтобы ребёнок его выучил, играя и читая стихотворение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: