Ф. И. ТЮТЧЕВ. «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»
Е ще в по л ях б елее т сне г,
А воды уж в есн ой шумят —
Б е гут и будят с о нн ый бр е г,
Б е гут, и б ле щут, и г л а с ят...
О н и г л а с ят во в се ко н цы:
«В есн а идет, в есн а идет,
Мы мо л одой в есн ы го н цы,
О н а н а с вы сл а л а вп е ред!
В е с н а идет, в е с н а идет,
И тихих, теп л ых май с ких д н ей
Румя н ый, с в е т л ый хоровод
То л пит с я в есел о за не й!..»
Аллитерация: повторяющиеся звуки «л», «с», «н» передают бег ручейков, пробуждение природы, таяние льда, дуновение ветра.
Ассонанс: повторение звука «е» передаёт радостный настрой, тепло весеннего солнца.
А. А. ФЕТ. «ОСЕННЯЯ РОЗА»
О сыпал лес св о и вер ш и н ы,
Сад об н а ж ил св о е чел о,
Д о х н ул се н тябрь, и ге о рги н ы
Дыха н ьем но чи об ож гл о.
Но в дун о ве н ии м о р о за
Между п о гиб ш ими о д н а,
Ли ш ь ты о д н а, царица-р о за,
Благ о уха нн а и пы шн а.
Н азл ож ест о ким испыта н ьям
И зл о бе гас н ущег о д н я
Ты о черта н ьем и дыха н ьем
Вес но ю вее ш ь на ме н я.
Аллитерация: звуки «ж», «ш» передают шелест падающих листьев, крепость мороза, чувство тоски; звук «н» отражает завывание обжигающего, ледяного ветра.
Ассонанс: звук «о» передаёт как будто бы стон терпеливого цветка.
6. Звуковые игры в поэзии для детей. На чем основана звуковая
игра в следующих произведениях?
«КОТАУСИ И МАУСИ» (В ПЕРЕВОДЕ К. ЧУКОВСКОГО)
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
"Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси,
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!"
Но ответила умная Мауси:
"Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!"
Так ответила умная Мауси -
И скорее бегом от Котауси.
Здесь наблюдается игра звуков – все последние слова в строке оканчиваются на «уси». Этот приём нужен для того, чтобы передать весёлую атмосферу, показать, что животные будто бы разговаривают на своём языке.
ЮННА МОРИЦ. «ГУЛЯЛИ У РЕКИ…»
Гуляли у реки
Великое Мумукало,
Великое Мяукало
С известным Кукарекало
Гуляли у реки.
А славное Чирикало
Им песенки чирикало
Про лошадь Игогокало,
Что рядом или около
Всегда кусочек сахара
Возьмѐт с моей руки.
В данном стихотворении прослеживается звукоподражание в словах. Название животного автор решил поменять на слово, показывающее, какой звук первое издаёт. Это нужно для того, чтобы развивать у ребёнка ассоциирование животного со звуком, который ему присущ.
ГРИГОРИЙ КРУЖКОВ. «ГРЮШИ»
(по мотивам Спайка Миллигана)
Вы когда-нибудь
Ели грюши?
Нет, не груши,
А именно грюши?
Это истинный деликатес!
Грюши с виду
Длиннее и уже,
Но не хуже,
Чем груши дюшес.
Тот, кто кюшал
Когда-нибудь
Грюши,
Никогда не забюдет
Их вкюс.
Я поставлю пятерку им
С плюсом
И добавлю
еще один плюс!
Эти грюши
Выращивать трюдно,
Нужен тонкий
И тщательный
Трюд.
Но зато
Удивительно людно
На базарах,
Где их продают.
В данном стихотворении автор как бы насмешливо делает иностранный акцент, дабы показать, что это не обыкновенные груши, а изысканный деликатес.
ТИМ СОБАКИН
Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды
(НЕМНОЖКО НЕОБЫЧНОЕ НЕСТИХОТВОРЕНИЕ)
Ж
ЖЖЖ
ЖЖЖЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ!
ЖЖЖЖ
Ж... Ж...
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ! БАЦ!
ЖЖЖЖЖЖ
БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!
ЖЖЖЖЖЖ
ТОП.
ЖЖЖЖ
ТОП-ТОП.
ЖЖЖЖЖЖЖЖ
ТОП-ТОП-ТОП.
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
ШЛЁП!!!
...............
ШМЯК.
И стало тихо.
Здесь автор решил просто передать обстановку при помощи характерных звуков разбивающейся посуды и топота, дабы погрузить ребенка в эту атмосферу.
РЕНАТА МУХА. «УЖАЛЕННЫЙ УЖ»
Бывают в жизни чудеса –
Ужа ужалила Оса.
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно, вот.
А доктор Ёж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу,
Но все же, думается мне,
Вам лучше ползать
На спине,
Пока живот не заживет.
Вот».
В данном стихотворении передаётся звук жужжащей и назойливой осы, передаёт то, насколько больно укусила ужа оса.
В. ОРЛОВ. «ВОРОНА»
– Кра! –
Кричит ворона. –
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Грош украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку!
– Стой, ворона
Hе кричи.
Hе кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана –
У тебя ведь
Hет кармана.
– Как?! –
Подпрыгнула ворона,
И моргнула
Удивленно:
– Что ж вы раньше
Hе сказали?!
Кар-р-раул!
Кар-р-ман!
Укр-р-рали!
Здесь автор передаёт характерный крик вороны, пряча его в разные слова, протягивая звук «р».
ИРИНА ПИВОВАРОВА. «ЧТО СЛУЧИЛОСЬ УТРОМ»
Ранним утром
Таррарам
Раскатился по дворам,
Раскатился, покатился
По дворам и по садам,
По садам и по полям,
По полям и по лесам,
По лесам, по небесам —
Тар-ра-ра-а-м!
А за ним
На всех парах
Мчался грозный
Бумбаррах…
Бум-бар-рах!
Бум-бар-рах!
Грозный, громкий
Бумбаррах!
Как схватились,
Как сцепились
Таррарам
И Бумбаррах,
Рассердились,
Бились, бились —
Ну и страх!
Испугались небеса —
Лили слезы три часа.
В данном произведении автор передаёт звук, который везде раздаётся, звук грома и грозы, оформленный в шутливую оболочку.
МИХАИЛ ЯСНОВ. «УТИ-УТИ»
Под берѐзой,
Под осиной,
Шевелясь едва-едва,
Будто выводок утиный,
По реке плывѐт листва.
– Не забудьте, не забудьте
Возвратиться к нам весной!..
Ути-ути!.. Ути-ути...
Утихает мир лесной.
И стоят деревья-мамы,
И тревожно шелестят,
И глядят на самых-самых
Жѐлтых
маленьких
листят...
В данном произведении автор ассоциирует желтые опавшие листья с маленькими желтыми утятами, подзывая их звуков «ути-ути», которым обычно подзывают уточек.
ТИМ СОБАКИН. «ВЗЯЛ Я ЗОНТ…»
Взял я зонт,
будто прут,
И по Ветру
хлоп, хлоп!
Ну а Дождь –
тут как тут:
Мне с размаху
в лоб, в лоб!
Стихотворение в шутливой форме, передаёт характерный звук зонта, рассекающего воздух.
МАРИНА БОРОДИЦКАЯ. «ЩИ-ТАЛОЧКА»
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз-два-три, огонь зажжѐн —
Кочерыжка, выйди вон!
Повторение звуков «ж» и «ш» направлено на развитие у ребёнка правильной дикции, правильного произношения шипящих и «ж».
7. Подберите в учебнике «Литературное чтение» для 1 класса (УМК – на выбор) стихотворения, в которых используются приемы звуковой организации текстов. Назовите эти приемы. Определите их функцию в каждом произведении.
«Литературное чтение, 1 класс, Климанова, Горецкий, 1 часть»
Г.Сапгир
«Про Медведя»
Мой приятель Медведь
не умел читать
а умел рычать
и умел реветь.
Раз пришло к нему письмо
непонятно от кого.
Он сказал в восторге: О-о-о!
Встретил Кролика в траве
встал и чешет в голове,
что сказать не знает: Э-э-э...
А увидел он Москву,
город мой, где я живу,
в удивленье рявкнул: У-у-у!
Колыбельную сынишке
пел он нежно: А-а-а!
Ну и голос был у Мишки —
просто медная труба.
Он ревел не хуже ветра,
все медведи таковы.
В чаще за три километра
из берлоги слышно: Ы-ы-ы!
Я сказал: «Хотя бы лапой
нам письмо ты нацарапай».
— О, Э, Ы, У, А —
вот и все его слова.
Тут повторяются звуки, характерные медведю «о, а, ы, э, у», чтобы показать, как он ревёт и рычит, и выучить гласные.
Марина Бородицкая — Разговор с пчелой
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ:
«А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!»
Звуки «ж» передают жужжание пчелы, чтобы дети знали, какой звук она издаёт и учились его выговаривать.
С.Маршак
«Автобус номер двадцать шесть»
Автобус номер двадцать шесть
Автобус номер двадцать шесть.
Баран успел в автобус влезть,
Верблюд вошел, и волк, и вол.
Гиппопотам, пыхтя, вошел.
Дельфин не мог вползти в вагон.
Енот не может выйти вон.
Жираф - как дернет за звонок:
Змею он принял за шнурок.
Индюк спросил: - Который час?
Козел сказал: - Не слышу вас.
Лиса сказала: - Скоро семь.
Медведь сказал: - Я всех вас съем!
Навозный жук жужжит: - Боюсь!
Орел сказал: - А ты не трусь!
Петух пропел: - Какой герой!
Рысь проворчала: - Рот закрой!
Свинья заспорила с ежом.
Тюлень поссорился с моржом.
Удав кольцом сдавил свинью.
Фазан забился под скамью.
Хорек за хвост цыпленка - хвать!
Цыпленок бросился бежать.
Червяк подумал, что за ним.
Шмель прожужжал ему: - Бежим!
Щегол уселся на окно.
Выпь говорит, что ей темно.
Эму сказал: - Закрыл он свет!
Юрок и дрозд сказали: - Нет!
Як промычал, пройдя вперед:
- Автобус дальше не пойдет!
Прочтите сказку эту, дети.
Расскажет весело она,
Какие звери есть на свете
И как писать их имена.
Когда в автобусе мы едем
Или в вагоне под землей,
Не будь ежом, не будь медведем,
Не будь удавом и свиньей!
Каждая строчка данного произведения начинается с определённой буквы алфавита для того, чтобы ребёнок его выучил, играя и читая стихотворение.