Педсовет как коллегиальный орган управления ОУ

Само слово «педсовет» означает советоваться, держать совет. Но к такому педагогическому совету, где учителя действительно сове­туются, а не просто заседают, к совету, который приносит педагогиче­скому коллективу радость и удовлетворение, уверенность и вдохнове­ние, даже очень талантливым руководителям школ удается прийти да­леко не сразу.

Педагогические советы чаще похожи на инструктивные совещания. В качестве докладчиков выступают директор, завуч, а учи­теля  записывают то, чтоим предстоит выполнить в  бли­жайшее время. Возможные минусы: *стан­дартные или  случайные вопросы повестки дня педагоги­ческих советов, *шаблонные решения не будят творческой мысли учи­теля,                                    *нет потребности в деловой дискуссии,                                                   *можно увидеть, как педагоги равно­душно или даже отрицательно реагируют на интересные и полезные предложения своих коллег, что можно объяс­нить  издержками в технологии проведения со­вещания, наличием проблем в межличностных отношениях и т.п.   

Но только ли причинами организационного и эмоционального характера обусловлено подобное явление?..

Если это явление рассматривать с помощью психолого-педагогических методов исследования, то выясняется, что у учителей, работающих в од­ной школе, существуют разные, отличающиеся друг от друга представления о нынешнем состоянии своего учебногозаведения. Поэтому нередко на педсовете ораторы говорят о разных школах, хотя стремятся вести речь об одном и том же учебном заведении. В такой ситуации очень сложно понять друг друга, положительно реагировать на выступление коллеги и трудно выработать программу дальнейших совместных действий.

Деятельность педсовета. Согласно Временному положению о государственном обще­образовательном заведении РСФСР  педагогический совет школы:

- обсуждает и производит выбор учебных планов, программ, учеб­ников, форм, методов учебно-воспитательного процесса и спосо­бов их реализации;

- проводит опытно-экспериментальную работу, определяет взаимо­действия учебного заведения с научно-исследовательскими, доб­ровольными обществами, отделениями творческих союзов, други­ми государственными и общественными организациями;

- проводит аттестацию педагогических работников с учетом мнения учащихся, родителей (лиц, их заменяющих);

- вносит предложения в квалификационные комиссии о присвоении учителям квалификацион­ных категорий;                                                                                       - рекомендует педагогических и других работников учебного заве­дения к различным видам поощрения.

Закон «Об образовании» (ст.35, п.6) дает право школе самой определять функции педагогического совета.

Педагогический совет является постоянно действующим кол­легиальным органом самоуправления педагогических работников школы.                          Задачи педсовета:

*Он рассматривает вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса,                                                                                                          *Утверждает корректировку учебных планов и программ, а также индивидуальные планы и графики обучения.                                        *Принимает решение о допуске к переводным и выпуск­ным экзаменам, переводе их в следующий класс, выпуске из ОУ (образовательное учреждение).                                                                                            *Обсуждает план работы ОУ, выносит решение о представлении к награждению грамотами выпускников.

В состав совета входят директор ОУ, его заместители, преподаватели, воспитатели, библиотекарь.                                                                     Педагогический совет, как пра­вило, заседает 4-5 раз в год.

В практике проведения педсоветов и любых совещаний нужно придерживаться следующих принципов:

*значимость поставленных проблем, содержательный аспект вопросов;                     *интересный, полезный для всех подбор материалов;                                            * грамотный, эмоциональный, выразительный стиль изложения, изложение обобщенного опыта;                                                                                                                *недостатки в работе педа­гогического коллектива по обсуждаемому вопросу и пути их устране­ния;                                                                                  *краткость, деловитость, управляемость ситуацией, приемлемые, разумные, выполнимые решения и последующая их проверка;                                 *стремление не допустить скуки, равнодушия, ожидания окончания «говорильни».                                                                                                         Для воплощения этих принципов в жизнь требуется большая работа  с докладами. На педсоветах выступают директор и завучи, с небольшими содокладами - преподаватели.  В годовом плане указываются ответственные директор или завучи, идет подготовка, отработка материала. Особое внимание обращается на лите­ратурную обработку докладов, на подбор информации.

Цели работы педсовета:

• наметить перспективы работы коллектива, поставить задачи;

• определить пути, формы обновления школьного образования;

• познакомить с достижениями педагогической науки, их исполь­зованием педагогическим коллективом;

• дать анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания;

• дать анализ качества знаний учащихся; итогов полугодия и года;

• дать анализ состояния нравственного воспитания учащихся, уровня культуры, выполнения правил поведения;

• дать анализ состояния преподавания отдельных предметов;

• раскрыть специфику работы школы по профилю, познакомить с опытом работы другой школы,  лицея такого же про­филя;                                                    • подвести некоторые итоги  демократизации учеб­но-воспитательного процесса;

 Функции педсовета:

 *планово-прогностическая;

*мотивационно-целевая;

*информационно-аналитическая;

*диагностическая;

*коммуникационная;

*методическая.

Приоритеты этих функций распределяются в зависимости от целевой установки каждого педагогического совета.

 Сегодня школа вся и во всем изменяется, обновляется и пере­страивается. Новая социально-экономическая ситуация предъявила к ней и новые требования. И педсовет, как орган коллективно-коллегиального управления, призван теперь менять старые педагоги­ческие представления и ориентиры.

Именно это явля­ется основой того, что именуется новыми подходами в подготовке и проведении педсоветов. Это ни в коем случае не означает голого отрицания того, что было вчера. Новые подходы предполагают и преемственность, дальнейшее развитие всего позитивного, что содержали в себе традиционные подходы.

Да, были в минувшие времена школы, в которых педсоветы были превращены в средство дополнительного давления на учителей и учащихся и в место проведения «организационных и воспитательных» мероприятий

С другой стороны, были и есть школы, в которых педсовет - это орган коллективного «думания».      Для поддержания работы школы в режиме развития необходима согласованность в работе администрации и педагогического коллек­тива.  

Сегодня, для решения задач, которые ставит перед школой общество и государство,  нужен думающий педсовет, который:

*мыслит нестандартно и самостоятельно;

*находит выход, казалось бы, из самых безвыходных положений;                    *докапывается до самой сути, до настоящих причин;                               *принимает решение, иногда неожиданное, порой рискованное, но в большинстве своем ведущее к позитивному педагогическо­му результату.

Виды педсоветов:

1. Установочный  педсовет - от слова «установка». Установка как основная категория теории личности была введена в психологию Д.Н. Узнадзе и означает готовность к определенной активности в зависимости от наличия потребности и объ­ективной ситуации ее удовлетворения.                     Отношение учителя ко всему новому зависит от комплекса его уста­новок:       на ученика, на себя как педагога, на способы своей педагогической деятельности.

В каждой из этих установок выделяются три стороны:

1. Настрой на определенные знания и размышления (психологи на­зывают его когнитивной составляющей).                                                                                     2. Готовность к определенным переживаниям (эмоциональная со­ставляющая).                                                                                                                3. Предрасположенность к определенному поведению (поведенческая)

Следовательно, «установочный» педсовет берет на себя слож­нейшую миссию:

*создать условия для переоценки педагогических ценностей;

*попытаться изменить мнения, взгляды, суждения и пред­ставления учителя *об ученике, о своем профессиональном предназна­чении;

*пробудить желание научиться учить и воспитывать по-новому.

Условность названия «установочный» педсовет очевидна, так как лю­бой педсовет сегодня призван работать на изменение установок учи­теля.

Менять педагогические ориентиры - это самое трудное и са­мое необходимое из того, что приходится делать сегодня.

Вот некоторые из целевых установок школы, которые формулирует В.А.Караковский:

1. Обучение и воспитание должны освещаться высокой целью. Аб­солютной целью, мерой всех вещей является человек, личность, Значит, из всех показателей оценки школы главным следует счи­тать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хо­рошо каждому ребенку и взрослому.

2.. Высокая требовательность к ученику должна органично включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения - подавление.

3. Воспитательный процесс дискретен: ребенок не все время находится под воздействием школы. Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся, воспитывающим.

4. Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Вос­питание эффективно, если оно системно.

Главным элементом воспитания является коллектив школы, дей­ствующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отноше­ниями и общей ответственностью.

2. Форма «философского стола». Традиционный вариант педсовета: доклад-содоклад, выступления-сообщения, принятие решений  представляется не вполне  эффективным. И наиболее оптимальной при этом представляется форма «философского стола».

PS Есть такая притча. Идет педагогический совет. Вдруг на поро­ге появляется мальчишка и спрашивает: «Что это вы тут делаете?» «Мы думаем, мы разговариваем», - звучит ему в ответ. «Я вижу, что вы разговариваете, я спрашиваю, что вы делаете?..» Так вот, разгово­ры, раздумья, философские размышления на «установочном» педсове­те есть большее, наиглавнейшее дело, исключительно значимое для всего педагогического коллектива.                                                           Философствуя, люди всегда приобретают новые знания. И преподаватели  не составляют из этого правила ис­ключения.                                        «Философский стол» - это сложная форма работы. Она требует достаточно высокого уровня психолого-педагогической философской подготовки и руководителей школ, и преподавателей. Но директор, ведущий «философский стол», конечно же должен быть знаком с про­блемой на очень высоком научном уровне.                                                                            Вопросы, которые выносятся на обсуждение, носят сущностный характер. Например: Каково назначение образования в современном мире? Что, почему и как реально происходит в нашей школе? Что мы умеем делать хорошо и даже лучше других? Что у нас пока не получается? Какой мы хотим видеть нашу школу? Как сегодня жить и работать? Почему школа не может просто пе­реждать, «пересидеть» наше смутное, тяжелое время? Почему, чтобы выжить, школа должна изменяться, обновляться и разви­ваться? Во имя чего и как сегодня учить и воспитывать? Какие ценности должны быть положены в основу деятельности учителя? Как оче­ловечить учебный процесс?  И т.д.

Успех такого педсовета зависит:

* от того, насколько тщательной и заинтересованной будет подготовка. Вопросы для обсуждения предлага­ются учителям не менее чем за три-четыре недели.

*Есть смысл догово­риться с отдельными учителями заранее о том, чтобы они выступили первыми по избранным вопросам. Некоторым следует предварительно дать несколько советов, а отдельных подробно и обстоятельно прокон­сультировать.

*Подбирается соответствующая литература, из которой черпают­ся мнения и суждения, аргументы и факты.

*Непременно выдвигается условие: из жизни школы обязательно подобрать факты, которые можно и нужно использовать в качестве иллюстрации отдельных суж­дений.                                                                                                       !!! Но при этом на педсовете обсуждение вопросов следует по­строить таким образом, чтобы его участники как бы поднялись над школьной обыденностью и осмыслили предназначение школы с высо­ты, когда школа предстает как таковая, как некий целостный объект для осознания.

Исключено чтение докладов или зара­нее написанных выступлений. Желательно пользоваться планом вы­ступления, записями, конспектами, цитатами.

Большое значение имеет место проведения педсовета для созда­ния соответствующей деловой атмосферы. Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, не слишком роскошную и не слишком спар­танскую обстановку, нормальную температуру воздуха (19 градусов) и вентиляцию. Каждый из присутствующих должен иметь возмож­ность без труда видеть и слышать выступающих.

Умело поставленные вопросы - залог успеха. Им необходимо придать дискуссионную формулировку. Центральных, ключевых во­просов должно быть не более 3-5. Они в течение педсовета должны быть у всех перед глазами, оформленные то ли в форме плакатов, то ли прописанные четко на классной доске. Последний вопрос должен быть таким, чтобы ответы на него подвели итог всему разговору.

Всегда все вопросы, которые относятся к теме обсуждения, ад­ресовать всем участникам разговора. На вопросы информационного характера отвечать сразу.

Большое значение при проведении «философского стола» име­ют темп обсуждения и паузы, которые помогают выделить главное, подчеркнуть последующее или предыдущее. Многие думают вслух и на ощупь идут к своей точке зрения, поэтому нередко первоначальное высказывание является лишь грубым приближением к их основной мысли. Чтобы человек открылся и выразил свою мысль до конца, ему необходимо дать время высказаться свободно и не торопясь.

Сильно увеличивают продолжительность любого педсовета эмоциональные вспышки. Более того, эмоции резко снижают резуль­тативность обмена мнениями. Поэтому необходимо решительно по­давлять любые эмоциональные всплески.

Завершается «философский стол» принятием решения. Но не исключено, что в итоге обсуждения не будет найдено окончательного, завершенного решения поставленных проблем и вопросов. В этом нет ничего страшного. Главное назначение этого педсовета в том, чтобы пробудить у каждого учителя потребность и желание задавать самому себе вопросы:

                                                МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

Время вплотную поставило перед каждой школой вопрос вопросов: каким быть ее выпускнику? Поиск целевой установки школы связан сегодня не только с осмысле­нием ее предназначения, но и с моделированием образа выпускника дан­ной школы.

Модель выпускника - это качества личности выпускника. Психология насчитала уже более двух тысяч качеств личности. Что делать? Как быть? В школе В.А.Караковского в свое время нашли та­кой выход: в «рабочую модель» выпускника педагогический коллек­тив включил только семь интегрированных качеств, которые счел наиболее актуальными для той социально-экономической и политиче­ской ситуации. …………… (Далее продолжить самостоятельно)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: