Перечислите выразительные средства музыки

Перечислите и охарактеризуйте драматургические функции музыки.

Виды музыки: Развлекательная, познавательная,   

лечебная, коммуникативная, воспитательная.

1 Функция создания эмоциональной атмосферы.

2 Создание национального колорита эпохи.

3 Создание характеристики.

4 Изображение внутреннего действия и состояния.

5 Обобщение через музыку (всегда связанна, режиссура с происходящим, заканчивается в раскрытие замысла или текста произведения).

6 Создание темпа, ритма.

7 Создание лейтмотивов-это какой либо музыкальный оборот, в начале мероприятия. В финале представления возникает на протяжении всего представления который объединяет начало и финал.

8Создание контраста (заключается в движении музыки по внутренней скрытой линий подтекста, психологического скрытого содержания). Музыка раскрывает непосредственное содержание героя, а эмоционал. Как бы противоречит ему выражает чувства диаметрально тем, что переживает в данный момент персонаж.

 

Перечислите выразительные средства музыки.

К средствам музыкальной выразительности относят:

· Мелодия- представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ

· Лад- Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад.

· Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков.

· Регистры- Условно существует три регистра:

· низкий – имеет приглушенное, немного тяжеловатое звучание. Образный ряд – это большие животные, тяжелые предметы или инфернальные существа.

· средний – относится к человеческому голосу, удобен для вокальных произведений. По краске теплый, приятный.

· высокий – вызывает ощущение легкости и безмятежности. Образный ряд: птицы, воздух или дождь.

· Метр, ритм, темп;- Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. Ритм представляет собой соотношение длительностей в их последовательности. Метр же является чередованием сильных долей (постоянных акцентов) и слабых, выражаемых размером. Темп-это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ.

· Фактура- Фактура – это склад музыкальной ткани.

· Штрихи- Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения.

· Динамика- отображает громкость.

 

- Изобразительные средства музыки.

 

Изобразить музыка может также очень многое. При этом ясно разграничиваются два уровня музыкальной изобразительности — более непосредственный, звукоподражательный и более опосредованный, музыкально обусловленный.

Музыкальное изображение, как правило, включает в себя элементы звукоподражания, если есть чему подражать, если объект как- то звучит. Это — ритмические элементы (четкое чередование шагов, перестук колес поезда, равномерные накаты морских волн); тембровые (цоканье конских копыт имитируют кастаньеты, громовым раскатам подражают литавры); мел о дико-интонационные (характерные интонации фанфары, кукушки). Но при этом подражательные элементы отодвинуты на второй план, а первый занимает собственно музыкальный мелодико-гармонический тематизм.

 

- Классификация музыки в театрализованном представлении.

Музыка к драматическому спектаклю создается композитором в тесном содружестве с режиссером, с исполнителями, с художником. Но если художник создает зрительные образы, иногда вызывающие в зрительном зале аплодисменты, то музыкальные, слуховые образы редко встречают реакцию зрителя. И это естественно — театральная музыка должна незаметно участвовать в создании общей тональности спектакля, его эстетического и драматургического звучания. И степень ее воздействия будет тем сильнее и непосредственнее, чем меньше ее будут слушать, не переставая слышать.

Музыку в драматическом спектакле подразделяют на несколько типовых видов:

ь увертюра,

ь музыкальные антракты (вступление к действию или картине),

ь музыкальный финал акта или спектакля,

ь музыкальные номера по ходу сценического действия.

Увертюра звучит в начале спектакля при закрытом занавесе и завязывает первый контакт со зрителем. Позднее как увертюру к драматическому спектаклю стали использовать разные оркестровые произведения. В современном спектакле в качестве увертюры нередко звучат народные, лирические, эстрадные песни, танцевальные и джазовые пьесы и даже отдельные музыкальные аккорды. Увертюра обычно вводит зрителя в атмосферу спектакля, подготавливает его эмоционально к восприятию трагедии, комедии, может быть, даже ориентирует зрителя в предстоящем знакомстве с эпохой, социальной средой и т. д.

 К музыкальному антракту прибегают, когда необходимо время для перестановки декораций или чтобы отделить паузой смену картин.

Музыка в этом случае излагает те события, которые совершаются между действиями. Эти события зритель не видит, он их должен себе вообразить. И тут музыка организует мысль и фантазию зрителя. В то же время музыка антракта -- связующее звено между двумя действиями: она продолжает настроение предыдущего и подготавливает эмоциональное восприятие следующего. Иногда музыка в антракте -- просто лишь увертюра к следующему действию, и тогда содержание ее состоит только из мотивов, характеризующих это действие, то есть в этом случае музыка связана со спектаклем лишь стилистически.

 Если увертюра и музыкальные антракты вводят зрителя в пред- стоящее действие, то так называемые «концовки», или музыкальные финалы, могут, наоборот, завершить восприятие, обобщить в музыке уже высказанное в спектакле. Они как бы подводят итог мыслям и чувствам, которые зритель уносит из театра.

По способу использования музыки в действии ее разделяют на две основные категории. Музыка, проявляющаяся во внешней, то есть видимой стороне действия.

Эту музыку называют сценической, а также реальной, оправданной, мотивированной, «музыкой по ходу действия», «от автора» и т. д. Поскольку такая музыка является частью предлагаемых обстоятельств, то условно договорились такую музыку называть «сюжетной». В качестве сюжетной музыки обычно используют бытовые музыкальные формы -- песни, романсы, частушки, танцевальные пьесы, марши и т. д. Но могут быть использованы и классические произведения сложных академических музыкальных форм, таких, как симфонии, оратории, арии из опер и т. д.

Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении героев пьесы или по радио, с магнитофона, доноситься с предполагаемой поблизости концертной площадки, из ресторана и т. д. Обычно сюжетную музыку в пьесе вводит сам драматург, указывая в ремарках на те места пьесы, где она должна звучать.

Музыка, вводимая в спектакль режиссером, относится к другой категории, нежели сюжетная, и отличается от нее тем, что звучит не внутри действия, а вне его.

Ее источник физически не находится на сцене и не подразумевается где-то рядом. Ее слышит только зритель, действующие лица о ней «не подозревают». Но и такая музыка теснейшим образом связана с действием и является его активным элементом. Это музыка как бы внутренней, духовной жизни героев. Такую музыку называют психологической, раскрывающей, обобщающей, эмоциональной, иллюстративной, фоновой и т. д. Так как эту музыку в спектакль вводит режиссер, ее называют иногда «музыкой от режиссера».

 

 

- Категории музыки в театрализованном представлении. (Виды и функции)

Три четверти драматургического материала концертного действия связаны с музыкой. В жанрово-видовом отношении музыкальные компоненты концертного действия:

1. музыка, несущая драматургические функции, специально созданная для данного спектакля;

2. музыка номеров: а) инструментальная (симфонический оркестр, духовой оркестр, оркестр народных инструментов, джаз, эстрадно-симфонический оркестр, инструментальный ансамбль, солисты-инструменталисты);

б) вокальная (солисты-вокалисты, эстрадные певцы, вокальные ансамбли, ВИА, народные певцы-солисты, народные хоры, академические хоры);

в) танцевальная (музыка в номерах классического балета, бальные танцы, народные танцы - парные и групповые);

г) музыка в речевых жанрах (музыкально-литературная композиция, куплет, музыкальный фельетон);

д) музыка в оригинальных жанрах (пантомима: сольная, групповая, массовая, иллюзионный номер, физкультурно-акробатический номер, клоунада).

Музыка должна дополнять, раскрывать тот или иной эпизод представления; должна входить в текстовую и действенную ткань эпизодов, дополняя и раскрывая смысловую и эмоциональную сторону.

Необходимо при работе над музыкой к представлению: нахождение общей творческой платформы режиссера и композитора, определение музыкальных эпизодов, органическое введение музыки в концертное действие.

Музыка несет все функции драматургического элемента, составляет единое целое с главной мыслью представления.

Музыка в эстрадном творчестве - верный союзник режиссера. Она помогает раскрытию темы, образа (персонажа), обладает способностью "прикрыть" исполнителя, компенсировать несовершенство его актерского исполнения, если она соответствует характеру персонажа, происходящему действию и его состоянию.

Музыка, как средство вместе с оформлением, шумами и звуками призванное создать определенную сценическую атмосферу, чаще всего используется как действенный фон номера, эпизода. В таком качестве музыка вызывает у зрителей соответствующее настроение, усиливает эмоциональное восприятие номера, эпизода.

Обращаясь к музыке, к ее способности вызывать определенные ассоциации, используя элементы и ее выразительные средства (лад, ритм, метр, динамику, тембр, мелодию, гармонию, характер инструментовки), режиссер может досказать невысказанное в номере, эпизоде, пояснить свою мысль, вызвать нужный ему эмоциональный настрой в тот или иной момент концерта, представления.

Основные приемы использования музыки:

1. Как лейтмотив всего концерта, помогающий развитию действия, объединяющий одной музыкальной темой все эпизоды, погружая их в определенную музыкальную среду.

2. Как характеристика действующего лица. Когда определенная мелодия, возникая при появлении персонажа, становится его "визитной карточкой", музыкальной характеристикой, раскрывающей какие-либо его внутренние качества.

3. Как раскрытие внутреннего состояния действующих лиц в происходящем на сцене событии. Или как контраст, разоблачающий истинную цель героя.

4. Как заставка, как связка между номерами и эпизодами.

- Музыкальное оформление методом подбора. (Способы их характеристика)

этот прием оформления имеет определенные достоинства: это более широкий выбор авторов, возможность предварительной пробы и анализа отобранного музыкального материала. Кроме того, процесс оформления при подборе не только упрощается, но и экономически более выгоден, так как театры не всегда имеют средства для привлечения профессионального композитора к работе над оригинальной музыкой к спектаклю,

Подбор музыки к спектаклю ведет иногда сам режиссер, но чаще он поручает это руководителю музыкальной частью театра или специально приглашенному профессиональному музыканту. Но во всех случаях окончательное решение по подбору музыкальных номеров и включению их в спектакль принимает режиссер-постановщик.

Музыкант, которому поручено сделать подбор музыки, приступая к работе, прежде всего, внимательно читает пьесу, подробно вникая в содержание и раскрывая главную идею произведения. Ему необходимо познакомиться не только с музыкальной культурой той эпохи, которая отражена в данном произведении, но и с книгами, кино-фильмами, иконографическим материалом. Этот период работы музыкального оформителя напоминает работу композитора и художника над пьесой.

Режиссер знакомит музыканта с постановочным планом, высказывая более или менее определенные суждения и пожелания по музыкальному решению спектакля, направляя творческое воображение музыканта в нужном направлении.

Разрабатывая план оформления, музыкант исходит, прежде всего, из жанра пьесы, из общей режиссерской концепции, из того, как складывается постановка в целом.

В каждом конкретном случае надо точно знать, что музыка должна выражать, на что она должна работать в той или иной сцене, в том или ином месте спектакля. Только при умении охватить взглядом произведение в целом можно выявить, где, в какой действенной функ-ции, какая именно нужна музыка.

Существуют общие положения, определяющие подбор музыки в том или ином случае.

Большое значение при выборе музыки имеют жанровые признаки пьесы. Комедия, драма, трагедия, детская сказка, водевиль, мюзикл требуют различной по форме и жанру музыки. Так, неуместно оформлять бытовую драму несоизмеримыми с ней по своему художественному масштабу и жизненному содержанию симфониями Бет-ховена, Скрябина или Шостаковича. Такая музыка может придать спектаклю выспренность, ложную значительность, кроме того, ее самостоятельность может по-служить причиной отрыва музыкального образа от сценического. Для подобной музыки нужны глубокие мысли, большие идеи.

При подборе всегда желательно, чтобы условная музыка принадлежала одному автору. Это тем более справедливо, если используется классическая музыка. Причем лучше брать не слишком известные сочинения. С особой осторожностью следует подходить к программным музыкальным произведениям, которые уже связаны в сознании зрителя с конкретной тематикой или литературными образами. Нельзя забывать, как уже - говорилось, о самостоятельности такой музыки, в результате чего возможен отрыв музыкального образа от сценического.

 

 

- Шумы и звуковые эффекты. (Виды и функции)

Шумы используются для усиления ассоциативных эффектов и создания иллюзорного восприятия действительности.

Шумовое оформление бывает:

1. Реалистичное. Включает в себя звуки, отличающиеся по характеру:

-звуки природы (такие как шум моря, трели птиц, гром, свист ветра);

-звуки транспорта (звук мотора, завод двигателя, стук колес поезда, трамвай, телега);

-производственные (гул турбин, завод, шум различных станков, стройка);

-бытовые (звонок телефона, звонок в дверь, стук молотка, звон стекла, бой часов, скрип); -батальные (взрывы, свист пуль, конная кавалерия, марш войск, выстрелы, звон шпаги).

 2. Условное. Звуки, которые слышит только зрительный зал, актеры словно не догадываются о них. Шум не затрагивает место действия, он как будто вне его, находится рядом. Такое сопровождение называют психологическим, иллюстративным, эмоциональным. Другими словами, это звуки внутренней жизни героев. Режиссеры применяют их ради решения поставленных художественных задач.

 Шумы (паровоз, гудок, выстрел, пение птиц, звук самолёта, звук грома и т.д.)

Виды шумов

1Игровые-шумы, которые сопровождают актёров на сцене синхронно, когда источник шума и его причины явно обозначены (например, ветер) динамика удара или звука.

2Сценические-шумы, возникновение которых не связанно с действием актёров, но они так или иначе реагируют на них. Часто сценические шумы служат логической причиной последующих действия актёра.

 

3Фоновые –создающие некий фон, обозначающий действия и время. Создание сценической атмосферы и художественного эффекта.

Шумы, подобно музыкальному сопровождению и словам, вносят дополнения в постановку, задают атмосферу.

Существует огромное количество многообразных шумов и звучаний. Они дополняют и тесно переплетаются с происходящими сценическими действиями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: