Преподаватель Багатуров М.Ф

Программа «Животные в нашем доме», первый год обучения, группа № 2

Преподаватель Багатуров М.Ф.

 

Занятие 09.04.2020. Методы наблюдений за животными. Этология, выбор объекта и

Занятие 11.04.2020 Методы наблюдений за животными. Планирование наблюдения

Терминология и основополагающие принципы фенологии и этологии. Раздел биологической науки, изучающей вопросы наблюдений за природой, именуется Фенологией. В смысле этого, изучаемые объекты, т.е. различные, преимущественно растительные и животные организмы, именуются фенообъектами. Соответственно, наблюдение за животными носит название – Зоофенология, за растениями - Фитофенология. Периоды/ этапы/ фазы наблюдений, проводящиеся в различные периоды, именуются фенофазами.

     Этология - полевая дисциплина зоологии, изучающая генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных.

Современная этология является междисциплинарной и имеет в себе физиологическую, эволюционную составляющие, а также бихевиоризма (поведение на основе рефлексов в условиях определенных факторов среды) и тесно переплетена с Фенологией. В основе этологии лежат работы двух исследователей - Конрада Лоренца и Николаса Тинбергена.

Основные принципы этологии сформированы Н. Тинбергеном. В её основе лежат ответы на следующие основные вопросы:

· приспособительная функция: как поведенческий акт влияет на способность животного выживать и оставлять потомство?

· причина: какие воздействия запускают поведенческий акт?

· развитие в онтогенезе: как поведение меняется с годами, в течение индивидуального развития (онтогенеза), и какой предыдущий опыт необходим для проявления поведения?

· эволюционное развитие: каковы различия и сходства похожих поведенческих актов у родственных видов, и как эти поведенческие акты могли возникнуть и развиваться в процессе филогенеза?

В основе, как этологии, так и фенологии, стоит методология наблюдения за животными в природе и в неволе, т.к. базой как этих, так и многих других исследований в биологии лежит сбор и анализ информации, полученной в естественных, либо же в искусственных условиях.

     Различают прямые методы наблюдения за животными и косвенные. Среди прямых методов основными являются:

Прямые (непосредственные) наблюдения за фенообъектами:

- экскурсионные осмотры различных видов – быстрые осмотры и медленные передвижения по маршруту;

- устройство засад у нор, гнёзд, присад и других мест частой встречаемости фенообъектов;

- подкарауливание при создании искусственных условий при привлечении фенообъекта к задаваемой цели (прикорм и др.);

- «косвенное наблюдение» - то есть наблюдатель присутствует в поле зрения животного (не прячется), не исключаются коммуникации животного с наблюдателем и т. п.

Опосредованные методы подразумевают нахождение, сбор и анализ различных следов жизнедеятельности животных в природе, не имея возможности наблюдения за животным напрямую (этот метод практически не применяется в этологии):

- погрызы растений и древесины (например, ходя паразитических насекомых);

- погадки и кал животных; метод количественного учёта птиц по голосам, а также других фенообъектов (призывы копытных в период гона и т.п.).

Фенологические исследования в мире животных более трудоемки, чем фитофенологические. Зоофенология требует от наблюдателя большей внимательности, усилий и времени, чем наблюдения за растениями.

Стоит также учесть, что наблюдения за позвоночными животными - птицами, а особенно за млекопитающими

- нахождение запасов и припасов различных животных;

- и т.п.

Отдельно различают

(основной массой видов) вести непросто, т.к., зачастую, они ведут скрытный образ жизни, а некоторые объекты могут представлять и реальную угрозу для юнната. По этой причине, не случайно большая часть фенологических исследований, данных получены профессиональными охотниками, охотоведами и другими наблюдателями, чья профессиональная деятельность позволяет вести наблюдения за дикими животными.

Чаще всего сезонные явления в мире животных тесно связаны с изменениями других природных объектов и изменениями погодных условий. Эти условия позволяют в нужный момент зафиксировать то или иное явления в мире животных. Наблюдения ведутся за представителями позвоночных и беспозвоночных. Ниже рассмотрим по одной группе в качестве примера и схематически рассмотрим порядок ведения наблюдений.

Наблюдения за беспозвоночными. Фенообъекты данного раздела – это представители отряда Чешуекрылых (бабочки крапивница, лимонница, боярышница и др.); Жуков (усачей, пластинчатоусых, листоедов, короедов и др.); общественные насекомые (рыжие лесные муравьи, пчёлы, шмели); кровососущие насекомые комплекса «гнус» (слепни, оводы, комары, мошки и др.); представители класса Паукообразные и некоторые другие.

В общей программе наблюдений за насекомыми отмечают следующие явления (фенофазы):

Появление взрослых особей (имаго), их активность;

Кормовое поведение беспозвоночных (охота, посещение цветов и т.п.);

Находки и появление личинок беспозвоночных;

Уход на зимовку и исчезновение их.

Наблюдения за птицами. Перед организацией наблюдений за орнитофауной участка (маршрута) наблюдений необходимо ознакомится с предполагаемые объектами, которых вы можете встретить во время учёта: изучить их внешний вид, повадки, голоса. При этом, необходимо учитывать, что наблюдения за птицами должны проводиться в полной тишине (особенно в гнездовой период). Отмечаются следующие фенофазы наблюдения:

Начало весеннего перелёта (пролёта);

Первая весенняя встреча;

Первая песнь;

Начало токования;

Начало осеннего перелёта (пролёта);

Полное исчезновение.

Наблюдения за млекопитающими. Имеются следующие основные фенофазы:

Выход из нор (берлог);

Сроки весенней линьки;

Начало гона;

Сроки спаривания;

Появление летучих мышей;

Сроки осенней линьки;

Исчезновение объектов наблюдений (зимовка). Уход в спячку.

Выбор объекта наблюдения зависит главным образом от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой исследователь: является ли целью проверка какого-либо предположения, либо же выяснение тех или иных особенностей индивидуального или группового поведения, либо любая другая цель.

Определяя тему, надо ответить на два вопроса: «Зачем?» и «За кем?», т.е. какова цель проведения данной работы и за какими животными предполагается наблюдать. Задачи и цели проведения этологических наблюдений могут быть весьма разнообразны и направлены как на решение чисто практических, прикладных вопросов (например, определение физиологического состояния по внешним проявлениям или исследование возможности оставить новорожденного детеныша с матерью), так и решение теоретических проблем этологии (например, описание и последующее межвидовое сравнение поведенческих репертуаров или исследование механизмов парного взаимодействия).

При выборе конкретной задачи можно отталкиваться от какой-то проблемы или круга проблем и выбирать объект наблюдений так, чтобы наиболее легким путем разрешить поставленный вопрос. Этот подход считается наиболее продуктивным, однако на практике исследователь далеко не всегда обладает свободой выбора объекта. Поэтому чаще применяют противоположный подход - от объекта к проблеме, при этом усилия направляются на решение тех вопросов, которые легче всего решить, наблюдая за данным животным.

 

В качестве дополнительного материала рекомендую изучить видеоматериалы специализированного сайта: http://ethology.ru/video/

 

Литература для самостоятельного изучения:

Бутовская М. Л., Файнберг Л. А. Этология приматов: (учебное пособие). — М.: Изд-во МГУ, 1992

Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция: Пер с англ. — М.: Мир, 1988. — 520 с., ил. — ISBN 5-03-001230-3 Текст доступен по ссылке:

http://www.philol.msu.ru/~otipl/new/main/courses/Neirobiology/MacFarlend.%20Povedenie%20zhivotnyh.djvu

Паевский В. А. Пернатые многоженцы: браки, измены и разводы в мире птиц. — М.; СПб.: Товарищество науч. изд. КМК, 2007. — 144 с.

Попов С.В., Ильченко О.Г. 1998. Методы этологических наблюдений за млекопитающими в неволе. Экосистема. Текст:

https://karpolya.ru/uploads/zoologija/povedenie-mlekopit.pdf

Кошелева, О. А. Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы / О. А. Кошелева. — Текст: непосредственный, электронный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 48-53. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1544/

Емельянов А.В. Практикум по изучению экологии и этологии животных в условиях неволи: Учеб. пособие Ч. 1 / А.В. Емельянов, А.А. Гусев; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. 45 с. Полный текст:

http://enoc.tsutmb.ru/files/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BC%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B2%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%D1%85%20%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B8.pdf

 

Задание для изучения.

Ознакомиться с основными понятиями фенологии и этологии, сутью методов проведения наблюдений и быть готовыми при приходе после он-лайн обучения в Юннатский кружок в ДДТ «Преображенский» к соответствующему опросу по теме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: