Система допусков и посадок резьбовых соединений

ОП.13 «Технические измерения»

Гр. МТ.18

Тема 9.1

Допуски и посадки метрических крепёжных резьб (16.04) – 80 мин.

Цели занятия: Изучить лекцию законспектировать основные понятия по крепёжным резьбам  и ответить на контрольные вопросы.

Выполнить до 22.04.20.

План

1. Характеристика крепёжных резьб

2. Система допусков и посадок резьбовых соединений

3. Обозначение полей допуска резьбы

Краткий опорный конспект лекционного материала оформить в конспекте, сфотографировать на телефон и выслать: в ВК https://vk.com/id273492704,dist-obuchenie@mai.ru.

Ответить на вопросы, которые предлагаются в конце лекции оформить в конспекте сфотографировать на телефон и выслать в ВК https://vk.com/id273492704.

Рекомендуемая литература: Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении стр. 257-268.

Лекция

Характеристика крепёжных резьб

В наше время резьбовые соединения, особенно как крепежные изделия, используются более чем в половине всех существующих механизмов и машин.

Многочисленность типов резьбовых соединений крепежных изделий вызвана многообразием условий их эксплуатации.

Рисунок 1 – Детали с резьбой (болты и гайки)

Крепежные резьбы применяют для разъёмных неподвижных соединений деталей трубопроводов. Основное назначение крепежных резьб – обеспечение прочности соединений и плотности (нераскрытия) стыка в процессе применения.

Общими требованиями являются

· полная взаимозаменяемость, т.е. обеспечение безусловной свинчиваемости деталей, образующих резьбовое соединение

· при их независимом изготовлении без подгонки или подбора, и

· надежное выполнение предписанных эксплуатационных функций.

Несмотря на значительные отличия типов резьбы, основные принципы взаимозаменяемости, а также системы допуска и посадки резьб крепежных изделий являются едиными. Поэтому в дальнейшем проблемы взаимозаменяемости резьбовых соединений рассмотрим применительно к крепежным метрическим резьбам.

 

Система допусков и посадок резьбовых соединений

Системой допусков и посадок деталей машин называют набор допусков и посадок, построенных закономерно на основе опыта, теоретических расчетов и экспериментов и оформленных в виде стандартов.

Система предназначена для выбора минимально необходимых, но достаточных для практики вариантов допусков и посадок типовых соединений деталей машин. Оптимальные градации допусков и посадок являются основой стандартизации режущих инструментов и измерительных средств, обеспечивают достижение взаимозаменяемости изделий и их составных частей, обусловливают повышение качества продукции.

Основной принцип построения допусков и посадок на резьбовые соединения крепежных изделий:

1. Резьба должна сопрягаться только по сторонам резьбового профиля (исключение составляют паронепроницаемые резьбы), поэтому основным параметром, определяющим характер посадки резьбовой пары, является средний диаметр.

2. Допуски на наружный и внутренний диаметры устанавливают таким образом, чтобы исключить возможность защемления по вершинам и впадинам резьбы.

3. Диаметральные погрешности уменьшения наружной резьбы и погрешности увеличения – для диаметров внутренней резьбы не повлияют на свинчиваемость. Однако любая погрешность шага резьбы и угла профиля мешает свинчиванию крепежной детали.

Виды посадок:

· посадки с зазором

· переходные

· с натягом

 

Наиболее распространена посадка с зазором, где номинальный средний диаметр равен наибольшему среднему диаметру резьбы гайки. Расположение полей допусков метрической резьбы в посадках с зазором показано на рис. 1. Отклонения (ГОСТ 16093-81) отсчитываются от линии номинального профиля резьбы перпендикулярно оси резьбы.

Рисунок 1 - Поля допусков метрической резьбы крепежа для посадок с зазором.
а, б - наружная резьба; в, г - внутренняя резьба;
d, e, f, g, (а); h (б); E, F, G (в); H (г) – основные отклонения




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: