Слушание Концерта для скрипки с оркестром (I часть) экспозиция

Учитель: итак, есть ли в произведении соревнование?

Уч – ся:: Да. Скрипка соревнуется с оркестром. Отдельно звучит скрипка, потом оркестр.

Учитель: в чем проявляется соревнование и чья партия выходит на первый план?

Уч – ся: Партия скрипки, она самостоятельна, звучит увереннее.

Учитель: Какова по характеру музыка? Обратимся с вами к словарю.

(Словарь терминов для определения характера произведения)

замирая с воодушевлением удрученно, подавленно
воинственно с нежностью подвижно
очень легко с силой, крепко ласково
страстно решительно сердечно
грузно, тяжеловесно мягко, нежно возбужденно, взволнованно
плачевно очень мягко, очень нежно маршеобразно
великолепно, с блеском жалобно легко
спокойно грустно, жалобно торжественно, величаво
рассказывая изящно, красиво с грацией
религиозно мрачно слезливо
строго, сурово энергично с огнем
со страстью героически повелительно
решительно выразительно горячо, пылко
сильно, бодро спокойно меланхолично
шутливо дико, свирепо комически
просто празднично стремительно, бурно
чувствительно гордо уменьшая силу и скорость
серьезно свежо Певуче
замирая похоронно Капризно
приятно, нежно бешено с любовью
с грустью шутливо, игриво с выражением
с силой радостно, весело Блестяще
с простотой пышно, великолепно с жаром, тепло
одухотворенно, одушевленно грациозно Печально
шумно, бурно воинственно таинственно

Таблица терминов для определения характера звучания музыки.

Уч – ся: Разная. И живая, простая, кружащая, лиричная.

Учитель: В концерте 3 части, которые рисуют три разные картины из жизни народа, поэтические зарисовки природы Армении.

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, как ведут себя зрители и исполнители в зале.

Минутка отдыха:

1. Руководитель оркестра(кто?) дирижирует

2. Музыканты, закончив выступать, кланяются.

3.Зрители, восхищаясь исполнением, встают и хлопают стоя, а затем тихо садятся. (Учащиеся выполняют движения.)

 

Учитель: вернемся к нашему концерту. Сколько же тем вы прослушали?

Уч – ся: Две.

Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что музыка Арама Хачатуряна носит ярко национальный характер.

Чёткий, упругий ритм и танцевальный характер отличают главную партию сонатного аллегро. Эта тема, исполняемая солирующей скрипкой, близка народной музыке Закавказья.

Композитор, следуя традициям, варьирует мелодии, оплетая их кружевом, орнаментом, «играет» ритмами, оркестровыми красками, перекличками оркестра с солирующей скрипкой. Праздничный, приподнято-восторженный тон Концерта вызывает ассоциации с цветущей природой Армении, рождает в сердцах слушателей ответный восторг: «Да будет свет! И да будет радость!» (Б. Асафьев.)

 

Композитор в своих мелодиях часто опирается на народные напевы. Давайте сравним первую тему концерта с армянской народной песни .\

 

003 Слушание темы мелодии армянской народной песни и главной тему I части Скрипичного концерта.

Учитель: Что в них общего?

Уч – ся: Похож ритм, интонации.

Учитель: Обратите внимание на гармонию. Она тоже носит черты национального звучания. Это является стилистической особенностью музыки Хачатуряна - использование национальных черт.

Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из Фортепианного концерта.

Пожалуйста, послушайте внимательно и постарайтесь определить характер и настроение музыки

 

Слушание фрагмента Концерта для фортепиано с оркестром (II часть)

 

Уч – ся: Музыка лирическая, широкая и плавная.

Учитель: Правильно. Как вы думаете, какие чувства передает в музыке Хачатурян? (Воспользоваться словарем эмоций)

Уч – ся: Мечтательность, созерцательность, поэтическое размышление.

Учитель: Молодцы! Какую мелодию использует композитор для передачи настроения?

Уч – ся: Мелодию - плавную, лиричную, свободно распетую.

Учитель: Мелодия звучит и у фортепиано и у оркестра. Услышали ли вы здесь «соревнование»? Если «да», то кто вышел «победителем»?

Уч – ся: Нет, здесь солист и оркестр объединились.

Учитель: Да. Партия фортепиано здесь выступает первой среди равных.

Итак, назовите мне особенность концертов Хачатуряна

Уч – ся: Трехчастность, принцип «соревнования»

Учитель: Какие черты внес композитор в жанр инструментального концерта?

Уч – ся: Своеобразные мелодии, основанные на народных восточных интонациях, на национальных ритмах и гармонии.

Учитель: Для творчества Хачатуряна характерны оптимизм, жизнеутверждение.

Музыкальными средствами он пытался выразить любовь к своему родному краю, солнечной Армении.

Учитель: В преддверии праздника Победы, мы всегда вспоминаем тех,кто подарил нам мирное солнечное небо. Исполняем песни военных лет. Давайте исполним песню «До свидания, мальчики»

 

- Вокально-хоровая работа

 Исполнение песни «До свидания, мальчики» Б. Окуджава

Текст песни «До свидания, мальчики»

 

Ах война, что ж ты сделала подлая

Стали тихими наши дворы

Наши мальчики головы подняли

Повзрослели они до поры

 

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат

До свидания мальчики мальчики

Постарайтесь вернуться назад

 

Нет не прячьтесь вы будьте высокими

Не жалейте ни пуль ни гранат

И себя не щадите вы и все-таки

Постарайтесь вернуться назад

 

Ах война что ж ты подлая сделала

Вместо свадеб разлуки и дым

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим

 

Сапоги ну куда от них денешься

Да зеленые крылья погон

Вы наплюйте на сплетников девочки

Мы сведем с ними счеты потом

 

Пусть болтают что верить вам не во что

Что идете войной наугад

До свидания девочки девочки

Постарайтесь вернуться назад

До свидания девочки девочки

Постарайтесь вернуться назад

 

Рефлексия

1. О чем мы сегодня говорили на уроке?

2. Что такое филармония, концерт, инструментальный концерт?

3. С творчеством какого композитора познакомились?

4. Какие мотивы характерны для творчества Арама Хачатуряна?

Итог урока:

Учитель: Ребята, мне бы хотелось узнать, понравился ли вам сегодняшний урок, зарядил ли позитивной энергией? Если да- сердце –красное, если не на все 100%-зелёное.

Д/З Заполнить программку.

Программа

 

Название произведения 1.__________________________________________________

 

2._______________________________________________________________________

 

Автор __________________________________________________________________

 

 

Концерт - ______________________________________________________________

 

 

________________________________________________________________________

 

 

________________________________________________________________________

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: