Тема урока: Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.
Тип урока: изучение новых знаний и способов деятельности.
Форма урока: урок – путешествие.
Музыкальный материал: музыкальные произведения: « Лезгинка», видеофрагмент из балета «Гаянэ», концерт для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано с оркестром А.Хачатуряна, песня «На безымянной высоте»
Основные понятия: концерт, «инструментальный концерт».
Методы: - по источнику получения знаний – словесный, наглядный, практический; - по характеру познавательной деятельности – объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цель: изучение новых знаний и способов деятельности по теме «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с творчеством композитора А. Хачатуряна;
- закрепить изученный материал;
- раскрыть смысл понятия, «концерт», «инструментальный концерт»;
|
|
Развивающие:
- развитие музыкального мышления и эмоциональной отзывчивости;
- развитие умений анализировать и сравнивать;
- развивать умение детей прогнозировать тему урока и участвовать в целеполагании;
- выявление стилевых особенностей творчества А. Хачатуряна (народность тематизма); - научить определять содержание, образный строй, национальный колорит произведения, определять функции солиста и оркестра, особенности развития музыкальных образов.
- формирование слушательской музыкальной культуры.
Воспитывающие:
- воспитание музыкального вкуса, потребности общения с высокохудожественной музыкой; - воспитание потребности в понимании значения музыки для человека.
Ход урока
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
2. Беседа по теме.
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут такие слова. Из всех искусств музыка — самое человечное и распространенное.
Жан Поль
Жан Поль (1763-1825 гг.) - немецкий писатель, сентименталист, автор сатирических сочинений, эстетик и публицист. Жан Полю принадлежит ставшее знаменитым выражение мировая скорбь.
Сегодня, ребята, мы c вами отправимся в филармонию. ….
А почему вы не спрашиваете, что такое филармония? Может вы знаете?
Ответы учащихся: это учреждение, где играют на инструментах, обучаются игре на инструментах, учреждение, занятое организацией концертов и пропагандой музыкального искусства.
Учитель: Молодцы! Вы все верно сказали, но также это и концертный зал, в котором проходят концерты.
И, как на любой концерт нам с вами нужно приобрести билеты и программки.
|
|
Программа
Название произведения 1.__________________________________________________
2._______________________________________________________________________
Автор __________________________________________________________________
Концерт - ______________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Особенность концертов Хачатуряна:______________________________________
Что необычного вы видите в программке.
Уч – ся: неоконченные предложения, названия.
Учитель: Верно. И в течении всего времени посещения филармонии, нам нужно будет их заполнить.
Сегодня мы послушаем концерт одного из знаменитейших композиторов 20 века. А какого именно, вы сейчас догадаетесь сами, прослушав следующее произведение.
001 Звучит «Лезгинка»
Учитель: ребята, как вы думаете, что это за произведение?
(Сл.3)
Уч – ся: Лезгинка
Учитель: вспомните фамилии композиторов, которые могли бы написать такое произведение.
Уч – ся: Хачатурян.
Учитель: правильно.
(сл. 4 фото Хачатуряна)
Учитель: Итак, как вы считаете, будет звучать тема нашего урока?
Уч – ся: Творчество композитора А. Хачатуряна, инструментальный концерт А. Хачатуряна.
Учитель: хорошо! В своих билетах запишите название произведения.
«Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна».
Учитель: Молодцы! А теперь ответим на вопрос, что такое концерт.
Уч – ся: музыкальный жанр, место где зрители смотрят концерт, творческие номера.
Уч – ся: исполнение музыкальных произведений, выступление оркестра.
Учитель: сравните ваши ответы с определениями, которые вы видите на слайде, что в них общего?
Уч – ся: общие ключевые слова: музыкальное произведение, выступление, музыкальный жанр.
Учитель: сформулируйте общее определение.
Уч – ся: концерт – это крупное музыкальное произведение для солиста с оркестром, опирающееся на сопоставление, «соревнование» двух и более партий.
(Записать)
Крупное музыкальное произведение, написанное для одного (или нескольких) солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3 частей (сонатный цикл).
Учитель: Итак, мы сегодня поговорим о произведении А.Хачатуряна.
Кратко биография
(презентация).
Хачатурян Арам Ильич. Родился в селе Коджори близ Тбилиси (6 июня 1903- 1 мая 1978гг.) Музыкальный путь композитора начался необычно. В детстве Хачатурян не учился музыке, только слушал народные песни и пел сам. Его отец, известный в Тбилиси мастер переплётного дела, был самодеятельным музыкантом. Он пел под аккомпанемент народных инструментов - саза, кеманчи или тара.
(сл.6)
· Настоящие занятия музыкой начались, когда Араму исполнилось 19 лет. Он приехал в Москву и поступил в техникум при Институте имени Гнесиных по классу виолончели. Талант юноши сразу же привлёк внимание выдающихся педагогов. В классе композитора Гнесина Хачатурян изучал музыкальных классиков и впервые попробовал сочинять музыку. Он блестяще оканчивает музыкальный техникум и поступает в Московскую консерваторию в класс к известному композитору Н.Мясковскому. В консерватории Хачатурян пишет свою первую симфонию, а также камерные и инструментальные произведения. Любопытно, что созданные им в то время марши были включены в обязательный репертуар военных оркестров.
· В 1934 году Хачатурян закончил Московскую консерваторию, и его имя, как лучшего выпускника, было высечено на «золотой доске».
· Учитель: В творчестве Арама Хачатуряна важное место занимает цифра 3. Им создано три балета - «Гаянэ», «Спарта к», «Счастье», три симфонии, три концертные арии «Поэма», «Легенда», «Дифирамб», 3 концерта - рапсодии.
|
|
· Сегодня на уроке вы познакомитесь с музыкой Скрипичного и Фортепианного концертов Хачатуряна. Сейчас вы услышите фрагмент I части Скрипичного концерта. Постарайтесь услышать - есть ли в нем «соревнование»?