Особенность концертов Хачатуряна

Тема урока: Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.

Тип урока: изучение новых знаний и способов деятельности.

Форма урока: урок – путешествие.

Музыкальный материал: музыкальные произведения: « Лезгинка», видеофрагмент из балета «Гаянэ», концерт для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано с оркестром А.Хачатуряна, песня «На безымянной высоте»

Основные понятия: концерт, «инструментальный концерт».

Методы: - по источнику получения знаний – словесный, наглядный, практический; - по характеру познавательной деятельности – объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель: изучение новых знаний и способов деятельности по теме «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с творчеством композитора А. Хачатуряна;

- закрепить изученный материал;

- раскрыть смысл понятия, «концерт», «инструментальный концерт»;

Развивающие:

- развитие музыкального мышления и эмоциональной отзывчивости;

- развитие умений анализировать и сравнивать;

- развивать умение детей прогнозировать тему урока и участвовать в целеполагании;

- выявление стилевых особенностей творчества А. Хачатуряна (народность тематизма); - научить определять содержание, образный строй, национальный колорит произведения, определять функции солиста и оркестра, особенности развития музыкальных образов.

- формирование слушательской музыкальной культуры.

Воспитывающие:

- воспитание музыкального вкуса, потребности общения с высокохудожественной музыкой; - воспитание потребности в понимании значения музыки для человека.

 

 

Ход урока

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

2. Беседа по теме.

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут такие слова. Из всех искусств музыка — самое человечное и распространенное.

Жан Поль

Жан Поль (1763-1825 гг.) - немецкий писатель, сентименталист, автор сатирических сочинений, эстетик и публицист. Жан Полю принадлежит ставшее знаменитым выражение мировая скорбь.

 

Сегодня, ребята, мы c вами отправимся в филармонию. ….

А почему вы не спрашиваете, что такое филармония? Может вы знаете?

Ответы учащихся: это учреждение, где играют на инструментах, обучаются игре на инструментах, учреждение, занятое организацией концертов и пропагандой музыкального искусства.

Учитель: Молодцы! Вы все верно сказали, но также это и концертный зал, в котором проходят концерты.

 

 

И, как на любой концерт нам с вами нужно приобрести билеты и программки.

Программа

 

Название произведения 1.__________________________________________________

 

2._______________________________________________________________________

 

Автор __________________________________________________________________

 

Концерт - ______________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

Особенность концертов Хачатуряна:______________________________________

 

 

 Что необычного вы видите в программке.

Уч – ся: неоконченные предложения, названия.

Учитель: Верно. И в течении всего времени посещения филармонии, нам нужно будет их заполнить.

 

Сегодня мы послушаем концерт одного из знаменитейших композиторов 20 века. А какого именно, вы сейчас догадаетесь сами, прослушав следующее произведение.

001 Звучит «Лезгинка»

Учитель: ребята, как вы думаете, что это за произведение?

 

(Сл.3)

 

Уч – ся: Лезгинка

Учитель: вспомните фамилии композиторов, которые могли бы написать такое произведение.

Уч – ся: Хачатурян.

Учитель: правильно.

 

(сл. 4 фото Хачатуряна)

 

Учитель: Итак, как вы считаете, будет звучать тема нашего урока?

Уч – ся: Творчество композитора А. Хачатуряна, инструментальный концерт А. Хачатуряна.

Учитель: хорошо! В своих билетах запишите название произведения.

«Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна».

 

Учитель: Молодцы! А теперь ответим на вопрос, что такое концерт.

Уч – ся: музыкальный жанр, место где зрители смотрят концерт, творческие номера.

Уч – ся: исполнение музыкальных произведений, выступление оркестра.

Учитель: сравните ваши ответы с определениями, которые вы видите на слайде, что в них общего?

Уч – ся: общие ключевые слова: музыкальное произведение, выступление, музыкальный жанр.

Учитель: сформулируйте общее определение.

Уч – ся: концерт – это крупное музыкальное произведение для солиста с оркестром, опирающееся на сопоставление, «соревнование» двух и более партий.

 

(Записать)

Крупное музыкальное произведение, написанное для одного (или нескольких) солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3 частей (сонатный цикл).

Учитель: Итак, мы сегодня поговорим о произведении А.Хачатуряна.

 

Кратко биография

(презентация).

 

Хачатурян Арам Ильич. Родился в селе Коджори близ Тбилиси (6 июня 1903- 1 мая 1978гг.) Музыкальный путь композитора начался необычно. В детстве Хачатурян не учился музыке, только слушал народные песни и пел сам. Его отец, известный в Тбилиси мастер переплётного дела, был самодеятельным музыкантом. Он пел под аккомпанемент народных инструментов - саза, кеманчи или тара.

  

  (сл.6)

 

· Настоящие занятия музыкой начались, когда Араму исполнилось 19 лет. Он приехал в Москву и поступил в техникум при Институте имени Гнесиных по классу виолончели. Талант юноши сразу же привлёк внимание выдающихся педагогов. В классе композитора Гнесина Хачатурян изучал музыкальных классиков и впервые попробовал сочинять музыку. Он блестяще оканчивает музыкальный техникум и поступает в Московскую консерваторию в класс к известному композитору Н.Мясковскому. В консерватории Хачатурян пишет свою первую симфонию, а также камерные и инструментальные произведения. Любопытно, что созданные им в то время марши были включены в обязательный репертуар военных оркестров.

· В 1934 году Хачатурян закончил Московскую консерваторию, и его имя, как лучшего выпускника, было высечено на «золотой доске».

·  Учитель: В творчестве Арама Хачатуряна важное место занимает цифра 3. Им создано три балета - «Гаянэ», «Спарта к», «Счастье», три симфонии, три концертные арии «Поэма», «Легенда», «Дифирамб», 3 концерта - рапсодии.

       

· Сегодня на уроке вы познакомитесь с музыкой Скрипичного и Фортепианного концертов Хачатуряна. Сейчас вы услышите фрагмент I части Скрипичного концерта. Постарайтесь услышать - есть ли в нем «соревнование»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: