5.РЕПРОДУКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ Закрепление изученного материала.
1. задание Сравнение легких здорового человека и курильщика. Карточка показывают, совместное обсуждение, подведение выводов. ЛОЗУНГ; «НЕТ КУРЕНИЮ», пишется курпно на бумаге и демонстрируется всем учащимся (фронтально)
2 задание.
После рассказа учителя, обучающиеся самостоятельно в тетрадях заполняют таблицу, пользуясь учебником на стр. ___
Таблица: Дыхание у животных. (раздается не заполненной)
Тип дыхания | Органы дыхания | Организмы, для которых характерно |
1. Клеточное | Вся поверхность тела | Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви |
2. Трахейное | Дыхальца, трахеи | Насекомые |
3. Жаберное | Жабры | Рыбы, ракообразные, моллюски |
4. Лёгочное | Лёгкие | Наземные позвоночные животные |
5. Кожное | Кожа | Земноводные |
После заполнения таблицы дети ещё раз называют типы дыхания, органы дыхания и организмы, для которых это характерно.
6. ПСИХОМОТОРНАЯ РЕФЛЕКСИЯ:
- алгоритмизация дыхательных упражнений с комментарием «учитель – ученики»
|
|
(видео), вместе выполняют упражнения.
в группах по 4 человека создают модели:
- Чистого водоема для водных животных рисунком, расписывают.
- Способы очищения воздуха: рисуют пишут, объясняют.
3.Созидают три лозунга, призывающих человека беречь свою дыхательную систему, рисуют.
Учитель в это время благодарит за работу на уроке обучающихся, рассказывает сказку про тетушку Хлорофиту, она прислала своих деток (демонстрируются растения и дарятся учащимся), которые помогут всем очистить воздух для дыхания
Филогенез кровеносной системы хордовых животных. Онтофилогенетические пороки сердца и кровеносных сосудов. Примеры.
Кровеносная система закладывается из мезодермы.
Функции: дыхательная, выделительная, трофическая, регуляторная, защитная, терморегулаторная, гомеостатическая.
Cравнительная характеристика кровеносной системы хордовых животных
Морфологические критерии | Ланцетники | Рыбы | Земноводные | Пресмыкающиеся | Млекопитающие |
Строение сердца | брюшная аорта (венозная кровь) | двухкамерное сердце (венозная кровь) | трехкамерное сердце: два предсердия и желудочек (в нем кровь смешивается) | трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке (смешанная кровь) | четырехкамерное сердце (в левом желудочке – артериальная, в правом – венозная) |
Круги кровообращения | один | один | два (малый и большой) | два (малый и большой) | два (малый и большой) |
Сосуды, отходящие от сердца | приносящие жаберные артерии (до 150 пар) | к предсердию примыкает венозный синус, к желудочку – арт.конус | к правому предс. – венозный синус, к желудочку – арт.конус | от правой половины желудочка – легочная артерия, от левой – правая дуга аорты, от середины – левая дуга аорты | из правого предсердия – легочный ствол, из левого - аорта |
Состав крови в спинной аорте | артериальная | артериальная | смешанная | смешанная | артериальная |
Особенности венозной системы | парные передние и задние кардинальные вены | парные кардинальные вены | яремная вена; передняя полая вена | яремная вена; передняя полая вена | передняя и задняя полые вены |
Основные направления эволюции и модусы кровеносной системы:
|
|
- Усиление главной функции;
- Расширение функций;
- Полимеризация;
- Гетеротопия;
- Закладка и дифференцировка сердца;
- Развитие малого круга кровообращения;
- Дифференцировка сосудов.