| Неисправность | Возможная причина | Способ устранения |
| Искрение под всеми щетками или частью их, сопровождающееся повышением нагрева как щеток, так и коллектора | Щетки установлены неправильно | Проверить положение щеток по меткам завода-изготовителя на траверсе |
| Разное расстояние отдельных бракетов между щетками по окружности коллектора | Проверить положение щеток на коллекторе при помощи бумаги и установить бракеты так, чтобы щетки соседних бракетов находились на одинаковом расстоянии по окружности коллектора. Устанавливать щетки отсчитывая определенное число пластин нельзя. | |
| Неправильно установлены щеткодержатели | Уменьшить расстояние между обоймой щеткодержателя и коллектором, проверить соответствие установки реактивного щеткодержателя направлению вращения коллектора. | |
| Неправильно установлены щетки в щеткодержателе или сами щетки находятся в неудовлетворительном состоянии | Проверить состояние щеток и размеры обойм щеткодержателей, при необходимости заменить. | |
| Вибрирует щеточный бракет Слабо или очень сильно прилегают щетки Используются щетки разных сортов | Подтянуть болты, крепящие бракет к траверсе. Установить требуемое нажатие. Установить щетки в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. | |
| Плохо возбуждается генератор, двигатель медленно разворачивается или работает с ненормальной частотой вращения, искрят щетки | Замыкания отдельных соседних пластин коллектора заусенцами Замыкания между петушками коллектора Межвитковое замыкание в одной или нескольких якорных катушках | Шабером удалить заусенцы, отшлифовать коллектор стеклянной шкуркой Устранить замыкание Поврежденные якорные катушки заменить новыми или отремонтировать |
| Генератор отдает или двигатель берет ток больше номинального | Машина перегружена | Увеличить регулировочное сопротивление в параллельной обмотке генераторов |
| При нормальной нагрузке частота вращения меньше номинальной, обмотка якоря перегревается | Плохая вентиляция машины | Снизить нагрузку или обеспечить повышенную вентиляцию |
| Генератор плохо возбуждается, двигатель медленно идет в ход | Межвитковое замыкание в одной или нескольких якорных катушках | Неисправные катушки отремонтировать или заменить новыми |
| Короткое замыкание обмотки якоря заусенцами через пластины коллектора | Удалить все заусенцы острым шабером, отшлифовать коллектор | |
| Соединение отдельных петушков или короткое замыкание обмотки | Проверить состояние коллекторных петушков и устранить неисправность | |
| Генератор при номинальной частоте дает высокое напряжение | Поврежден регулятор возбуждения или подобран неправильно, в результате чего ток возбуждения велик | Проверить исправность регулятора возбуждения и при необходимости заменить новым |
| Двигатель не идет в ход | Перегорели предохранители | Заменить предохранители |
| Обрыв в пусковом реостате или проводах | Устранить повреждение | |
| Обрыв в обмотке якоря | Устранить повреждение. В основном обрыв выявляется в соединениях между коллектором и обмоткой |






