Принцип систематичности и последовательности

Принцип придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. Система знаний должна создаваться в логической последовательности и в той же последовательности предлагаться к восприятию ученикам. Навыки и умения, уже приобретенные человеком в процессе обучения должны систематически применяться в реальных или искусственно созданных условиях, иначе они начинают ослабевать.

Правила реализации принципа систематичности и последовательности предполагают:

  1. Для обеспечения системы знаний необходимо использовать схемы, планы, распределять содержание учебного материала на логически завершенные части
  2. Не допускать нарушения системы ни в содержании, ни в способах обучения
  3. Учебных предмет - это уменьшенная копия науки, поэтому нужно показывать ученикам ее систему, формировать понятие о своем предмете как часть науки, реальной действительности, о связи ее с другими науками
  4. Необходимо обеспечивать последовательность и преемственность как в содержании, так и в методах обучения между начальными и средними, средними и старшими классами
  5. Следует использовать новейшие достижения методики обучения, составлять с учениками опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала и т.д.
  6. Чаще повторять и совершенствовать ранее усвоенное, не только в начале и в конце урока, но и при завершении каждого логически законченного отрезка обучения в ходе урока
  7. Обобщающие повторения нужно осуществлять не только в начале и в конце урока, но и после изложения отдельных частных вопросов
  8. В процессе изучения нового материала не должно быть ничего лишнего, что не касается сути вопроса Идеи, искусственно вплетенные в тему урока, снижают его ценность
  9. Систематически держать в поле зрения самостоятельную работу учащихся
  10. Необходимо постоянно, настойчиво и доброжелательно исправлять ошибки учащихся, приучать их к систематическому анализу ошибок
  11. Необходимо добиваться от учеников усвоения системы знаний, умений и навыков по каждому разделу и всей программы Система знаний - важнейшее средство их воспроизведения. Забытые знания быстрее восстанавливаются в системе
  12. Будьте наблюдательными, приучайте своих учащихся постоянно, систематически и целенаправленно наблюдать и видеть существенное в явлениях, предметах, человеческих отношениях

Принцип прочности

Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Прочности знаний способствует так же закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.

Правила реализации принципа прочности знаний предполагают:

  1. В современном обучении мышление главенствует над па­мятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.
  2. Препятствуйте закреплению в памяти неправильно вос­принятого или того, что учащийся не понял. Запоминать уча­щийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.
  3. Чтобы освободить учащихся от заучивания материала, имеющего вспомогательный характер, приучайте их пользо­ваться различными справочниками-словарями (орфографичес­кими, толковыми, техническими, географическими и др.), эн­циклопедиями и т. п.
  4. Помните, что забывание изученного наиболее интенсив­но идет сразу после обучения, поэтому время и частота повто­рений должны быть согласованы с психологическими законо­мерностями забывания.
  5. Частота повторения должна соответствовать ходу кривой забывания. Наибольшее количество повторений требуется сра­зу же после ознакомления учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью.
  6. Приучайте каждого ученика работать в соответствии с его возможностями, но в то же время в полную силу. Боритесь с ленью, формируйте оптимальный темпо-ритм дея­тельности.
  7. Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положитель­ного отношения к нему.
  8. Когда выяснилось, что темпы обучения снизились, сле­дует немедленно установить причину. Наиболее распростра­ненные причины: падение (потеря) интереса к учебному про­цессу и усталость, ищите пути к их восстановлению.
  9. Приучайте учащихся при­слушиваться к вашим словам. Знайте меру. Вместо очередной «нотации» — притча, легенда, басня, шутка — учащиеся вас поймут.
  10. Опирайтесь на установленный наукой факт: важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повто­рение учащимися. Поэтому шире используйте, умело направ­ляйте процессы взаимообучения.
  11. Используйте дифференцированный подход к учебному материалу. Постоянно заботьтесь о сознательном, глубоком и прочном усвоении каждым учащимся не всего, что изучается, а
    главного: прочно усвоенное, оно станет надежной основой дальнейшего обучения.
  12. Не приступайте к изучению нового, предварительно не обеспечив наличия положительных мотивов и стимулов. Пом­ните: знание, насильственно внедренное в душу ребенка, не­ прочно.
  13. Повторение и закрепление изученного проводите так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и чувства школьников.
  14. Не следует проводить повторение изученного по той же схеме, что и изучение: предоставьте возможность учащимся рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.
  15. Для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональ­ное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры, учебные дискуссии, проблемно-поисковое обучение.
  16. Во время изучения нового всегда связывайте его с ранее пройденным, повторяйте старое в новом.
  17. Применяйте современные научно обоснованные виды, средства, методы контроля, пользуйтесь диагностическими способами выявления и измерения сдвигов в развитии учащих­ся: только так можно определить эффективность обучения, це­ленаправленно добиваться его результативности.
  18. Важной формой упрочения знаний является их самосто­ятельное повторение учащимися, организуйте его и поощряй­те. Не разрешайте учащимся пропускать занятия, уклоняться от уроков или бездельничать на них — это неминуемо приве­дет к снижению прочности знаний, умений.

Принцип доступности

Принцип подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала.

Правила реализации принципа доступности предполагает:

  1. Учебный материал должен быть распределен по возрасту учеников так, чтобы изучалось только то, что доступно восприятию в каждом возрасте
  2. В процессе обучения необходимо учитывать уровень подготовки и развития учащихся, их возможности, возрастные и индивидуальные особенности
  3. Учебный процесс необходимо осуществлять в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать скорость действий у средних и слабых учеников
  4. Для доступности нужно широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли ученика, покажите, что даже самые сложные знания доступны для их понимания
  5. При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учеников, а при закреплении - средних и слабых
  6. Облегчает учащимся усвоение понятий, сравнивая их с противоположными или противоречивыми понятиями
  7. Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из определенного познавательной задачи, но и быть подготовленным всем предшествующим ходом обучения
  8. Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны
  9. Доступность, как и убежденность и эмоциональность, зависит от ясности изложения и речи учителя: четко и однозначно формулирует понятие, избегайте монотонности, обучайте образно, используйте яркие факты, примеры из жизни, литературы
  10. Чувствуйте, что необходимо объяснить, что ученики поймут сами
  11. Доступность не означает легкость обучения, и функция учителя заключается вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учащихся,
  12. Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте школьников осуществлять все более длительную и интенсивную умственную деятельность

 

Принцип научности

Принцип заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся.

Правила реализации принципа научности предполагают:

  1. Обучение на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта, настойчивого внедрения в практику рекомендаций и научной организации педагогического труда.
  2. Необходимо раскрывать логику учебного предмета, обеспечивающую основу для раскрытия новых научных понятий
  3. Каждое  научное понятие нужно систематически повторять, использовать в течение всего учебного курса.
  4. В методах преподавания отображаться методы научного познания, развивать мышление учащихся, подводя их к поисковой, творческой работы в обучении
  5. Необходимо систематически информировать своих учеников о новых достижениях в науке, технике, культуре, связывать новые достижения с формирующей у учащихся системой знаний
  6. Нужно знакомить учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки
  7. Необходимо раскрывать ученикам методы и трудности научного познания, зависимость результатов от методов
  8. Стоит использовать последнюю научную терминологию, не пользоваться устаревшей, быть знакомым с новейшими достижениями из своего предмета
  9. В связи с растущим потоком научной информации главное внимание необходимо уделять ключевым проблемам науки, раскрывать ученикам основные идеи научных достижений, приучать их следить за информацией поощрять коллективное обсуждение научно-технических и социальных проблем.
  10. Следует поощрять исследовательскую работу школьников; ознакомить их с научными методами исследования
  11. Добиваться того, чтобы ученики усвоили новые понятия и термины в единстве с научными теориями, законами

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: