Принцип придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. Система знаний должна создаваться в логической последовательности и в той же последовательности предлагаться к восприятию ученикам. Навыки и умения, уже приобретенные человеком в процессе обучения должны систематически применяться в реальных или искусственно созданных условиях, иначе они начинают ослабевать.
Правила реализации принципа систематичности и последовательности предполагают:
- Для обеспечения системы знаний необходимо использовать схемы, планы, распределять содержание учебного материала на логически завершенные части
- Не допускать нарушения системы ни в содержании, ни в способах обучения
- Учебных предмет - это уменьшенная копия науки, поэтому нужно показывать ученикам ее систему, формировать понятие о своем предмете как часть науки, реальной действительности, о связи ее с другими науками
- Необходимо обеспечивать последовательность и преемственность как в содержании, так и в методах обучения между начальными и средними, средними и старшими классами
- Следует использовать новейшие достижения методики обучения, составлять с учениками опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала и т.д.
- Чаще повторять и совершенствовать ранее усвоенное, не только в начале и в конце урока, но и при завершении каждого логически законченного отрезка обучения в ходе урока
- Обобщающие повторения нужно осуществлять не только в начале и в конце урока, но и после изложения отдельных частных вопросов
- В процессе изучения нового материала не должно быть ничего лишнего, что не касается сути вопроса Идеи, искусственно вплетенные в тему урока, снижают его ценность
- Систематически держать в поле зрения самостоятельную работу учащихся
- Необходимо постоянно, настойчиво и доброжелательно исправлять ошибки учащихся, приучать их к систематическому анализу ошибок
- Необходимо добиваться от учеников усвоения системы знаний, умений и навыков по каждому разделу и всей программы Система знаний - важнейшее средство их воспроизведения. Забытые знания быстрее восстанавливаются в системе
- Будьте наблюдательными, приучайте своих учащихся постоянно, систематически и целенаправленно наблюдать и видеть существенное в явлениях, предметах, человеческих отношениях
Принцип прочности
|
|
Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Прочности знаний способствует так же закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.
|
|
Правила реализации принципа прочности знаний предполагают:
- В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.
- Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.
- Чтобы освободить учащихся от заучивания материала, имеющего вспомогательный характер, приучайте их пользоваться различными справочниками-словарями (орфографическими, толковыми, техническими, географическими и др.), энциклопедиями и т. п.
- Помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.
- Частота повторения должна соответствовать ходу кривой забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью.
- Приучайте каждого ученика работать в соответствии с его возможностями, но в то же время в полную силу. Боритесь с ленью, формируйте оптимальный темпо-ритм деятельности.
- Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
- Когда выяснилось, что темпы обучения снизились, следует немедленно установить причину. Наиболее распространенные причины: падение (потеря) интереса к учебному процессу и усталость, ищите пути к их восстановлению.
- Приучайте учащихся прислушиваться к вашим словам. Знайте меру. Вместо очередной «нотации» — притча, легенда, басня, шутка — учащиеся вас поймут.
- Опирайтесь на установленный наукой факт: важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение учащимися. Поэтому шире используйте, умело направляйте процессы взаимообучения.
- Используйте дифференцированный подход к учебному материалу. Постоянно заботьтесь о сознательном, глубоком и прочном усвоении каждым учащимся не всего, что изучается, а
главного: прочно усвоенное, оно станет надежной основой дальнейшего обучения. - Не приступайте к изучению нового, предварительно не обеспечив наличия положительных мотивов и стимулов. Помните: знание, насильственно внедренное в душу ребенка, не прочно.
- Повторение и закрепление изученного проводите так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и чувства школьников.
- Не следует проводить повторение изученного по той же схеме, что и изучение: предоставьте возможность учащимся рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.
- Для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры, учебные дискуссии, проблемно-поисковое обучение.
- Во время изучения нового всегда связывайте его с ранее пройденным, повторяйте старое в новом.
- Применяйте современные научно обоснованные виды, средства, методы контроля, пользуйтесь диагностическими способами выявления и измерения сдвигов в развитии учащихся: только так можно определить эффективность обучения, целенаправленно добиваться его результативности.
- Важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение учащимися, организуйте его и поощряйте. Не разрешайте учащимся пропускать занятия, уклоняться от уроков или бездельничать на них — это неминуемо приведет к снижению прочности знаний, умений.
Принцип доступности
|
|
Принцип подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала.
Правила реализации принципа доступности предполагает:
- Учебный материал должен быть распределен по возрасту учеников так, чтобы изучалось только то, что доступно восприятию в каждом возрасте
- В процессе обучения необходимо учитывать уровень подготовки и развития учащихся, их возможности, возрастные и индивидуальные особенности
- Учебный процесс необходимо осуществлять в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать скорость действий у средних и слабых учеников
- Для доступности нужно широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли ученика, покажите, что даже самые сложные знания доступны для их понимания
- При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учеников, а при закреплении - средних и слабых
- Облегчает учащимся усвоение понятий, сравнивая их с противоположными или противоречивыми понятиями
- Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из определенного познавательной задачи, но и быть подготовленным всем предшествующим ходом обучения
- Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны
- Доступность, как и убежденность и эмоциональность, зависит от ясности изложения и речи учителя: четко и однозначно формулирует понятие, избегайте монотонности, обучайте образно, используйте яркие факты, примеры из жизни, литературы
- Чувствуйте, что необходимо объяснить, что ученики поймут сами
- Доступность не означает легкость обучения, и функция учителя заключается вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учащихся,
- Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте школьников осуществлять все более длительную и интенсивную умственную деятельность
|
|
Принцип научности
Принцип заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся.
Правила реализации принципа научности предполагают:
- Обучение на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта, настойчивого внедрения в практику рекомендаций и научной организации педагогического труда.
- Необходимо раскрывать логику учебного предмета, обеспечивающую основу для раскрытия новых научных понятий
- Каждое научное понятие нужно систематически повторять, использовать в течение всего учебного курса.
- В методах преподавания отображаться методы научного познания, развивать мышление учащихся, подводя их к поисковой, творческой работы в обучении
- Необходимо систематически информировать своих учеников о новых достижениях в науке, технике, культуре, связывать новые достижения с формирующей у учащихся системой знаний
- Нужно знакомить учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки
- Необходимо раскрывать ученикам методы и трудности научного познания, зависимость результатов от методов
- Стоит использовать последнюю научную терминологию, не пользоваться устаревшей, быть знакомым с новейшими достижениями из своего предмета
- В связи с растущим потоком научной информации главное внимание необходимо уделять ключевым проблемам науки, раскрывать ученикам основные идеи научных достижений, приучать их следить за информацией поощрять коллективное обсуждение научно-технических и социальных проблем.
- Следует поощрять исследовательскую работу школьников; ознакомить их с научными методами исследования
- Добиваться того, чтобы ученики усвоили новые понятия и термины в единстве с научными теориями, законами