Трезвучия, виды трезвучий, их строения и обращения

Созвучие из 3 и более звуков, расположенных по терциям, либо которые могут

быть расположены по терциям, называется – аккорд. Аккорд, состоящий из 3

звуков, расположенных по терциям называется – трезвучие.

Различают 4 основных вида трезвучий:

Мажорное (или Большое, Б53) – состоит из б3+м3. крайние звуки образуют ч5.

Минорное (или малое, м53) – состоит из м3+б3. крайние звуки образуют ч5.

Увеличенное (ув53) – состоит из б3+б3, крайние звуки образуют ув5.

Уменьшѐнное (ум53) – состоит из м3+м3, крайние звуки образуют ум5.

Мажорное и минорное трезвучия – консонирующие, а увеличенное и уменьшѐнное – диссонирующие. Звуки, входящие в состав трезвучия имеют свои названия: нижний звук – прима или основание, средний – терция или терцовый звук, верхний – квинта или квинтовый звук. Если звуки трезвучия расположены по терциям – это основной вид трезвучия.

Обращение трезвучия – это вид трезвучия, нижним звуком которого является

терция или квинта основного вида трезвучия. Трезвучие имеет 2 обращения:

Секстаккорд (6) – первое обращения трезвучия, нижним звуком которого

является терцовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из терции и

кварты, крайние звуки образуют сексту.

Квартсекстаккорд (64) – второе обращение трезвучия, нижним звуком которого

является квинтовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из кварты и

терции, отсюда и название.

Мажорный секстаккорд (Б6) – м3+ч4

Минорный секстаккорд (М6) – б3+ч4

Увеличенный секстаккорд (Ув6) – б3+ум4

Уменьшѐнный секстаккорд (Ум6) – м3+ув4

Мажорный квартсекстаккорд (Б64) – ч4+б3

Минорный квартсекстаккорд (М64) – ч4+м3

Увеличенный квартсекстаккорд (Ув64) – ум4+б3

Уменьшѐнный квартсекстаккорд (Ум64) – ув4+м3

 

ТРЕЗВУЧИЯ ГЛАВНЫХ СТУПЕНЕЙ ЛАДА

С ОБРАЩЕНИЕМ И РАЗРЕШЕНИЕМ

Трезвучия построенные на главных ступенях лада – I, IV, V – называются

трезвучиями главных ступеней лада. Своѐ название трезвучия берут от той

ступени, на которой строятся.

Трезвучие построенное от I ст. называется – тоническим, так как I ст. – тоника;

от IV ст. лада, называется – субдоминантовым, так как IV ст. – субдоминанта; от

V ст. лада, называется – доминантовым, так как V ст. – доминанта.

В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53,

D53. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие минорное, так как в

его состав входит 6 пониженная ступень: s53

В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53,

d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное, так как в его

состав входит повышенная VII ступень: D53

Тоническое трезвучие устойчиво, т.к. состоит из 3 устойчивых ступеней лада.

Субдоминантовое трезвучие – неустойчиво, т.к. в его составе 2 неустойчивые

ступени – IV и VI. Доминантовое трезвучие ещѐ более неустойчиво, т.к. в его

составе вводные ступени, самые неустойчивые в ладу – II и VII.

Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения требуют

разрешения в тонический аккорд. При разрешении устойчивый звук остаѐтся на

месте, а два неустойчивых звука переходят по ладовому тяготению от

субдоминанты на секунду вниз, а от доминанты – на секунду вверх. Таким

образом получается следующая схема:

S53 – T6 D53 – T64

S6 – T64 D6 – T53

S64 – T 53 D64 – T6

ПОБОЧНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА

УМ53 И УВ53 В ЛАДУ С РАЗРЕШЕНИЕМ

Побочные трезвучия – это трезвучия построенные на II, III, VI, VII ступенях, т.е.

на всех, кроме главных.

Ум53 встречается в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.

В натуральном мажоре – на VII ст.

В гармоническом мажоре – на II ст.

В натуральном миноре – на II ст.

В гармоническом миноре – на VII # ст.

Разрешение Ум53: крайние звуки в сторону сужения, а средний – на секунду

Ув53 встречается только в гармоническом мажоре и миноре.

В гармоническом мажоре – на VI b

В гармоническом миноре – на III ст.

Разрешение Ув53: устойчивые звуки – остаются на месте, а неустойчивый

звук в мажоре – на секунду вниз, а в миноре – на секунду вверх. Таким образом,

Ув53 в мажоре разрешается в Т64, а в миноре – в t6.

СЕПТАККОРД. D7 И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ

ОБРАЩЕНИЯ D7 И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

Аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям называется –

септаккорд. Крайние звуки аккорда образуют интервал септима, отсюда его

название. Каждый звук септаккорда имеет своѐ название: нижний звук –

основание или прима, второй – терцовый звук или терция, далее - квинтовый

звук или квинта, верхний – септима или вершина аккорда.

Септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического

Минора называется – доминантсептаккорд (D7), т.к. V ступень лада – доминанта, отсюда его название. D7 состоит из б3+м3+м3 (или мажорное трезвучие+м3). D7 неустойчивый аккорд, т.к. в его составе 2 диссонирующих интервала (м7 и ум5) и он требует разрешения. Разрешается D7 в неполное тоническое трезвучие (без квинтового тона) с утроенным основным звуком.

Обращение септаккорда – это вид септаккорда, в котором нижним звуком

является терция, квинта или септима основного вида септаккорда. D7 имеет 3

обращения: D65 (доминантовый квинтсекстаккорд), D43 (доминантовый

терцквартаккорд), D2 (доминантовый секундаккорд).

D65 – это первое обращение D7, нижним звуком которого является терцовый

звук D7. Строится на VII ступени натурального мажора и гармонического

минора, состоит из м3+м3+б2 (или уменьшѐнное трезвучие+б2). Разрешается в

полное тоническое трезвучие (Т53, t53)с удвоенным основным тоном.

D43 – второе обращение D7, нижним звуком является квинтовый звук D7.

Строится на II ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит

из м3+б2+б3. Разрешается в полное развѐрнутое тоническое трезвучие (Т53, t53)

с удвоенным основным тоном в октаву.

D2 – третье обращение D7, нижним звуком является септима D7. Строится на IV

ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из б2+б3+м3

(или б2+мажорное трезвучие). Разрешается в тонический секстаккорд (Т6, t6)с

удвоенным основным тоном.

ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ

Септаккорд, построенный на VII ступени (вводный звук) лада называется –

водным септаккордом (DVII7). В зависимости от интервала, который образуется

между крайними звуками аккорда, различают 2 вида вводного септаккорда:

малый вводный септаккорд (MVII7) и уменьшѐнный вводный септаккорд

(умVII7)

MVII7 - строится на VII ступени натурального мажора и состоит из м3+м3+б3

(или уменьшѐнное трезвучие+б3). Крайние звуки MVII7 образуют интервал м7,

отсюда его название.

умVII7 – строится на VII ступени гармонического мажора и гармонического

минора, состоит из м3+м3+м3+ (или уменьшѐнное трезвучие+м3). Крайние

звуки умVII7 образуют интервал ум7, отсюда его название.

Все звука вводного септаккорда неустойчивые, поэтому они требуют разрешения. Разрешаются вводные септаккорды в тоническое трезвучие с удвоенной терцией.

Вводные септаккорды имеют 3 общих звука с D7, поэтому они также могут плавно разрешаться через D65 в тоническое трезвучие. В этом случае 3 общих звука остаются на месте, а верхний звук (септима) переходит от MVII7 – на б2 вниз, а от умVII7 – на м2 вниз и далее в тоническое трезвучие (MVII7 – D65 – Tt53 или умVII7 – D65 – Tt53). Вводные септаккорды также имеют 3 обращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: