Септаккорд, построенный на II ст. лада, называется септаккорд II ступени.
Поскольку в его состав входит субдоминантовое трезвучие, он называется –
субдоминантовый септаккорд.
В натуральном мажоре на II ст. строится малый субдоминантовый септаккорд,
состоит из м3+б3+м3 (М53+м3). В гармоническом мажоре, в натуральном и
гармоническом миноре на II ст. строится уменьшѐнный субдоминантовый
септаккорд, состоит из м3+м3+б3 (Ум53+б3).
SII7 диссонирующий аккорд и требует разрешения - в тонический секстаккорд
(Т6, t6) с удвоенной терцией или квинтой; или через D43 в тоническое
трезвучие; или в неполное (без квинтового тона) доминантовое трезвучие, с
утроенным основным тоном (по принципу разрешения D7 в тоническое
трезвучие).
SII7 также имеет 3 обращения, наиболее часто из которых употребляется SII65,
т.к. его нижним звуком является субдоминанта.
АЛЬТЕРАЦИЯ И ХРОМАТИЗМ
Альтерация (от латинского «изменять») – это изменение основной ступени
лада. Знаки альтерации: #, b, X, bb, бекар.
Ладовая альтерация придаѐт мелодии напряжѐнность и способствует включению в гармонию красочных аккордов и созвучий. Альтерируются лишь те неустойчивые ступени, которые отстоят на б2 (тон) от звуков тонического трезвучия. Таким образом, получаются следующие альтерации:
|
|
в мажоре: II ступень повышается и понижается, IV ступень повышается, VI
ступень понижается (гармонический мажор);
в миноре: II ступень понижается, IV ступень понижается и повышается, VII
ступень повышается (гармонический минор).
В результате альтерации образуется явление, называемое хроматизмом.
Хроматизм (с греч. «краска»)– это повышение или понижение на полутон (м2)
диатонической ступени лада, обостряющее ее тяготение к соседней ступени.
Между диатонической ступенью и ее повышенным или пониженным вариантом
возникает хроматический полутон (например, до-до#). Знаки альтерации,
возникающие вследствие хроматизма, ставятся перед нотами и называются
случайными. Они действительны только до конца такта. Хроматизм в мелодии
связан с хроматическими вспомогательными и проходящими звуками.
Вспомогательный звук является хроматическим, если не входит в диатоническую гамму и прилегает на м2 к окружающему его звуку (например, ре-до#-ре или соль-ляb-соль в До мажоре).
Проходящий звук, является хроматическим, если он не входит в диатоническую
гамму и образует скольжение по полутонам между двумя разными звуками
(например, ре-ре#-ми или ля-ляb-соль в До мажоре).
Хроматическим изменениям могут подвергаться все ступени лада, в том числе и
устойчивые. Таким образом, в одном случае хроматизм совпадает с альтерацией,
|
|
в другом — способствует украшению диатоники (проходящие и вспомогательные хроматизмы).
БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ.
Буквенная система обозначения звуков была изобретена в X веке во Франции.
Она заключалась в том, что каждый звук обозначался латинской буквой
алфавита: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си
c – d – e – f – g – a – h
Повышение звука на пол тона (диез) обозначается прибавлением к названию
звука слога is. Понижение звука на пол тона (бемоль) обозначается слогом es.
В настоящее время буквенная система используется и для обозначения
тональностей. Мажор обозначается словом dur (твѐрдый), а минор – moll
(мягкий). Мажорная тональность пишется с прописной буквы, а минорная – со
строчной.
Есть три исключения в написании звуков: ля бемоль – As (as), си бемоль – B
(b), ми бемоль – Es (es).
КВИНТОВЫЙ КРУГ ТОНАЛЬНОСТЕЙ.
Порядок расположения тональностей одного лада, диезных – по ч5 вверх, а
Бемольных – по ч5 вниз, называется – квинтовым кругом.
В музыке употребляется 7 диезных и 7 бемольных тональностей. Знаки альтерации
пишутся при ключе и называются – ключевыми. Каждая новая диезная тональность появляется через ч5 вверх, а новый ключевой диез приходится на VI ступень новой тональности.
Таким образом, получается следующий ряд мажорных и минорных диезных
тональностей:
C – G(1#) – D(2#) – A(3#) – E(4#) – H(5#) – Fis(6#) – Cis (7#)
a – e – h – fis – cis – gis – dis – ais
Каждая новая бемольная тональность появляется через ч5 вниз, а новый
ключевой бемоль приходится на IV ступень новой тональности.
Таким образом, получается следующий ряд мажорных и минорных бемольных
тональностей:
C – F(1b)– B(2b) – Es(3b)– As(4b)– Des(5b)– Ges(6b)– Ces (7b)
a – d – g – c – f – b – es – as moll
РОДСТВЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
Все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей,
находящихся между собой в гармоническом родстве.
Родственными называют те тональности тонические трезвучия которых
находятся на ступенях данной тональности натурального и гармонического
видов.
Тональности, имеющие наибольшее число общих звуков называют
родственными. Каждая тональность имеет в родственных тональностях:
1 Параллельную главной тональности
2 Тональность субдоминанты
3 Параллельная тональность субдоминанты
4 Тональность доминанты
5 Параллельную тональность доминанты
6 Тональность минорной субдоминанты (в гармоническом виде) для мажора
или мажорной доминанты (в гармоническом виде) для минора.
Например До-мажору родственны тональности ля минор, Фа мажор, ре минор,
Соль мажор, ми минор, фа минор; ля минору родственны тональности До
мажор, ре минор, Соль мажор, ми минор, Фа мажор, Ми мажор.
ПЕНТАТОНИКА
Лад, состоящий из 5 звуков называется - пентатоника (китайская гамма).
Особенность этого лада – отсутствие в его составе полутонов (м2) и ступеней,
образующих тритоны. Наибольшее применение получили 2 вида пентатоники:
Мажорная пентатоника – пентатоника с мажорным трезвучием от I ступени. Еѐ
строение: б2+б2+м3+б2. В мажорной пентатонике отсутствуют IV и VII ступени.
Минорная пентатоника – пентатоника с минорным трезвучием от I ступени. Еѐ
строение: м3+б2+б2+м3. В минорной пентатонике отсутствуют II и VI ступени.
ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
Многие мелодии народных песен имеют в своей основе лады, схожие с мажором
и минором, но отличающиеся от них отдельными звуками. Такие лады
называются ладами народной музыки (натуральными ладами, старинными
ладами). К ладам мажорного наклонения относятся:
Ионийский – совпадает с натуральным мажором;
Лидийский –в нѐм повышается IV ступень;
Миксолидийский –в нѐм понижается VII ступень.
К ладам минорного наклонения относятся:
Эолийский – совпадает с натуральным минором;
|
|
Дорийский –в нѐм повышается VI ступень;
Фригийский –в нѐм понижается II ступень.
ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА
Хроматическая гамма – это гамма, построенная по полутонам. Хроматическая
гамма строится в мажоре и миноре. В мажоре - при движении вверх ступени
повышаются, хроматически не изменяются III и VI ст. При движении вниз
ступени понижаются, хроматически не изменяются I и V ст. В миноре - при
движении вверх и вниз хроматически не изменяются I и V ст.