Септаккорд II ступени (ii7)

Септаккорд, построенный на II ст. лада, называется септаккорд II ступени.

Поскольку в его состав входит субдоминантовое трезвучие, он называется –

субдоминантовый септаккорд.

В натуральном мажоре на II ст. строится малый субдоминантовый септаккорд,

состоит из м3+б3+м3 (М53+м3). В гармоническом мажоре, в натуральном и

гармоническом миноре на II ст. строится уменьшѐнный субдоминантовый

септаккорд, состоит из м3+м3+б3 (Ум53+б3).

SII7 диссонирующий аккорд и требует разрешения - в тонический секстаккорд

(Т6, t6) с удвоенной терцией или квинтой; или через D43 в тоническое

трезвучие; или в неполное (без квинтового тона) доминантовое трезвучие, с

утроенным основным тоном (по принципу разрешения D7 в тоническое

трезвучие).

SII7 также имеет 3 обращения, наиболее часто из которых употребляется SII65,

т.к. его нижним звуком является субдоминанта.

АЛЬТЕРАЦИЯ И ХРОМАТИЗМ

Альтерация (от латинского «изменять») – это изменение основной ступени

лада. Знаки альтерации: #, b, X, bb, бекар.

Ладовая альтерация придаѐт мелодии напряжѐнность и способствует включению в гармонию красочных аккордов и созвучий. Альтерируются лишь те неустойчивые ступени, которые отстоят на б2 (тон) от звуков тонического трезвучия. Таким образом, получаются следующие альтерации:

в мажоре: II ступень повышается и понижается, IV ступень повышается, VI

ступень понижается (гармонический мажор);

в миноре: II ступень понижается, IV ступень понижается и повышается, VII

ступень повышается (гармонический минор).

В результате альтерации образуется явление, называемое хроматизмом.

Хроматизм (с греч. «краска»)– это повышение или понижение на полутон (м2)

диатонической ступени лада, обостряющее ее тяготение к соседней ступени.

Между диатонической ступенью и ее повышенным или пониженным вариантом

возникает хроматический полутон (например, до-до#). Знаки альтерации,

возникающие вследствие хроматизма, ставятся перед нотами и называются

случайными. Они действительны только до конца такта. Хроматизм в мелодии

связан с хроматическими вспомогательными и проходящими звуками.

Вспомогательный звук является хроматическим, если не входит в диатоническую гамму и прилегает на м2 к окружающему его звуку (например, ре-до#-ре или соль-ляb-соль в До мажоре).

Проходящий звук, является хроматическим, если он не входит в диатоническую

гамму и образует скольжение по полутонам между двумя разными звуками

(например, ре-ре#-ми или ля-ляb-соль в До мажоре).

Хроматическим изменениям могут подвергаться все ступени лада, в том числе и

устойчивые. Таким образом, в одном случае хроматизм совпадает с альтерацией,

в другом — способствует украшению диатоники (проходящие и вспомогательные хроматизмы).

БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ.

Буквенная система обозначения звуков была изобретена в X веке во Франции.

Она заключалась в том, что каждый звук обозначался латинской буквой

алфавита: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си

c – d – e – f – g – a – h

Повышение звука на пол тона (диез) обозначается прибавлением к названию

звука слога is. Понижение звука на пол тона (бемоль) обозначается слогом es.

В настоящее время буквенная система используется и для обозначения

тональностей. Мажор обозначается словом dur (твѐрдый), а минор – moll

(мягкий). Мажорная тональность пишется с прописной буквы, а минорная – со

строчной.

Есть три исключения в написании звуков: ля бемоль – As (as), си бемоль – B

(b), ми бемоль – Es (es).

КВИНТОВЫЙ КРУГ ТОНАЛЬНОСТЕЙ.

Порядок расположения тональностей одного лада, диезных – по ч5 вверх, а

Бемольных – по ч5 вниз, называется – квинтовым кругом.

В музыке употребляется 7 диезных и 7 бемольных тональностей. Знаки альтерации

пишутся при ключе и называются – ключевыми. Каждая новая диезная тональность появляется через ч5 вверх, а новый ключевой диез приходится на VI ступень новой тональности.

Таким образом, получается следующий ряд мажорных и минорных диезных

тональностей:

C – G(1#) – D(2#) – A(3#) – E(4#) – H(5#) – Fis(6#) – Cis (7#)

a – e – h – fis – cis – gis – dis – ais

Каждая новая бемольная тональность появляется через ч5 вниз, а новый

ключевой бемоль приходится на IV ступень новой тональности.

Таким образом, получается следующий ряд мажорных и минорных бемольных

тональностей:

C – F(1b)– B(2b) – Es(3b)– As(4b)– Des(5b)– Ges(6b)– Ces (7b)

a – d – g – c – f – b – es – as moll

РОДСТВЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей,

находящихся между собой в гармоническом родстве.

Родственными называют те тональности тонические трезвучия которых

находятся на ступенях данной тональности натурального и гармонического

видов.

Тональности, имеющие наибольшее число общих звуков называют

родственными. Каждая тональность имеет в родственных тональностях:

1 Параллельную главной тональности

2 Тональность субдоминанты

3 Параллельная тональность субдоминанты

4 Тональность доминанты

5 Параллельную тональность доминанты

6 Тональность минорной субдоминанты (в гармоническом виде) для мажора

или мажорной доминанты (в гармоническом виде) для минора.

Например До-мажору родственны тональности ля минор, Фа мажор, ре минор,

Соль мажор, ми минор, фа минор; ля минору родственны тональности До

мажор, ре минор, Соль мажор, ми минор, Фа мажор, Ми мажор.

ПЕНТАТОНИКА

Лад, состоящий из 5 звуков называется - пентатоника (китайская гамма).

Особенность этого лада – отсутствие в его составе полутонов (м2) и ступеней,

образующих тритоны. Наибольшее применение получили 2 вида пентатоники:

Мажорная пентатоника – пентатоника с мажорным трезвучием от I ступени. Еѐ

строение: б2+б2+м3+б2. В мажорной пентатонике отсутствуют IV и VII ступени.

Минорная пентатоника – пентатоника с минорным трезвучием от I ступени. Еѐ

строение: м3+б2+б2+м3. В минорной пентатонике отсутствуют II и VI ступени.

ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

Многие мелодии народных песен имеют в своей основе лады, схожие с мажором

и минором, но отличающиеся от них отдельными звуками. Такие лады

называются ладами народной музыки (натуральными ладами, старинными

ладами). К ладам мажорного наклонения относятся:

 Ионийский – совпадает с натуральным мажором;

Лидийский –в нѐм повышается IV ступень;

Миксолидийский –в нѐм понижается VII ступень.

К ладам минорного наклонения относятся:

Эолийский – совпадает с натуральным минором;

Дорийский –в нѐм повышается VI ступень;

Фригийский –в нѐм понижается II ступень.

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

Хроматическая гамма – это гамма, построенная по полутонам. Хроматическая

гамма строится в мажоре и миноре. В мажоре - при движении вверх ступени

повышаются, хроматически не изменяются III и VI ст. При движении вниз

ступени понижаются, хроматически не изменяются I и V ст. В миноре - при

движении вверх и вниз хроматически не изменяются I и V ст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: