Энгармонически равные тональности

Энгармонически равные тональности – это тональности, одинаковые по

звучанию, но разные по названию. Мажорные и минорные тональности с 5, 6 и 7

диезами энгармонически равны мажорным и минорным тональностям с 5, 6 и 7

бемолями. Ключевые знаки в энгармонически равных тональностях в сумме

составляют 12 знаков

Мажорные тональности:

H dur (5#) = Ces dur (7 бемолей)

Fis dur (6#) = Ges dur(6 бемолей)

Cis dur(7#) = Des dur(5 бемолей)

Минорные тональности:

gis moll(5#) = as moll (7 бемолей)

dis moll(6#) = es moll (6 бемолей)

ais moll(7#) = b moll (5 бемолей)

РИТМ, МЕТР, ТАКТ, ТАКТОВАЯ ЧЕРТА, АКЦЕНТ, ЗАТАКТ

Ритм - это соотношение длительностей в музыке. Метр – это равномерное

чередование сильных и слабых долей времени. Такт - отрезок мелодии между

двумя соседними сильными долями. Количество долей в такте может быть

разным. Первая доля такта имеет больший вес, чем все остальные доли, поэтому

она называется сильной долей. Доли, не имеющие ударений, называются

слабыми долями. В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной

тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы

ее выделить. Акцент – это ударение на сильной доле при исполнении музыки.

Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт -

Случаев произведения, начавшиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт.

СИНКОПА

Cинкопа – это перенос акцента с сильной доли на слабую. Встречаются

а) междутактовые синкопы (двухдольные и трехдольные);

б) внутритактовые синкопы (двухдольные и трехдольные)

ПРОСТЫЕ РАЗМЕРЫ

Простые размеры – это размеры, у которых в такте одна сильная доля. К ним

а) двухдольные размеры – 2/2 (

), 2/4, 2/8

б) Трехдольные размеры – 3/2, 3/4, 3/8, реже 3/16

ритмических групп внутри такта называется группировкой длительностей. При группировке длительностей в простых размерах основные доли такта должны быть отделены друг от друга.

Объединение всех длительностей общим ребром возможно, когда эти

В размере 3/8 ввиду мелких долей такта допускается следующая группировка:

СЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Сложный размер состоит из 2 и более простых размеров и может иметь

несколько сильных долей. Акцент первой доли сложного метра сильнее

остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной, а доли с более

слабыми акцентами называются относительно сильными долями. Наиболее

употребительны следующие сложные размеры:

а) 4-хдольные: 4/4, 4/8, реже 4/2

б) 6-дольные: 6/4, 6/8, реже 6/16

в) 9-дольные: 9/8, очень редко 9/4 и 9/16

г) 12-дольные: 12/8, реже 12/16

Группировка в сложных размерах заключается в том, что простые размеры

группируются отдельно, образуя самостоятельные группы, как бы скрытые

такты.

СМЕШАННЫЕ РАЗМЕРЫ

От слияния 2 или нескольких простых разнородных размеров образуются

сложные смешанные размеры. Смешанные размеры встречаются в музыке реже

простых и сложных размеров. Наиболее употребительные из них 5-дольные и 7-

дольные: 5/4, 5/8, 7/4, 7/8. Изредка встречаются другие смешанные размеры,

например 11/4.

Смешанные размеры отличаются от сложных размеров некоторыми особенностями:

Строение смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров; чередование сильных и относительно сильных долей такта следует неравномерно.

а) 5-дольные размеры:

б) 7-дольные размеры: 7/4 (3/4+2/4+2/4) и 7/4 (2/4+2/4+3/4).

Встречаются также переменные размеры, в этом случае новый размер выставляется в начале такта.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: