Почти во всех городах найдены привозные или местные терракотовые статуэтки, оттискивавшиеся в специальных керамических формах и затем раскрашивавшиеся

Религиозные культы - археологическое отражение в храмовой архитектуре, в изображениях богов на монетах, в монументальной скульптуре (ставилась в храмах и на улицах), в терракоте, в рельефах и надписях на каменных плитах — например, с посвящениями богу внемлющему в Ольвии. Из метрополий в Северное Причерноморье был перенесен культ греческих богов — в первую очередь Аполлона. Первоначально в данном регионе был типичный греческий пантеон, но постепенно формируются специфические черты культовой системы колоний: почитание Ахилла Понтарха и богини Девы, в основе которого лежат варварские культы, переработанные греческими поселенцами. В период сарматизации региона, везде и особенно в Боспорском государстве распространяются синкретические культы, наиболее характерным из которых был культ Верховного бога (иначе — Высочайшего, Внемлющего, Благодетеля и Спасителя) на Боспоре. Он сформировался на базе синкретизации культа Зевса в его ипостаси спасителя, фракийского божества Сабазия и местного бога-всадника.

Упадок и гибель античной культуры Северного Причерноморья, как и финал раннего железного века в степи, лесостепи и лесной зоне Восточной Европы и Сибири в общем совпадают с новой эпохой — эпохой Великого переселения народов и крушения всей античной цивилизации. Эти два события коренным образом изменили этнокультурную обстановку в значительной части степной и лесостепной зоны и косвенно повлияли на процессы развития древних обществ лесной зоны.

При составлении ответа на вопросы была использована одноименная глава из учебника Янина. Читайте здесь более подробно:
https://arheologija.ru/kultura-antichnyih-gosudarstv-severnogo-prichernomorya-po-dannyim-arheologii/


Билет 19

Вопрос 1. Неолитические культуры Восточной Европы.

Территория Восточной Европы простирается от Прибалтики до Урала и от побережья Белого моря и Кольского полуострова до Средней Волги и Оки. Развитие хозяйства и культуры в неолите здесь основывалось на охоте, рыбной ловле и собирательстве и шло по пути постоянного совершенствования орудий лова и охоты. Наконечники стрел из кости и камня, различные по форме гарпуны и остроги являются основными. Большое распространение получили крупные каменные тесла и топоры, с помощью которых обрабатывалось дерево. Только в некоторых местах в конце неолита появляются зачатки скотоводства. Основными памятниками этой территории являются поселения. Они располагались по берегам рек. Реки были основными транспортными путями.

Можно выделить культуры раннего неолита, конца VI и V тысячелетий до н. э. и культуры развитого и позднего неолита — IV—середина III тысячелетия до н. э. К раннему неолиту лесной зоны относятся культуры: льяловская, нарвско-неманская, волго-камская и сперингс на Крайнем Севере. Картина образования и распространения культур в позднем неолите очень пестрая.

В раннем неолите к северу от днепро-донецкой культуры, в Волго-Окском бассейне, сложилась льяловская культура, названная по стоянке у с. Льялово на берегу Клязьмы. Поселения располагались на заболоченных берегах рек, озер и на островах. Жилища устраивались на настиле из жердей и бревен, на сваях. Среди инвентаря преобладают овальные и удлиненные каменные топоры и тесла, костяные гарпуны, наконечники стрел листовидной формы, обработанные с двух сторон ретушью, ножи, скребки на отщепах, резцы. Из камня делали долото, песты, шлифовальные плиты. Для льяловской культуры характерны сосуды яйцевидной формы, украшенные зональным орнаментом из ямок и оттисков гребенки и названные поэтому ямочно-гребенчатыми.

К западу и северо-западу от территории льяловских поселений в Латвии, Эстонии и Литве развивалась нарвская культура, сложившаяся на базе местного мезолита, но испытавшая влияние южных неолитических племен. На позднем этапе она охватывала и Северную Белоруссию (нарвско-неманская культура). Культура изучена по поселениям на торфяниках в Латвии, Белоруссии и на Псковщине. Их возраст от середины VI до IV тысячелетия до н. э. Названа культура по поселению Нарва. Для нее характерны сосуды с оттянутыми днищами и прямыми краями, наличие небольших с уплощенным дном мисочек, некоторые из них имеют форму лодок. Неолитические памятники лесной полосы часто расположены большими группами в местах, удобных для охоты и рыболовства, на береговых возвышениях. Жилища были наземными, столбовой конструкции. На их месте сохранились остатки кольев и столбов. В инвентаре много кремневых наконечников стрел и дротиков, скребков и ножей, встречаются сланцевые изделия, полученные с севера, с территории современной Финляндии. Особое место занимают каменные сверленые топоры с острым и уплощенным обушком, много костяных и роговых изделий: наконечников стрел, гарпунов, проколок и шильев.

 К востоку от области льяловской культуры лежала обширная территория волго-камского неолита. Здесь сосуды похожи на яйцевидные, с немного суженным горлом. Типичным орнаментом являются оттиски гребенчатого штампа. Непрерывно чередующиеся косые оттиски штампа создавали особый узор, получивший название «шагающая гребенка».

 В Карелии и частично в Финляндии ранний неолит представлен стоянками культуры сперингс, которые датируются концом IV — началом III тысячелетия до н. э., у г. Медвежьегорска, в окрестностях г. Повенец и других местах. Эти памятники немногочисленны. Инвентарь культуры архаичен, хотя встречается керамика с прочерченным узором. В развитом неолите на европейской территории России образуются новые археологические культуры, что связано с развитием хозяйства и в целом с изменением этнического состава населения, перемещением неолитических племен. Большое влияние на этот процесс оказали племена ямочно-гребенчатой керамики. Их происхождение связывают с носителями льяловской культуры. Племена ямочно-гребенчатой керамики расширяют свою территорию и внедряются в Прибалтику, на север вплоть до Печоры, оказывают влияние на волго-камскую культуру.

В результате только на территории Восточно-Европейской равнины сложилось около двадцати различных неолитических культур. С расселением племен ямочно-гребенчатой керамики связано происхождение многих местных неолитических культур в бассейне Волги и Оки.

 

Вопрос 2. Латенская культурно-историческая общность.

На смену гальштатской культуре в Западной и Средней Европе приходит латенская культура, названная так по поселению Ла Тен в Швейцарии. Латенская культура, как и гальштатская, может в конечном счете квалифицироваться как культурно-историческая общность в силу разнообразия входящих в нее культур. Но при этом, в отличие от гальштатской общности, латенская имеет явную этническую доминанту — многочисленные и разнообразные кельтские племена, имеющие сходную материальную и духовную культуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: