Античные государства Северного Причерноморья по данным археологии

Греческая колонизация Причерноморья - одно из трех направлений (два других- заселение Западного и Южного Средиземноморья).

Осн. факторы колонизации: торговые интересы и связи греков; возможность создания аграрных поселений в новых местах обитания; возможность получения дополнительного источника рабской силы; политическая эмиграция; внешнеполитические причины, в частности для малоазийских греков — лидийская и персидская угрозы.

Истоки колонизации: в первую очередь ионийские города- вне конкуренции малоазийский Милет (милетяне основали большинство крупных северопричерноморских городов - Ольвия, Пантикапей, Феодосия, Тира и др.). Жители малоазийского г. Теоса основали Фанагорию. Эолийские и дорийские греки: жители лесбосского города Митилены - Гермонассу, жители южнопричерноморской Гераклеи Понтийской — Херсонес Таврический. Политически независимымые колонии были тесно связаны с ними в экономическом и культурном отношении.

3 центра экономической, политической и культурной жизни, к которым тяготели остальные колонии региона: 1) Ольвийский полис (демокр. гос-во), который возник во второй четверти VI в. до н.э. в Северо-Западном Причерноморье и включал в себя Ольвию Понтийскую (в устье Южного Буга) и округу из трехсот малых поселений; 2) Херсонесское демокр. гос-во в Западном Крыму со столицей в Херсонесе Таврическом, основанном в конце V или VI в. до н.э.; 3) Боспорское гос-во в Восточном Крыму, на Таманском полуострове и в устье Дона - греко-варварская монархия, во главе с Пантикапеем (современный г. Керчь). Данный город, основанный в первой половине VI в. до н.э., и стал в IV в. до н.э. столицей Боспора. Все эти гос-ва претерпевали различные политические изменения.

Раздельное независимое существование античных государств региона продолжалось до конца II в. до н.э. Затем, в конце II — первой трети I в. до н.э., состоялось кратковременное объединение ряда северопричерноморских государств в рамках понтийской державы Митридата VI Евпатора. После его гибели наступило римское влияние (с сер. I в. до н.э.), затем прямого римского присутствия (с сер. I в. н.э.), продолжавшегося до сер. III в. Политический и экономический кризис Римской империи и античной цивилизации в целом сопровождался вторжениями различных средне- и восточноевропейских племен. Эти нападения «варваров» (в частности, готов) привели к ослаблению и трансформации античной цивилизации Северного Причерноморья, а также господству гуннов, пришедших в северопричерноморские степи в 70-е гг. IV в. н.э., и последующие нашествия других азиатских кочевников. Херсонес относительно благополучно пережил кризис, развивался в качестве средневекового Херсона (Корсунь древнерусских летописей). В ряде городов Боспорского гос-ва в Средневековье также жизнь была связанна с Византией и прочими гос. образованиями, существовавших в эту эпоху в регионе.

Основные памятники античной культуры в Северном Причерноморье. Осн. типы античных поселений в данном регионе - города, сельские поселения, хорошо укрепленные усадьбы, а с середины I в. н.э. —римские военные лагеря (крупный- Харакс). Города были защищены естественными преградами и крепостными стенами из камня и сырцового кирпича ( В Херсонесе выделяется «башня Зенона», существовавшая с III в. до н.э. по нач. II тыс. н.э. и достигшая в результате перестроек огромных размеров). Толщина крепостных стен достигала 3-5 м. Планировка городов чаще - правильная квартально-прямоугольна я (Херсонес, Ольвия, Фанагория). С нерегулярным расположением улицПантикапей.   Важнейшие части города: акрополь — религиозный и общественный центр, и агора — торговая площадь и место народных собраний граждан. Ольвийская агора, к ней примыкал теменос Аполлона Дельфиния. На агоре общественные здания — дикастерий (здание суда) и гимнасий с водопроводом, банными помещениями и уборной. К агоре примыкали теменосы богов— культовый участок. Большинство построек— каменные или сырцовые на каменном цоколе. Основной строительный камень — местный известняк, песчаник, ракушечник. Для облицовки -крымский и кавказский розоватый серый мрамор и белый из Средиземноморья..

Частные жилища сначала представляли собой землянки и полуземлянки. С конца VI в. до н.э. преобладают наземные дома: полы – глинобитные, в парадных комнатах могли украшаться мозаикой. Стены - сырцовые или каменные. В эпоху эллинизма многие дома сооружаются из обожженного кирпича. Стены штукатурились, иногда окрашивались, крыши – крылись керамической черепицей. Постепенно планировка домов усложняется. Появляются многокамерные дома с внутренним двориком. При богатых домах часто имелись колодцы или же цистерны для сбора дождевой воды во дворах, а также подвалы, иногда — собственные купальни или бани (пример- баня в Херсонесе эллинистического периода, с мозаичной галечной вымосткой на полу). Известны также укрепленные дома башенного типа и целые сельские усадьбы с комнатами, башнями, подвалами, колодцами.

В Херсонесе обнаружен театр, построенный, по последним данным, в конце IV в. до н.э. и действовавший до начала IV в. н.э., когда в христианскую эпоху он был закрыт. В Хараксе, Херсонесе и Пантикапее исследована такая инновация римского времени, как термы — семейно-общественные бани (гигиена+центр общения и спорта ). К общественным сооружениям можно отнести и водопроводы, несущие воду из природных источников. Таковые обнаружены, например, в Херсонесе, Пантикапее и Хараксе. Они состоят из глиняных труб и могут завершаться водохранилищем, как в Херсонесе.

Погребения. В основном вблизи поселений.:бескурганные, подкурганные захоронения. Господствует трупоположение. Встречается захоронение кремированных остатков. Над могилами ставятся плиты с именами погребенных, надгробия с героизированными рельефными изображениями умерших или их статуи. Используются деревянные гробы, амфорные захоронения. Домашняя утварь в захоронениях. В монументальных склепах устанавливались специальные жертвенные столы для принесения даров умершему. С другой стороны, во всех некрополях - влияние «варварской» среды: конструкции могил, и разнообразные подсыпки, красная краска, мел, разбитые зеркала, определенные виды оружия, ножи, точила, лепные курильницы (полиэтничное Боспорское гос-во). В целом погребальные сооружения различны. Обычно хоронили в ямах или фамильных склепах. Часто над склепом возводился земляной курган. Вообще монументальные боспорские склепы являются архитектурными шедеврами. Они, как правило, состоят из коридора-дромоса и одной или двух прямоугольных в плане погребальных камер. Погребальный памятник северопричерноморской античности — Царский курган конца IV в. до н.э. под Керчью (достигал в высоту 17 м и перекрывал квадратный каменный склеп площадью 4,4×4,2 м, максимальной высотой 9 м). К склепу вел дромос длиной 36 м и высотой до 7 м с каменными стенами и каменным уступчатым сводом.

Экономика и основные формы материальной культуры по археологическим данным. Основа экономики -земледелие. Раскопки на территории хоры — сельскохозяйственной окрути полисов —прямоугольные земельные наделы площадью по 26,5 га, что соответствует размерам клеров — сельских наделов — в самой Элладе. Есть по 4 га. Злаки — пшеница, ячмень, просо и бобовые. Их зерна обнаружены в ходе раскопок. Рожь до начала нашей эры росла как сорняк, но с первых веков н.э. на Нижнем Дону и в Крыму она выращивалась уже как самостоятельный злак. Овес считался у греков сорняком, у римлян — сельскохоз. культурой.

Методы обработки почвы и орудия труда: практиковалось двуполье (чередование посевной и паровой площади), позднее — трехполье (чередование яровых, озимых культур и пара). Местами знали искусственное орошение, о чем свидетельствует находка канала у с. Айвазовское. Применялись также: террасирование (остатки подпорных стен, укреплявших почвенный слой в херсонесских усадьбах); возможно удобрение навозом. Вспашка производилась деревянным ралом с железным наральником о чем говорят многочисленные находки железных наральников и изображения рала на монетах Боспора. Обнаружены колотушки, железные мотыги, железные серпы и косы. Вероятно, молотьба велась с помощью волов, лошадей, мулов, которых гоняли по кругу. В ходе раскопок поселений выявлены специальные ямы для хранения зерна — грушевидной формы с каменными крышками-плитами. Зерно также хранилось в пифосах и крупных амфорах. Перемалывали в муку каменными жерновами. Поздние жернова — это классические ручные мельницы, состоящие из двух плит — нижней, неподвижной и верхней, приводимой в движение рычагом. Хлеб пекли в очагах и купольных печах (раскопки пекарни в Ольвии).

Огороды и сады (одна из греческих колоний на Таманском полуострове именовалась «Кепы» («Сады»). Из письменных источников: др. греки культивировали лук, чеснок, капусту, яблоки, груши, айву, миндаль, смоковницу, каштаны и т.д. Дикорастущие сорта превращали в садовые путем прививок, выводили новые сорта. Обнаружены садовые железные ножи. Есть бесспорные следы развития виноградарства и виноделия —остатки виноградных плантажей. О большой роли животноводства свидетельствуют такие показатели, как масса костных остатков на поселениях и в погребениях, специальные загоны и помещения для скота на территории поселений и предметы домашнего инвентаря для приготовления сыра и других молочных продуктов. На первом месте был мелкий рогатый скот, дававший мясо, молоко и шерсть, крупный рогатый скот — тягловая сила, источник молока, мяса и кожи, шедшей на обувь и доспехи; лошади - транспорт и в военном деле. Значение имело рыболовство: импортировали в Римскую империю. Археологами исследованы рыбозасолочные цистерны, сложенные из камня и врытые в землю. На дне крупнейшей херсонесской цистерны, вмещавшей более 50 т рыбы, обнаружена рыбная масса толщиной до 1 м. Найдены также пифосы с остатками рыбы, масса бронзовых и железных крючков, поплавков, каменных и глиняных грузил, обнаружены остатки сгоревших сетей.

Керамическое производство - высочайший уровень в городах и в сельских поселениях: гончарные мастерские, керамический брак, сводчатые двухъярусные печи для обжига керамики в Херсонесе, Пантикапее и предположительно в Фанагории. Из глины производились стройматериалы, различные сосуды. Керамическими стройматериалами и архитектурными деталями были в первую очередь черепица и кирпичи, облицовочные плитки и трубы для водопровода и парового отопления. Отличительными чертами античной керамики местного производства на фоне общегреческой - долговременное переживание здесь форм и орнаментов, вышедших из моды в метрополиях, а также подражание сосудам скифских и сарматских форм. Наиболее многочисленны остродонные узкогорлые двуручные амфоры — тара для перевозки или хранения вина, масла, сыпучих веществ и др. Огромные пифосы — керамические бочки —зерно-, вино- и рыбохранилища. Для кухонных нужд использовались горшки, сковороды, кувшины, миски. Разнообразные столовые сосуды были представлены блюдами, плоскодонными широкогорлыми амфорами, кратерами, пеликами, гидриями, ойнохоями, киликами и т.д. В туалетных целях использовались лекифы — сосуды для благовоний и масел.

Роспись производилась темной или красной краской по светлому ангобу и повторяла роспись ионийской керамики, воспроизводя характерные для нее простые геометрические мотивы (пояски, полоски, концентрические круги, волнистые линии, зигзаги и т.д.). В эллинистическое время, к которому относится наивысший подъем в производстве местной художественной керамики, расписная посуда распространилась очень широко, ее украшал растительный (реже — геометрический) орнамент, наносимый красной, либо голубой, либо черной краской по светлому фону или же белой краской по темному фону. Хорошо известна и керамика, покрытая черным или красным лаком. Чернофигурные вазы были вытеснены краснофигурными, популярными в V-IV вв. до н.э. Во второй половине II в. до н.э. в Северном Причерноморье появляется краснолаковая обиходная столовая посуда с гладкими стенками, которая с I в. до н.э. окончательно сменяет чернолаковую в данном регионе и господствует здесь до конца античной эпохи. Наряду с ней еще с рубежа III—II вв. до н.э. здесь распространяются лаковые парадные сосуды с рельефными украшениями. В первую очередь это так называемые «мегарские» чаши III—I вв. до н.э.

Археологические источники демонстрируют высокий уровень металлургии —черной и цветной. Большинство орудий труда, предметов вооружения, многие строительные детали, почти все скобяные изделия делались из железа и стали. Использовалась различная руда —горная (для Ольвии — криворожская, для городов Боспора — керченская и болотная для Херсонеса ). Найдены городские и сельские кузницы. Основным приемом кузнечной обработки была ковка, использовалась термическая обработка, закалка стали, цементация, сваривание железа со сталью для получения лезвий повышенной твердости. Готовые изделия подвергались холодной обработке. Из меди и бронзы производили орудия труда, оружие (наконечники стрел, панцири, шлемы, кнемиды (поножи), а в раннее время — мечи и кинжалы), узду, элементы одежды, украшения, стригали, замки, зеркала, бритвы, ключи, сосудыОсновной метод цветной металлообработки — отливка в формах. После литья иногда осуществлялась клепка, тиснение, штамповка, пайка, позолота. Бронзолитейные мастерские античных городов региона производили различные сложные изделия для местных степных племен: зеркала, уздечные бляхи, колчанные крючки.

Уже в VI в. до н.э. зародилась торевтика — художественная обработка металлов. Золото поступало из Фракии, Малой Азии, Закавказья, серебро из Афин. Методы обработки: плавка в тиглях, отливка в жесткие и пластические формы (обнаружены в ходе раскопок), ковка, волочение проволоки (золотой или серебряной), пайка, штамповка, тиснение (найдены бронзовые штемпели с рельефными изображениями. В изготовлении художественных изделий из металла достигли высочайшего мастерства как ответ на запросы местной варварской знати (скифской, меотской, сарматской), находки такого рода (см., например, выше, раздел «Скифская культура») связаны не только с греческими памятниками, но и с погребениями варварской знати. В первые века н.э. в Северном Причерноморье появляется собственное стеклоделие. При раскопках ряда городов обнаружены отходы стеклянного производства, а у с. Заветное в Юго-Западном Крыму выявлен целый комплекс обжигательных печей, использовавшихся для производства стекла.

Колонии вели интенсивную торговлю по нескольким направлениям: 1) с окружающими «варварами»; 2) в пределах конкретного города и государства; 3) с греческими государствами Средиземноморья и Причерноморья (прежде всего со своими метрополиями). Вывозили хлеб, скот, кожу, засоленную рыбу, рабов; ввозили вино, оливковое масло, керамику, оружие, ювелирные изделия и другие предметы роскоши.

Активный выпуск монет (из серебра, меди, реже — из золота). В течение всей античной эпохи свою монету выпускали 4 северопричерноморских города: Ольвия, Херсонес, Пантикапей и Тира. Эпизодически чеканили монету Керкикитида, Феодосия, Нимфей, Фанагория, Горгиппия.

Искусство и религия по археологическим данным. Монументальная живопись: росписи стен жилых зданий, в первую очередь выделяются великолепные росписи склепов Боспорского государства, где в IV-III вв. до н.э. начинается расцвет склеповой живописи, продолжающийся и в начале нашей эры. Первоначально использовалась темпера, затем - акварельная фресковая живопись и восковые. Росписи могли быть как сюжетными, так и бессюжетными. Персонажи росписей разнообразны: боги, люди, животные, растения. Используются геометрические детали. Многообразны сюжеты —пейзажи, мифологические сцены, жанровые и батальные сцены. Боспорский Стасовский склеп II в. н.э. содержит роспись со сценой борьбы боспорцев с сарматами, с фигурами зверей в густой траве среди деревьев. Особенно замечательна роспись склепа Деметры I в. н.э. на Боспоре, сооруженного в естественном холме. Она воспроизводит миф о похищении Коры-Персефоны. Характерной чертой монументальной живописи была ее неразрывная связь с конструктивной основой (тектоничность). Была широко распространена многоцветная раскраска различных частей стены (структурный стиль). Начиная с рубежа эр к структурному стилю добавилося цветное инкрустирование стен пластинами из цветного камня, металла или стекла. Мозаичные изображения.

Известна как привозная, так и местная скульптура {круглая и рельеф). В Ольвии найдена мраморная копия знаменитой хрисоэлефантинной скульптуры Афины Парфенос работы Фидия. Обнаружены также римские копии более ранних греческих скульптур.

Вместе с тем в IV—II вв. до н.э. наблюдается расцвет местной монументальной скульптуры. Это как круглая скульптура — изображения богов, портреты местных жителей и т.д., так и рельефы на мраморных фризах храмов, на которых помимо изображений религиозных процессий демонстрировались растительные и зооморфные мотивы. Примерно с V в. до н.э. и до III в. н.э. широко распространена местная надгробная скульптура. Основным ее видом были стелы — каменные доски с именем умершего, часто увенчанные карнизом из растительных мотивов или фронтоном храмового типа с акротерием на вершине. Такие стелы были особенно популярны в Боспорском государстве в III-II вв. до н.э. Материалом для местной монументальной скульптуры был известняк.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: