Билет № 16
Многоступенчатые турбины
Энергетические паровые турбины ТЭС и АЭС, служащие для привода электрического генератора, работают с постоянной частотой вращения ротора:
n=50 1/c - для быстроходных турбин;
n=25 1/c - для тихоходных турбин.
В современных паровых турбинах ТЭС и АЭС располагаемый тепловой перепад составляет 1000...1800 кДж/кг.
Очевидно, что в одноступенчатой турбине такой теплоперепад сработать невозможно, так как невозможно обеспечить прочность ротора и рабочих лопаток при таких скоростях.
Многоступенчатая турбина имеет ряд преимуществ перед одноступенчатой.
1. Каждая ступень срабатывает часть При допустимых окружных скоростях рабочей решетки и наивысшем КПД ступень может переработать теплоперепад в пределах 30...200 кДж/кг.
Например, для активной одноступенчатой турбины примем располагаемый тепловой перепад максимальным кДж/кг.
Фиктивная скорость
м/с.
При оптимальном соотношении скоростей окружная скорость
м/с.
При диаметре рабочей решетки d = 1,2 м частота вращения составит
.
В таких условиях обеспечить необходимую прочность деталей ротора невозможно.
Поэтому все паровые турбины для тепловой и атомной энергетики выполняются многоступенчатыми.
общего теплоперепада турбины при высоком КПД и допустимой окружной скорости рабочих лопаток по условиям прочности. Этим обеспечивается высокая экономичность и надежность работы паровой турбины.
2. Конструкция многоступенчатой турбины позволяет осуществить:
- отбор пара из турбины для регенеративного подогрева питательной воды;
- промежуточный перегрев пара.
Применение многоступенчатых турбин повышает КПД паротурбинной установки.
Основным недостатком многоступенчатой турбины является сложность
конструкции.
Опорные подшипники. Устройство. Общая компоновка
Шейка вала (1) размещается во вкладыше (2) подшипника с небольшим зазором, в который по каналу (9) из масляного бака насосом подается масло. Оно проходит между шейкой и баббитовой заливкой (10) вкладыша, образуя масляную пленку, на которой в нормальных условиях и вращается вал. При этом исключается контакт металлических поверхностей вала и вкладыша.
Отработавшее масло через торцевой зазор между валом и вкладышем стекает в корпус (картер) (7) подшипника, откуда самотеком направляется в масляный бак.
Положение шейки вала, а следовательно, и валопровода турбины в ее корпусе определяется положением вкладыша. Для его установки используются три нижние колодки (8) с цилиндрической внешней поверхностью. На них помещается нижняя половина вкладыша. Верхняя колодка (6) необходима для плотного зажатия вкладыша в корпусе подшипника. Между вкладышем и колодками для тонкой центровки расточек вкладыша, диафрагм и уплотнений устанавливают регулировочные прокладки.
На крышках подшипников устанавливают аварийные емкости (4), непрерывно заполняемые маслом по маслопроводу (5). Избыток масла по переливной трубе (3) стекает в корпус подшипника. При прекращении подачи масла от насосов, например из-за разрыва подающего маслопровода, система защиты отключает турбогенератор от сети, а смазка шейки вала в период замедления вращения осуществляется
из аварийной емкости по маслопроводу (5) через специальным образом подобранные дозировочные отверстия, обеспечивающие уменьшение расхода масла с замедлением турбины.
Схема опорного подшипника
1-шейка вала
2-вкладыш подшипника
3-перелив масла
4-аварийная маслянная емкость
5-маслопровод
6-верхняя колодка
7-корпус (картер) подшипника
8-нижние колодки
9-подвод масла
10-баббитовая заливка вкладыша
Билет № 15