II.социальный аспект- рынок труда

III. cтруктурный аспект:

1)Рыночная экономика:

А) В рыночной экономике производитель решает главные вопросы экономики самостоятельно, ориентируясь на соот­ношение спроса и предложения на рынке.

Б) Однако в чистом виде рыночная экономика не существует.

2)Рынок в жизни общества:

А) Рыночная система фор­мировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результа­те постепенного разложения натурального хозяйства.

Б)Условия возникновения рынка:

· общественное разделение труда, ведущее к появлению товарного производства;

· множественность обособленных товаропроизводителей- собственников, обусловливающая колебание спроса, пред­ложения, цен;

· регулярность обмена.

В) Начало учения о рыночной системе хозяйствования - Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

· необходимость рыночных отношений - естест­венная ограниченность производственных возможностей че­ловека сравнительно с его потребностями.

· эти же причины - разделение труда в обществе.

· общественная польза + собствен­ный интерес =«невидимая рука» рынка, це­ль.

· эф­фект рынка - увеличение возможностей всех и каждого в достижении экономических целей.

IV.организационный аспект:

1)Рыночные структуры:

А) Структу­ра рынка -внутреннее строение, распо­ложение, порядок отдельных элементов.

Б) критерии для классифи­кации структуры рынка:

· по объектам рыночных отношений (сырьё, ценные бумаги);

· по субъектам рынка (продавцы, покупатели);

· по географическому положению (местный, на­циональный, мировой);

· по характеру продаж (оптовый, роз­ничный);

· по соответствию действующему законодательству (легальный, нелегальный).

В) Рынок труда.

Г) Рынок капитала - рынок обращения финансовых активов (денежных средств, акций, облигаций, депозитов, прочих ценных бумаг); биржевой, внебиржевой, розничный и оптовый рынки.

Д) Кредитный рынок — это финансовый рынок, на кото­ром происходит покупка и продажа денежных средств и финансовых инструментов (акций, облигаций, производных инструментов) между покупателями (заёмщиками) и про­давцами (кредиторами).

Е) Фондовый  рынок -продажа доли участия в собственности предприятия; это рынок собственного капита­ла, его основной институт — фондовая биржа.

Ж) Структура рынка ценных бумаг - фондовая биржа, брокерские компании, осу­ществляющие биржевые операции.

2)Возникновение рынка ценных бумаг:

А) утверждени­ем такой формы организации производства, как акционерное общество;

Б)  акционерная форма организации производства - два вида ценных бумаг: акции и облигации.

· Акция - свидетельство о доле участия в собственности компании; право владельца на получение части прибыли предприятия, называемой дивиденд, на участие в его управлении; уровень диви­дендов - прямая зависимость от размеров полу­чаемой компанией прибыли.

· Часть капитала акционерного общества — это заёмный капитал: облигации - кредитный документ, не позволяющий владельцу участвовать в управлении предприятием, но при­носящий твёрдый (фиксированный) процент, уплачиваемый до выплаты дивидендов.

· курс ценных бумаг- продажа по рыночным ценам акций и облигаций, поступающих на фондовую биржу; курс акций- зависимость от изменений спроса и предложения; скла­дывающийся под влиянием спроса и предложения курс ак­ций - рыночная цена акций.

3)Конкуренция и монополия:

А)Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов за лучшие условия производства, купли и про­дажи товаров.

· Рыночная борьба за выживание и экономическое процве­тание — это закон всякого товарного хозяйства.

· Классификации конкуренции:

· В зависимости от состояния рынка: а) свободная, б) чистая, в) совершенная и г) несовершенная конкуренция.

· С учётом методов состяза­тельности: а) ценовая и б) неценовая конкуренция.

· Конкуренция - определён­ное состояние рынка: свободная или монополисти­ческая.

· Свободная конкуренция -такой тип структу­ры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.

ü Свободная конкуренция -никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим; возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и при­менить свой труд и материальные средства в интересую­щей его отрасли хозяйства; свобода покупателей от всякой дискриминации (ущемления прав),возможность купить товары и услуги на любом рынке.

ü Свободная конкуренция - чистая, посколь­ку она свободна от всякого вмешательства государства и сам рынок чист от монополий.

ü Свободная конкуренция - период классического капитализма.

·Особая  роль конкуренции играет – поддержание на рынке равновесной цены; согласование интересов продавцов и покупателей на рынке –график:

ü Совокупный спрос.

ü Совокупное предложение.

ü Равновесный уровень цен.

ü Равновесный уровень выпуска продукции.

· Если рыночная цена возрастает выше равновесной точ­ки, то в этом случае предложение превышает спрос; тогда среди продавцов соперничество усилится; в итоге начнётся движение цены по направлению к точке равновесия; ког­да же цена упадёт ниже равновесной точки, тогда спрос превысит предложение, а состязательность усилится среди покупателей, вследствие этого цена станет повышаться до равновесного уровня.

· Конкуренция среди продавцов, покупателей и между ни­ми -решающая сила, которая вызывает центро­стремительное движение рыночной цены к уровню равно­весной ситуации, а тем самым к величине стоимости.

· Троякая  роль конкуренция:

ü Во-первых, дорога всему новому и прогрессивному.

ü Во- вторых, общественно нормальные условия производства и обращения.

ü В-третьих, разрушение и устранение с рыночной арены всех неэффективных и отсталых хозяйств.

Б) экономические и социальные последствия конкуренции- образование монополий.

· Слово «монополия» (от греч. monos— один и poleo— продаю) - «единственный продавец».

· Монополия — это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному физическому лицу, определённой группе лиц, компании, организации или государству.

· Монопольное право -навязывание потребителям выгодных для монополиста условий взаимоот­ношений; при монополии на рынке -только один продавец товара, который устанавливает свою цену (часто завышенную).

В)Взаимосвязь монополии и конкуренция:

· Тот факт, что производство и реализация какого-то продукта «захвачены» группой крупных предпринимателей (получа­ющих от этого большую выгоду), вызывает острое соперни­чество — стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш, что способно подорвать монополию.

· Но внутрен­няя логика рыночного состязания ведёт к доминированию на рынке: если какой-то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порож­дает конкуренцию, а конкуренция — монополию.

· В современных условиях крупные хозяйственные объеди­нения не уничтожили конкуренцию, а существуют вместе с ней, что обостряет и углубляет общее соперничество.

· Име­ется значительное число предприятий, которые не входят в крупные объединения и ведут тяжёлое противоборство с ними.

· В каждой стране монополии встречают в числе конку­рентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок.

· Следовательно, не происходит сосредоточения произ­водства какого-либо товара в руках единственной фирмы.

Г)Отсутствие на нынешнем рынке в чистом виде свободной конкуренции, монополий:

· Современное состо­яние рынка - несовершенная конкуренция, две основные формы свое­образного сочетания монополии и конкуренции: монополи­стическая конкуренцию и олигополия.

· Монополистическая конкуренция - отличие от монополии: монополистическая конкуренция -такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но неидентичные товары.

· Олигополия (от греч. oligos— немногий, малочисленный и poleo— продаю) — это такой рынок, на котором господ­ствуют несколько (обычно от трёх до пяти) крупных фирм; олигополия — это конкуренция между немногими.

· Вмешательство государства в хозяйственную деятельность монополий: специальные орга­ны- наблюдение за ценами, объёмами производства, входом фирм в отрасли и выходом из отраслей; выполнение антимонопольного законодательства.

4)Современная рыночная система:

А) Жизнеспособ­ность и более высокая экономическая эффективность рыночных систем, демонстрируемая передовыми странами мира, предопределили выбор в пользу перехода к современному типу рыночной экономики — социально ориентированной и регулируемой рыночной системе хозяйства.

Б) Переход к рыночной системе производственно-экономи­ческих отношений в масштабах такой страны, как Россия, с её огромными пространствами, разнообразием почвенно­-климатических условий, национальных традиций и разным уровнем экономического развития различных регионов; необходимость колоссальных усилий, затрат и значительного времени.

· Трудности перехода усугубляются теми негативными явле­ниями, которые ранее носили скрытый характер и накапли­вались десятилетиями, а ныне обнаружились во всей полно­те.

· Только  постоянный экономический рост позволит решить социальные и политические проблемы нашей страны:

ü своевременное внедрение новых технологий раз­ведки, добычи и переработки природных ресурсов.

ü необхо­димость целиком использовать тот богатый научно-технический потенциал, которым обладает Россия.

ü необходимость развивать го­сударственные механизмы стимулирования экономического роста.

ü избавление бизнеса от коррупционного и криминального давления.

· Общенациональная задача России — это победа над бедно­стью:

ü Средний класс должен составлять не менее половины жителей России, обеспечивая устойчивость и жизнеспособ­ность общества.

ü Рост среднего класса будет способствовать расширению внутреннего рынка, обеспечению устойчивого спроса на отечественные продукты, товары и услуги.

V.экономический аспект:

1) Единые для всех стран законы рыночной экономики:

А) общая природа рыночной экономики,

Б)  общность предпосылок, функций и механизмов на всех этапах развития.

2)Законы спроса и предложения:

А)На рынке име­ется закономерная взаимосвязь между ценой и спросом, а также между ценой и предложением:

· Потоки спроса.

· Потоки предложения.

· Рынки потребительских товаров и услуг.

· Рынки ресурсов.

· Домашние хозяйства.

· Фирмы.

Б)Спрос:

· это потребность покупателя в необходимых ему товарах и услугах, за приобретение которых он готов (намерен) заплатить своими деньгами.

· рыночные факторы спроса: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, их число на рынке, цены на запрашиваемые товары; возмож­ность выбора альтернативного количества одноимённых то­варов, пользующихся спросом, по разным ценам.

· Закон спроса - функциональная зависимость спроса от цены: чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей.

· Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен - эластичность спроса. Мера такого изменения -коэффициент эластичности спроса (Кс):

Кс = Рост объёма спроса (в процентах)

                Снижение цен (в процентах)

В)Предложение:

· это совокупность товаров, которые про­изводители готовы продать по альтернативным ценам.

· Факторы предложения: число про­давцов на рынке, различия в технологических методах изготовления одноимённых товаров (более технологичные изделия пользуются предпочтением потребителей), цены на продаваемые продукты и другие виды товаров; возможность реализации альтернативного количества предлагаемого блага по разным ценам.

· Закон предложения -функциональная за­висимость предложения от цены: чем выше цена, тем в большей мере растёт предложение продуктов со стороны продавцов; чем выше предложение, тем ниже цена.

· Степень изменения объёма предложения в ответ на уве­личение цены - эластичность предложения. Мера этого изменения - коэффициент эластично­сти предложения (Кп):

Кп= Объём предложения (в процентах)
           Рост цен (в процентах)

· Когда предложение товаров превышает спрос покупате­лей, то возникает затоваривание рынка излишними продук­тами, не находящими сбыта, и может возникнуть кризис перепроизводства. Определённым выходом из неблагопри­ятной ситуации может быть, в частности, снижение цен (уценка товаров, их сезонная распродажа).

· Когда спрос превышает предложение, возникает товар­ный дефицит. Например, если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск изделий, пользующихся спро­сом. При дефиците товаров неудовлетворённый покупатель­ский спрос, заставляющий людей искать приложения своим деньгам, образно называют «пастью акулы».

Тема 5. Мой конспект: Фирма в экономике

I.технический аспект:

1)Факторы производства:

А) Процесс производства - превращение экономических ресурсов (факто­ров производства) в товары и услуги.

Б) Факторы производ­ства:

· труд (работники и их квалификация),

· земля (земельный участок, на котором размещено предприятие),

· капитал (производственное здание, станки, инструменты).

· предпринимательские способности (организа­ционные и управленческие усилия).

В) ограниченность ресурсов в экономике ограниченны: выбор из ограниченных ресурсов.

II.социальный аспект:

1) труд (работники и их квалификация),

2) предпринимательские способности (организа­ционные и управленческие усилия).

III.структурный аспект- постоянные и переменные издержки произ­водства:

1) Формирование издержек в зависимости от вида используемых в производстве ресурсов.

2) Постоянные издержки — это та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объёма выпускаемой продукции:

А) арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание зда­ния, затраты на подготовку и переподготовку кадров, зара­ботная плата управленческого персонала, расходы на ком­мунальные услуги, амортизация;

Б)  амортизация— уменьшение стоимости капитальных ре­сурсов по мере их износа в процессе производственного ис­пользования; для возмещения износа зданий, оборудования, транспортных средств накапливаются денежные средства (амортизационные отчисления), которые направляются на ремонт или изготовление новых средств труда вместо изношен­ных.

3) Переменные издержки — это та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объёма производства и реализации продукции:

А) издержки на приобретение сырья, оплату труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т.;

Б)  рост переменных издержек с увеличением объёма производства и сокращение с его уменьшением.

4) Значение различия между постоянными и переменными издерж­ками для каждого предпри­нимателя:

А) возможность управлять переменными издержками: их величина меняется в течение краткосрочного периода времени в результате изменения объёма производ­ства;

Б)  независимость постоянных издержек от контроля ад­министрации фирмы: обязательны и должны быть оплачены независимо от объёма производства;

В) важность анализа изменений издержек производства в зависимости от объёма выпускаемой продукции: можно понять, как фирмы принимают решения и определяют объёмы производства товаров и услуг, устанавливают цены на предлагаемые на рынке товары;

Г)  важность сравнения издержек производства для управления фирмой, определения оптимальных размеров производства и возможностей получения устойчивого дохода.

IV.организационный аспект:

1).понятие фирмы:

А) Фирма (предприятие) в экономике — это коммерческая ор­ганизация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализуемых на рынке.

· Прибыль  - доход от продажи товаров или услуг в форме:

ü рациональный выбор вида и объёма производимых благ, технологии производства,

ü умелое соединение и ис­пользование основных ресурсов производства,

ü грамотное управление производственным процессом и сбытом готовой продукции на рынке.

· Успех или неудача: широкий и разнообразный набор задач, сложность их решения.

· Условия  эффектив­ного производства и обеспечения жизнеспособности фирмы.

2)Налоги, уплачиваемые предприятиями:

А) ве­личина прибыли предприятия:

· издержки производства,

· сумма уплачиваемых нало­гов.

Б) налоги: прямые и косвенные.

В) Прямые налоги взимаются с доходов граждан и фирм в яв­ном виде (например, подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество).

Г) Косвенные налоги оплачиваются неза­метно при совершении определённых действий (например, при покупке товара, обмене валюты, ввозе товаров из-за рубежа) и, включённые в стоимость товаров и услуг (на­пример, налог на продажи, таможенная пошлина), оплачи­ваются потребителями.

3) виды налогов, которые платят современные предприятия:

А) Прямой налог с фирмыналог на прибыль: ставка налога на прибыль в за­висимости от видов деятельности; налоговые льготы.

Б) Косвенный налог с фирмыналог на добавленную стоимость (НДС): налог на прирост стоимости товара, которая создаётся на всех стадиях его производства по мере продвижения товара к конечному по­требителю (от сырья до предмета потребления).

В) Плате­жи в различные внебюджетные фонды: пенсионный, соци­ального страхования, обязательного медицинского страхо­вания и др..

Г) Высокие ставки налогов: снижение мотивации к активному труду и деловой ак­тивности в целом.

IV.организационный аспект:

1).понятие фирмы:

А)Фирма (предприятие) в экономике — это коммерческая ор­ганизация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализуемых на рынке.

Б)Прибыль  - доход от продажи товаров или услуг в форме:

ü рациональный выбор вида и объёма производимых благ, технологии производства,

ü умелое соединение и ис­пользование основных ресурсов производства,

ü грамотное управление производственным процессом и сбытом готовой продукции на рынке.

2)Налоги, уплачиваемые предприятиями:

А)ве­личина прибыли предприятия:

· издержки производства,

· сумма уплачиваемых нало­гов.

Б)налоги: прямые и косвенные.

· Прямые налоги взимаются с доходов граждан и фирм в яв­ном виде (например, подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество).

· Косвенные налоги оплачиваются неза­метно при совершении определённых действий (например, при покупке товара, обмене валюты, ввозе товаров из-за рубежа) и, включённые в стоимость товаров и услуг (на­пример, налог на продажи, таможенная пошлина), оплачи­ваются потребителями.

3) виды налогов, которые платят современные предприятия:

А) Прямой налог с фирмыналог на прибыль: ставка налога на прибыль в за­висимости от видов деятельности; налоговые льготы.

Б)   Косвенный налог с фирмыналог на добавленную стоимость (НДС): налог на прирост стоимости товара, которая создаётся на всех стадиях его производства по мере продвижения товара к конечному по­требителю (от сырья до предмета потребления).

В) Плате­жи в различные внебюджетные фонды: пенсионный, соци­ального страхования, обязательного медицинского страхо­вания и др..

Г)   Высокие ставки налогов: снижение мотивации к активному труду и деловой ак­тивности в целом.

V.экономический аспект:

1)Доходы собственников факторов производства — это од­новременно затраты владельца предприятия (фирмы).

А) эффективность производственной деятельности фирмы: рациональное соединение и использо­вание привлекаемых и собственных факторов производства.

Б) определение эффективности хозяйственной деятельности фирмы: сравнение результатов (прибыль) с издержками (затратами, расходами).

2)Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль:

А) Прибыль- результат превышения выручки от реализации продукции над суммой издержек по всем факторам производства.

Б) Издержки производства — это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование фак­торов производства: выплаты, которые фирма должна произвести постав­щикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.); выплаты -внутренние и внешние;  различные подходы при их исчислении.

· Внутренние ( или неявные) издержки — это затраты ресурсов, принадлежащих собственнику фирмы: помещение, собственный труд в качестве управляющего.

· Внешние издержки — это оплата факторов производства, не являющихся собственностью владельца фирмы: затраты на материалы, энергию, трудовые услуги и т. д.; бухгалтер­ские или явные издержки.

3)Различия между экономическими и бухгалтерскими из­держками, различное определе­ние прибыли:

А) Экономическая прибыль — это разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками.

Б) Бухгалтерская прибыль — это разница между общей вы­ручкой и бухгалтерскими издержками.

· метод подсчёта издержек:

ü бухгалтерский: подсчёт действительной величины издержек и прибыли.

ü экономический: принятие решения о выборе одного из альтернативных вариантов вложения ресурсов.

· увеличение раз­мера прибыли:

совершенствование технологии и организации производства,

стимулирование повышения про­изводительности труда работников,

введение режима экономии ресурсов;

снижение величины всех издержек, рост прибыли.

4) рентабельность- отношение прибыли, полу­ченной предприятием за определённый период, к сделан­ным за тот же период затратам:

Рентабельность = прибыль: затраты.

VI.аспект собственности- к апитал (от лат. capitalis— главный) — имущество, спо­собное приносить доход.

1) Капитал — это фактор производства, который может существовать как в материальной (здания, сооружения, оборудование), так и в денежной форме.

2) понятие «капитал»:

А) физический капитал (средства про­изводства, созданные людьми для производства товаров и услуг),

Б)   денежный, или финансовый, капитал (деньги, ис­пользуемые для приобретения физического капитала), ин­вестиции (вложение материальных и денежных средств в производство, в ценные бумаги).

3) Реальный, основной капитал — это средства производства в виде машин, инструментов и другого производственного обо­рудования.

4) Ссудный капитал — предоставленные в ссуду временно свободные денежные средства на условиях возвратности и платности; доход на ссудный капитал - процент, выплачиваемый за­ёмщиками за использование чужих денег.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: