Сущность политического процесса

А) П олитический процесс к- цепь событий и состояний, которые изменяются в результате действий и взаимодействий субъектов полити­ки.

Б)  Политический процесс — это функциональ­ная, динамическая характеристика политической системы, отражающая совокупность целенаправленных взаимодей­ствий и противоборство субъектов политики, как в рамках самой политической системы, так и за её пределами.

В) Две стадии политического процесса: формирование власти и осуществление власти.

Г)   Формирование властных структур государственного уровня: избирательный про­цесс, назначение на государственные долж­ности, например председателя Правительства и федеральных министров России; избирательная кампания -результат действий и взаимодействий социальных групп и политических партий, политических партий между собой и избирателями и др.; воспроизведение (или создаются) политических институтов (выборов, типов из­бирательных систем), правовых норм, политических идей, образцов поведения и пр.

Д) Смысл электорального про­цесса: реализация принципов представительства социальных интересов, выборности и сменяемости органов власти, выбор политического курса; взаимодействие всех компонентов политической системы,  цикличный (обу­словленный сроками выборов) целенаправленный процесс, в рамках которого наблюдается противоборство интересов и целей субъектов политики; приход во властные структуры определённых политических сил и развитие процесса осуществления власти, суть которого — принятие и реализация политических решений.

2)Этапы политического процесса- предъявление интересов (требований) к власт­ным структурам; принятие решений; реализация решений; контроль над их осуществлением и оценка результатов.:

1) Первый этап: выявление недовольства людей каки­ми-либо негативными явлениями, решение которых пред­полагает вмешательство государства; сте­пень развитости структур гражданского общества и активности (в рамках закона) самих граждан; формы предъявления требований: от петиционных кампаний, митингов, забастовок до исполь­зования информационных возможностей СМИ и Интернета; озвучивание требований заинтересованными группами, общественно-политическими движениями, оппозиционными партиями и отдельными гражданами; эти субъекты полити­ческого процесса - его главные инициаторы; возможность инициативы предста­вителей власти.

2) Принятие политических решений — второй этапполи­тического процесса: решения по ключевым во­просам внутренней и внешней политики.; объекты политического процесса (например, промыш­ленность, здравоохранение, избирательная система и пр.); государственные институты: основ­ные направления внешней и внутренней политики – Президент, общие цели перед федераль­ными органами исполнительной власти; Правительство РФ - конкретные цели и стратегия в отдельных областях; Государственная Дума -участие в этой работе путём принятия законов;  помощь чиновников-профессионалов, а также специально привлечённых лиц из неправительственных исследовательских организаций — мозговых центров, продуцирующих новые идеи; госу­дарство не единственный субъектом поли­тических решений: участие представите­лей бизнеса, заинтересованных групп, профсоюзов и других неправительственных организаций; пересечение множества различных интересов, противоречия и конфлик­ты; к онфликт интересов между правящей эли­той и оппозицией, между правительственными и неправи­тельственными организациями, официальными политиче­скими руководителями и чиновниками-профессионалами.

3) Третий  этап: ис­полнение принятых решений: координация- Правительство РФ и Президент РФ; Федеральные министер­ства - подзаконные акты: директивы, приказы, распоряжения и др.; программа действий по осуществле­нию поставленных задач; методы: правовые, социально-психологические (убеждение, договорённости) и административные,  экономические (например, налоги, дотации) методы; ресурсы: знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.; реализация правительственных решений - публичная сфера, поддержка решений широкими слоями населения; участие разнообразных гражданских структур, сни­жение  риска негативных социальных последствий.

4) Четвёртый этап политического процесса -контроль за исполнением решений и оценка результа­тов: контрольные органы- Главное контрольное управление Президента, Счёт­ная палата, Министерство по налогам и сборам; общественный контроль- институт уполномоченного по правам человека, Об­щественная палата, партийная оппозиция и др.; анализ результатов политических решений, оценка работы государственных органов: выполнение плановых целей, не­плановые эффекты, объём услуг, время выполнения работы, степень удовлетворения населения; граждане и группы людей - оценка политики власти и принятых мер по улучшению их жизни: поддержка полити­ческих решений, выдвижение новых требований к властной элите.

5) Результат политического процесса -совокупность внутренних и внешних факторов; внутренние факторы - компетентность и способность властей правильно оценивать ситуацию, из­бирать адекватные ей средства, методы и ресурсы; приверженность всех участников де­мократическим ценностям, соблюдение ими норм права; доверие граждан к власти; стабильность, положитель­ный результат, рост жизненного уровня населения.

6) Несогласованность структурных элементов политическо­го процесса: субъектов, целей, средств, методов, ресурсов и исполнителей — свидетельство его нестабильности: условия кризиса власти, утра­ты ею легитимности; причины нестабильности: спад производства, неудовлетворённость тех или иных социальных групп своим статусом, внешний долг государства и др.; опасность непредсказуемых результатов.

7) Демократический политический процесс — это процесс, как правило, стабильный, основанный на конструктивном диалоге политических сил, поиске компромиссов и дости­жении консенсуса (от лат. consensus— согласие); осу­ществляется на глазах у всего общества и при его созна­тельном активном участии.

II.субъект:

I. Политическая жизнь:

1) Политическая жизнь: динамичность, изменчивость.

2) Участники политической жизни:  граждане, социальные группы, политические организации, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования; интересы различных социально-по­литических сил.

3) Взаимодействие субъектов политики по вопросам завоевания, удержания и использования государ­ственной власти - политический процесс.

III.деятельность -политическое участие:

1)Политическое участие — это действия гражданина с целью влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

2)Объём возможного участия -политические права, реализация которых разделяет граждан на две груп­пы:

А)Первая группа: политическая элита, все те, для кого политика является основным занятием, профессиональ­ной деятельностью.

А) Вторая группа: рядовые граждане - включение в политический процесс, влияние на государственную власть; политическое участие как действия в политике граждан обе­их групп или политическое участие как действия рядовых граждан, подвиж­ность и условность грани между двумя группами.

А) Политическое участие рядовых граждан: прямое(непосредственное) и представительным (опосредованным); прямое участие -голосование на выборах и референдумах, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в политических партиях, посещение митингов и пр.; о посредованное участие - через избранных представителей, которым передаются полномочия для при­нятия решений; виды (или формы) политического участия., соответству­ющие определённые политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции, участника митинга и др.; политическое участие — это, во-первых, всегда конкретное действие; во-вторых, участие в отличие от уплаты налогов или службы в армии преимущественно осуществляется добровольно; в-третьих, участие является действительным, а не фиктивным, оно предполагает нали­чие реального выбора, альтернативы.

1) Вовлечение людей в политический процесс:

А)интерес к политике и политическая компетентность, образование, уровень доходов, профессия.

низкий уровень образования, неувереннность в себе и своих воз­можностях,

Б)хорошо обра­зованные люди, разочарованные в своём политическом участии из-за отсутствия желаемых результатов; политическая культура.

IV.цель:

1)действия политиков: вопросы завоевания, удержания и использования государ­ственной власти.

2) действия гражданина: вопросы влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

V.средства - политическая культура:

1) Политическая культура: разные научные подходы.

2) Политические знания:

А)на­учный характер, житей­ские представления.

Б)житей­ские представления: искажение политических явле­ний, свобода как вседозволенность;

В)знания политологии: адекватное восприятие политической реальности; меньшая подверженность дезинформации и манипулированию, критическое осмысление услышанного и прочитанного.

3) Политические ценностные ориентации - цен­тральное место в структуре политической культуры лично­сти:

А)суждения, мнения человека о политических идеалах, целях и принципах разумного и желаемого общественного устройства, способах его достижения, по­литических механизмах функционирования и пр.;

Б)влияние знаний, эмоционального личностного отношения к политическим явлениям и собственных оценок; влияние нормативных (общественно признанных) политических ценностей: демо­кратия, парламентаризм, правовое государство;  базовые политические ценности -критерии оценки политического собы­тия или явления («демократично или недемократично», «правомерно или неправомерно» и т. д.).

В)ценностные ориентации: неосознанные предпочтения, мобилизованное участие; осознанны­е позиции (убеждения), активное, целенаправленное и конструктив­ное действие, регулятор политического поведения человека.

4) Способы практических политических действий:

А)образцы и правила политического поведения, которые опре­деляют, как следует поступать;

Б)модели политического поведения: исполнение гражданином какой-либо политической роли -соблюдение ряда последовательных правил; сочетание этих правил -содержание соответ­ствующей роли;

В)роль избирателя: анализ и оценка с позиций определённых тре­бований предвыборных программ, личных качеств претендентов на власть; совокупность действий избирателя- моде­ль (образец) его политического поведения.

5) Знания и представления о политике, по­литические ценностные ориентации (убеждения, предпочте­ния) - область политического сознания, а способы практических политических действий - модель полити­ческого поведения; взаимодействие политического сознания и политического поведения.

VI.методы-

VI.Тип политической культуры и  тип полити­ческой системы:

1) Тоталитарный тип: убеждённость граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделён на два враждебных лагеря — «друзей» и «врагов»; образ врага, которого необходимо уничтожить, непримиримая борьба как универсальный метод решения сложных политических проблем.

2) Авторитарный тип: осознание отчуждения от власти, исчезновение ощущения слияния с ней; требования компетентности от элиты, от граждан -профессионализм и послушание.

3) Демократический тип: ориентация на демократические ценности и нормы.; ценность  человека, его прав и свобод; настрое­ния критичности по отношению к власти преобладают. Люди рассматривают государство как ин­ститут, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем важный фактор его интеграции.; открытость политических позиций и ориен­таций на политическое участие; привержен­ность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюра­лизм и толерантность в общественном мнении.

VI.2. Политическая культура современной России:

1) С одной стороны, традицион­ные черты — подданническое отношение к любому центру политической власти; низкая самодисциплина, недоверие к государству; склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; слабое уважение к закону, правам личности.

2) С другой стороны,- принятие политического плюрализма как необходимого качества по­литической жизни и гарантии необратимости демократи­ческих преобразований; открытое выражение раз­личных политических ориентаций и предпочтений; понимание значения личной ответственности, стремление к самостоятельности в политических оценках и решениях, преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: