А) П олитический процесс к- цепь событий и состояний, которые изменяются в результате действий и взаимодействий субъектов политики.
Б) Политический процесс — это функциональная, динамическая характеристика политической системы, отражающая совокупность целенаправленных взаимодействий и противоборство субъектов политики, как в рамках самой политической системы, так и за её пределами.
В) Две стадии политического процесса: формирование власти и осуществление власти.
Г) Формирование властных структур государственного уровня: избирательный процесс, назначение на государственные должности, например председателя Правительства и федеральных министров России; избирательная кампания -результат действий и взаимодействий социальных групп и политических партий, политических партий между собой и избирателями и др.; воспроизведение (или создаются) политических институтов (выборов, типов избирательных систем), правовых норм, политических идей, образцов поведения и пр.
Д) Смысл электорального процесса: реализация принципов представительства социальных интересов, выборности и сменяемости органов власти, выбор политического курса; взаимодействие всех компонентов политической системы, цикличный (обусловленный сроками выборов) целенаправленный процесс, в рамках которого наблюдается противоборство интересов и целей субъектов политики; приход во властные структуры определённых политических сил и развитие процесса осуществления власти, суть которого — принятие и реализация политических решений.
2)Этапы политического процесса- предъявление интересов (требований) к властным структурам; принятие решений; реализация решений; контроль над их осуществлением и оценка результатов.:
1) Первый этап: выявление недовольства людей какими-либо негативными явлениями, решение которых предполагает вмешательство государства; степень развитости структур гражданского общества и активности (в рамках закона) самих граждан; формы предъявления требований: от петиционных кампаний, митингов, забастовок до использования информационных возможностей СМИ и Интернета; озвучивание требований заинтересованными группами, общественно-политическими движениями, оппозиционными партиями и отдельными гражданами; эти субъекты политического процесса - его главные инициаторы; возможность инициативы представителей власти.
2) Принятие политических решений — второй этапполитического процесса: решения по ключевым вопросам внутренней и внешней политики.; объекты политического процесса (например, промышленность, здравоохранение, избирательная система и пр.); государственные институты: основные направления внешней и внутренней политики – Президент, общие цели перед федеральными органами исполнительной власти; Правительство РФ - конкретные цели и стратегия в отдельных областях; Государственная Дума -участие в этой работе путём принятия законов; помощь чиновников-профессионалов, а также специально привлечённых лиц из неправительственных исследовательских организаций — мозговых центров, продуцирующих новые идеи; государство не единственный субъектом политических решений: участие представителей бизнеса, заинтересованных групп, профсоюзов и других неправительственных организаций; пересечение множества различных интересов, противоречия и конфликты; к онфликт интересов между правящей элитой и оппозицией, между правительственными и неправительственными организациями, официальными политическими руководителями и чиновниками-профессионалами.
3) Третий этап: исполнение принятых решений: координация- Правительство РФ и Президент РФ; Федеральные министерства - подзаконные акты: директивы, приказы, распоряжения и др.; программа действий по осуществлению поставленных задач; методы: правовые, социально-психологические (убеждение, договорённости) и административные, экономические (например, налоги, дотации) методы; ресурсы: знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.; реализация правительственных решений - публичная сфера, поддержка решений широкими слоями населения; участие разнообразных гражданских структур, снижение риска негативных социальных последствий.
4) Четвёртый этап политического процесса -контроль за исполнением решений и оценка результатов: контрольные органы- Главное контрольное управление Президента, Счётная палата, Министерство по налогам и сборам; общественный контроль- институт уполномоченного по правам человека, Общественная палата, партийная оппозиция и др.; анализ результатов политических решений, оценка работы государственных органов: выполнение плановых целей, неплановые эффекты, объём услуг, время выполнения работы, степень удовлетворения населения; граждане и группы людей - оценка политики власти и принятых мер по улучшению их жизни: поддержка политических решений, выдвижение новых требований к властной элите.
5) Результат политического процесса -совокупность внутренних и внешних факторов; внутренние факторы - компетентность и способность властей правильно оценивать ситуацию, избирать адекватные ей средства, методы и ресурсы; приверженность всех участников демократическим ценностям, соблюдение ими норм права; доверие граждан к власти; стабильность, положительный результат, рост жизненного уровня населения.
6) Несогласованность структурных элементов политического процесса: субъектов, целей, средств, методов, ресурсов и исполнителей — свидетельство его нестабильности: условия кризиса власти, утраты ею легитимности; причины нестабильности: спад производства, неудовлетворённость тех или иных социальных групп своим статусом, внешний долг государства и др.; опасность непредсказуемых результатов.
7) Демократический политический процесс — это процесс, как правило, стабильный, основанный на конструктивном диалоге политических сил, поиске компромиссов и достижении консенсуса (от лат. consensus— согласие); осуществляется на глазах у всего общества и при его сознательном активном участии.
II.субъект:
I. Политическая жизнь:
1) Политическая жизнь: динамичность, изменчивость.
2) Участники политической жизни: граждане, социальные группы, политические организации, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования; интересы различных социально-политических сил.
3) Взаимодействие субъектов политики по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти - политический процесс.
III.деятельность -политическое участие:
1)Политическое участие — это действия гражданина с целью влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
2)Объём возможного участия -политические права, реализация которых разделяет граждан на две группы:
А)Первая группа: политическая элита, все те, для кого политика является основным занятием, профессиональной деятельностью.
А) Вторая группа: рядовые граждане - включение в политический процесс, влияние на государственную власть; политическое участие как действия в политике граждан обеих групп или политическое участие как действия рядовых граждан, подвижность и условность грани между двумя группами.
А) Политическое участие рядовых граждан: прямое(непосредственное) и представительным (опосредованным); прямое участие -голосование на выборах и референдумах, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в политических партиях, посещение митингов и пр.; о посредованное участие - через избранных представителей, которым передаются полномочия для принятия решений; виды (или формы) политического участия., соответствующие определённые политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции, участника митинга и др.; политическое участие — это, во-первых, всегда конкретное действие; во-вторых, участие в отличие от уплаты налогов или службы в армии преимущественно осуществляется добровольно; в-третьих, участие является действительным, а не фиктивным, оно предполагает наличие реального выбора, альтернативы.
1) Вовлечение людей в политический процесс:
А)интерес к политике и политическая компетентность, образование, уровень доходов, профессия.
низкий уровень образования, неувереннность в себе и своих возможностях,
Б)хорошо образованные люди, разочарованные в своём политическом участии из-за отсутствия желаемых результатов; политическая культура.
IV.цель:
1)действия политиков: вопросы завоевания, удержания и использования государственной власти.
2) действия гражданина: вопросы влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
V.средства - политическая культура:
1) Политическая культура: разные научные подходы.
2) Политические знания:
А)научный характер, житейские представления.
Б)житейские представления: искажение политических явлений, свобода как вседозволенность;
В)знания политологии: адекватное восприятие политической реальности; меньшая подверженность дезинформации и манипулированию, критическое осмысление услышанного и прочитанного.
3) Политические ценностные ориентации - центральное место в структуре политической культуры личности:
А)суждения, мнения человека о политических идеалах, целях и принципах разумного и желаемого общественного устройства, способах его достижения, политических механизмах функционирования и пр.;
Б)влияние знаний, эмоционального личностного отношения к политическим явлениям и собственных оценок; влияние нормативных (общественно признанных) политических ценностей: демократия, парламентаризм, правовое государство; базовые политические ценности -критерии оценки политического события или явления («демократично или недемократично», «правомерно или неправомерно» и т. д.).
В)ценностные ориентации: неосознанные предпочтения, мобилизованное участие; осознанные позиции (убеждения), активное, целенаправленное и конструктивное действие, регулятор политического поведения человека.
4) Способы практических политических действий:
А)образцы и правила политического поведения, которые определяют, как следует поступать;
Б)модели политического поведения: исполнение гражданином какой-либо политической роли -соблюдение ряда последовательных правил; сочетание этих правил -содержание соответствующей роли;
В)роль избирателя: анализ и оценка с позиций определённых требований предвыборных программ, личных качеств претендентов на власть; совокупность действий избирателя- модель (образец) его политического поведения.
5) Знания и представления о политике, политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения) - область политического сознания, а способы практических политических действий - модель политического поведения; взаимодействие политического сознания и политического поведения.
VI.методы-
VI.Тип политической культуры и тип политической системы:
1) Тоталитарный тип: убеждённость граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделён на два враждебных лагеря — «друзей» и «врагов»; образ врага, которого необходимо уничтожить, непримиримая борьба как универсальный метод решения сложных политических проблем.
2) Авторитарный тип: осознание отчуждения от власти, исчезновение ощущения слияния с ней; требования компетентности от элиты, от граждан -профессионализм и послушание.
3) Демократический тип: ориентация на демократические ценности и нормы.; ценность человека, его прав и свобод; настроения критичности по отношению к власти преобладают. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем важный фактор его интеграции.; открытость политических позиций и ориентаций на политическое участие; приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении.
VI.2. Политическая культура современной России:
1) С одной стороны, традиционные черты — подданническое отношение к любому центру политической власти; низкая самодисциплина, недоверие к государству; склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; слабое уважение к закону, правам личности.
2) С другой стороны,- принятие политического плюрализма как необходимого качества политической жизни и гарантии необратимости демократических преобразований; открытое выражение различных политических ориентаций и предпочтений; понимание значения личной ответственности, стремление к самостоятельности в политических оценках и решениях, преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа.