Подготовка к проведению социально-психологического тренинга

Введение

Интерес к применению активных групповых методов воздействия все время возрастает. В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, "недружественным" условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности уже мало помогают. Тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может стать той "палочкой-выручалочкой", которая поможет решить многие из актуальных проблем, как ежедневной жизнедеятельности людей, так и управления персоналом.

Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью, чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношения между людьми.

Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность - это психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека.

Коммуникативные навыки крайне важны для формирования круга общения, знакомства, обретения друзей и ведения переговоров, покупки товаров и услуг, заключения контрактов и ведения бизнеса, выстраивания продуктивных взаимоотношений, разрешения конфликтов и поиска взаимопонимания с окружающими. В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Наиболее подходящими для развития и коррекции коммуникативных качеств личности являются методы групповой психологической коррекции, основным из которых является тренинг. В нем используются всевозможные формы и методы активного психологического и социально-психологического воздействия на людей с целью развития у них знаний, умений и навыков более эффективного социального функционирования, повышения психологической культуры, оптимизации социально-психологической компетенции людей как субъектов общения.

Что такое тренинг?

В наиболее широком контексте термин "тренинг" используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы. Рассматривая тренинг в рамках деятельности по развитию личности, мы представим разнообразные формы групповой психологической работы, граничащие с обучением, терапией и коррекцией. Прежде всего, это подразумевает использование активных групповых методов практической психологии для работы со здоровыми людьми с целью решения задач по развитию и совершенствованию качеств, необходимых для улучшения их социального бытия и профессиональной деятельности.

Термин «социально-психологический тренинг» введен немецким ученым Форвергом М. Основное назначение социально-психологического тренинга состоит в овладении социально-психологическими знаниями в области формирования соответствующих социальных установок в активной форме, т.е. в ходе специально разработанных активных действий.

Социально-психологический тренинг – это метод обучения, развития и психологической коррекции, осуществляемый в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленный на приобретение и развитие определенных знаний, умений и навыков.

На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ и др.

§ Кейс - проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.

§ Деловая игра - имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.

§ Ролевая игра - это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.

§ Групповая дискуссия - совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

§ Мозговой штурм - один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил - сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

§ Игры-разминки - инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.

§ Видеоанализ - инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.

Тренинг коммуникативной компетентности заключается в выработке социально-психологических умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний:

§ умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение;

§ умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера;

§ умение психологически точно определить «точку» завершения общения;

§ умение максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;

§ умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;

§ умение прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;

§ умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению, умение овладеть и удержать инициативу в общении;

§ умение спровоцировать «желаемую реакцию» партнера по общению;

§ умение формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера в общении.

В тренинг коммуникативной компетентности могут быть включено упражнения целью которых является: снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, формирование мускульной свободы в процессе общения, овладение навыками психофизиологической само регуляции, развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, развитие навыков невербального общения, формирование умения управлять вниманием партнеров по общению и т.д.

Упражнения на формирование навыков стимулирования внимания партнеров по общению предусматривает овладению способами эмоциональной поддержки внимания, интонационной поддержки внимания и прямого вербального стимулирования.

Подготовка к проведению социально-психологического тренинга

Руководство социально-психологическим тренингом подразумевает длительный и трудоемкий предварительный этап, на котором осуществляется организация деятельности группы. На предварительном этапе решаются следующие основные задачи:

§ определить цели организуемой группы;

§ уточнить основные критерии отбора участников в группу;

§ решить вопросы формирования группы: общую продолжительность работы группы, частоту и продолжительность занятий, место работы группы и т.д.;

§ уточнить возможность сочетания работы в психотерапевтической группе с индивидуальной психотерапией или консультированием;

§ определить способы оценки непосредственных и отдаленных результатов работы группы;

§ подготовить сообщение об организуемой психотерапевтической группе.

Основными принципами групповой работы являются следующие:

1. Принцип активности участников тренинговой группы: каждый участник должен быть вовлечен в активную групповую деятельность, т.к. большинство людей усваивают 10% того, что они слышат, 50% того, что видят, 70% того, что проговаривают, и 90% того, что делают сами.

2. Принцип исследовательской творческой позиции: необходимо создать в группе проблемную, неопределенную, но при этом эмоционально положительную среду, т.к. именно такая среда позволяет участникам открывать идеи, обнаруживать закономерности, осознавать свои личные ресурсы, возможности и особенности.

3. Принцип партнерского общения: внутригрупповое общение должно строиться с учетом интересов, чувств, эмоций и переживаний других участников взаимодействия, т.к. именно такое общение позволяет создать в группе атмосферу безопасности, доверия и открытости, без которой невозможно достичь эффективных результатов психологической коррекции.

4. Принцип осознания поведения: в процессе занятий поведение участников группы должно переводиться с импульсивного уровня на объективный, чему способствует активная обратная связь.

Качественное решение задач подготовительного этапа является необходимым условием достижения максимальной эффективности групповой психотерапии.

Заключение

Исходя из того, что в современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой социальной психологии.

Поэтому социально - психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении
Его активное использование потребуется для решения реальных практических проблем.

Литература:

https://works.doklad.ru/view/CNYb-WsYM1U/all.html

https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00528414_0.html

https://psy-diplom.ru/shpargalki/socialno-psihologicheskiy-trening/

Вопросы:

1. Какова эффективность тренингов? Практика показывает, что в большинстве случаев, тренинги действительно оказались эффективнее, чем традиционные формы учебы — лекции и семинары.

2. Что такое коммуникативная компетентность? Коммуникативная компетентность - это психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми.

3. Насколько важна коммуникативная компетентность в наше время? Коммуникативные навыки крайне важны для формирования круга общения, знакомства, обретения друзей и ведения переговоров, покупки товаров и услуг, заключения контрактов и ведения бизнеса, выстраивания продуктивных взаимоотношений, разрешения конфликтов и поиска взаимопонимания с окружающими.

4. Что такое социально-психологический тренинг? Социально-психологический тренинг – это метод обучения, развития и психологической коррекции, осуществляемый в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленный на приобретение и развитие определенных знаний, умений и навыков.

5. В чём заключается основная задача метода Кейс? Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.

6. В чём заключается метод Мозговой штурм? Мозговой штурм - один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил - сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

7. С чего стоит начать подготовку к проведению социально-психологического тренинга? Сперва следуетопределить цели организуемой группы.

8. Какое самое необходимое условие достижения максимальной эффективности групповой психотерапии? Качественное решение задач подготовительного этапа является необходимым условием достижения максимальной эффективности групповой психотерапии.

9. Каково ваше мнение о тренинге - как форме развития коммуникативных навыков? Я считаю подобную практику очень эффективной и важной в современном обществе.

10.  Хотели бы вы опробовать данные методы? Думаю это было бы интересным опытом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: