Тема: Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Практическое занятие №3 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: совершенствования знаний, умений, навыков

Цель: исследовать и сравнить основные гипотезы происхождения человека, выявить наиболее обоснованные и доказанные.

Основные понятия: антропогенез, гипотеза, систематика, таксономическая единица.

Используемая литература: учебник Общая биология 11 класс, В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, изд. Дрофа 2014 год

Ход урока

1. Организационный момент.

Познакомиться с различными теориями, которые выдвигались учеными в разное время о происхождении человека и его родстве с животным миром.

2. Основная часть Лекция.

1)Гипотезы происхождения человека

Тема антропогенеза (исторического развития человека) относится к числу сложнейших философских и естественно-научных проблем. Вопрос о происхождении человека всегда привлекал к себе внимание людей. Ещё в древние времена наши далёкие предки, выбирая себе тотемы – священных животных, почитали их как своих прародителей и гордились ими. У многих племён Африки существуют предания о происхождении человека от обезьян.

 

Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии. Философ Анаксимандр (610–546 до н. э.), пытаясь познать происхождение и развитие живой природы, выдвигал идеи о возникновении человека путём последовательных превращений животных. Зачатки эволюционных взглядов можно найти в сочинениях Демокрита и Эмпедокла. Сократ (469–399 до н. э.) высказывал мысль, что человек занимает столь высокое положение в мире, потому что он имеет очень развитую кисть руки. Афинский учитель красноречия Исократ считал, что человек стал человеком благодаря речи.

 

Огромное значение для развития идей о происхождении человека имели путешествия Геродота (484–406 до н. э.). Его труды, дошедшие до нашего времени, – это ценнейший источник изучения древних народов. Свидетельства Геродота дополняют данные палеоантропологии и позволяют составить представление о распространении людей до эпохи Великих переселений.

 

Древнегреческий мыслитель Аристотель, разделяя животных на бескровных и имеющих кровь, относил человека ко второй группе и ставил его рядом с обезьянами. Однако он разошёлся во мнении с Сократом, оценивая роль руки в происхождении человека. Аристотель писал: «Человек – разумнейшее животное не потому, что имеет руки; а потому и имеет руки, что он разумнейшее существо».

Основоположник анатомии, известный древнеримский врач К. Гален изучал анатомию человека, вскрывая других млекопитающих, в том числе обезьян. К. Линней, будучи креационистом, в своей классификации живых организмов поместил человека в один отряд с приматами, потому что считал их очень схожими по строению. В эпоху господства христианства это был очень смелый шаг, не случайно труд Линнея на долгое время был запрещён Ватиканом. Разрабатывая бинарную номенклатуру, Линней выделил вид Homo sapiens (Человек разумный) и разделил его на четыре расы.

Известный философ И. Кант в конце XVIII в. писал о возможной эволюции природы, которая могла бы превратить человекообразную обезьяну в человека, снабдив её хватательной рукой и двуногим передвижением. Но при этом Кант считал обязательным условием такой эволюции наличие некой божественной «сверхидеи». Примерно в то же время Дж. Монбоддо попытался объяснить превращение обезьяны в человека действием труда. Однако, будучи сторонником идеи неизменности видов, Монбоддо считал человекообразных обезьян и людей представителями одного вида.

В России убеждённым сторонником идей о родстве человека с животными был известный писатель и философ А. Н. Радищев (1749–1802). В своём трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанном в конце XVIII в., Радищев говорит: «Человек – единоутробный сродственник, брат всему на Земле живущему, не только зверю, птице, рыбе, насекомому… но и растению, грибу, мху… Паче всего сходственность человека примечательна с животными… Все органы, коими одарён человек, имеют и животные…» Но Радищев также подчёркивал и отличия человека, которые, по его мнению, в основном заключались в строении руки и большого пальца. Однако Радищев не распространял идею развития на бессмертную душу.

Вплотную подошёл к пониманию эволюционных процессов в антропогенезе Афанасий Каверзнев, который в 1775 г., почти за сто лет до работ Ч. Дарвина, опубликовал на немецком языке в Лейпциге труд «О перерождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян.

Очень оригинального взгляда на происхождение человека придерживался Ж. Б. Робине, который считал, что животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни – человека.

Создатель первой эволюционной теории Ж. Б. Ламарк в начале XIX в. изложил свою теорию происхождения человека. Он говорил, что некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазать по деревьям, но приобрёл другую – передвигаться на двух ногах. Будучи сторонником идеи об упражнении и неупражнении органов (§ 2), Ламарк утверждал, что новые потребности предка человека рождали усилия, которые изменяли строение органов и частей тела будущего человека, а жизнь в многочисленных стаях требовала более совершенных средств общения.

Крупнейшим событием в истории развития взглядов на происхождение человека стало появление трудов Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871)и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Дарвин был уверен, что законы развития органического мира применимы и к человеку. Учёный поставил задачу: доказать, что основные движущие силы эволюции, действуя на предков человека, вызывали у них возникновение адаптаций к условиям окружающей среды. Сравнивая строение тела человека и высших обезьян, особенности зародышевого развития и изучая рудиментарные органы, Дарвин доказывал происхождение человека от низших форм. Он придавал большое значение естественному отбору не только по морфо-физиологическим признакам, но и по умственным и нравственным качествам. Прародиной человечества Дарвин считал древнюю Африку. Однако в своей теории великий натуралист не затронул проблему социальной сущности человека и не оценил роль труда как фактора эволюции.

Огромное значение труда в происхождении человека было обосновано философом Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Кроме труда Энгельс обратил внимание на другие факторы антропогенеза: речь и общественный образ жизни.

Современная теория происхождения человека опирается в основном на данные сравнительной анатомии, физиологии и эмбриологии, а также на результаты исследования ископаемых остатков. Одним из её важнейших положений является признание параллельности эволюции высшей нервной деятельности и морфологических признаков.

2) Положение человека в системе животного мира.

В системе животного мира чело­век занимает следующее положение: тип Хордо­вые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, отряд Приматы, подотряд Человекоподобные, семейство Гоминиды, род Человек, вид Человек ра­зумный (Homo sapiens).

Признаки типа Хордовые проявляются в эмбриональном развитии. Это:

  • наличие хорды у зародыша;
  • развитие нервной трубки на спинной стороне зародыша;
  • жаберные щели в глотке.

Принадлежность человека к подтипу Позвоночные определяют:

  • формирование черепа и позвоночника;
  • наличие двух пар конечностей;
  • расположение сердца на брюшной стороне тела.

Организм человека обладает всеми признаками класса Млекопитающие. У него:

  • шейный отдел позвоночника из семи позвонков;
  • имеется диа­фрагма, отделяющая грудную по­лость от брюшной;
  • зубы подразделяются на резцы, клыки и коренные;
  • имеются губы;
  • сердце состоит из четырёх камер;
  • сохранилась левая дуга аорты;
  • имеется ушная раковина и три слуховые косточки в среднем ухе
  • кожа с волосяным по­кровом, по­товыми и сальными железами;
  • имеются молочные железы.

Признаки подкласса Плацентарные:

  • постоянная температура тела;
  • внутриутробное развитие;
  • живорождение.

Наиболее велико сходство челове­ка с приматами. Признаки отряда Приматы:

  • большая масса головного мозга;
  • пятипалая хвата­тельная конечность;
  • ногти на пальцах;
  • папиллярные узоры на кончиках пальцев, ладонях и стопах;
  • хорошо развитые ключицы;
  • одна пара млечных желез;
  • замена молочных зубов на постоянные;
  • бинокулярное зрение.

Черты сходства человекообразных обезьян и человека:

  • короткое туловище и длинные конечности;
  • редукция хвостовых позвонков;
  • сходное строение мозгового и лицевого отделов черепа;
  • хорошо развитые лобные доли головного мозга;
  • большое число извилин коры больших полушарий;
  • наличие мимической мускулатуры;
  • сходные группы крови.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: