Импрессионизм в музыке и живописи

Закаличная

 

Восход солнца ознаменовал начало нового дня. И это здорово! Ведь сегодня мы с вами встретились здесь. Давайте улыбнёмся новому дню, друг - другу.

Ребята, какие виды искусства помогли мне сегодня воссоздать прекрасную картину утра?

Музыка, литература, живопись

Учитель: А как вы считаете, эти виды искусства могут друг без друга обойтись?

Можем ли мы их назвать друзьями?

О связи каких видов искусства мы говорили на последних уроках?

Ученики: (Ответы детей записать в тетрадь)

Учитель: Ребята, а кто из вас является поклонником музыки, живописи?

Ученики: (Ответы детей записать в тетрадь)

А что нужно делать, если хочешь увидеть больше картин или услышать прекрасной музыки?

Посещать концерты, музеи, или путешествовать!

Учитель: Во Франции, но не 21 века, а конца 19 века.

Представляете? Эта страна удивительная, необычная, а ещё она подарила миру большое количество деятелей культуры, а так же открыла своё видение искусства и своё впечатление, или как говорят французы, impression от этого безумного – безумного мира.

Итак, Париж – город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной. А какие достопримечательности Парижа вы знаете?

(Ответы детей записать в тетрадь)

Учитель: Гуляя по Парижу можно попасть в национальный художественный музей Лувр.

 

Учитель: Эта репродукция картины выдающегося французского живописца Клода Моне, которая называется «Впечатление. Восход солнца»

Что является центром композиции картины? (Ответы детей записать в тетрадь)

 

В какие тона окрашивает солнце небо и воду? (Ответы детей записать в тетрадь)

Как художник изображает лодки, портовые краны, морские суда? (Ответы детей записать в тетрадь)

Учитель: Художники, писавшие такие картины стали называть себя импрессионистами, а стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм от французского impression.

Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи».

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Итак, ребята, сегодня мы познакомились с вами с новым направлением в живописи.  Импрессионизм

(Учащимся предлагается послушать и сравнить между собой два музыкальных фрагмента: «Океан – море синее» Н. Римского-Корсакова и «Диалог ветра с морем» из оркестровой сюиты (симфонических эскизов) «Море» К. Дебюсси.)

Учитель: Сейчас я представлю вашему вниманию два музыкальных произведения:

Слайд 9.

1.«Океан- море синее» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

(слушание) https://www.youtube.com/watch?v=OacmAjLVxkk  

Каков характер этого фрагмента?

Что вы представляете, слушая эту музыку?

(ответы детей записать в тетрадь)

Слайд 10.

2.«Диалог ветра с морем» из оркестровой сюиты «Море» К. Дебюсси.

(слушание) https://www.youtube.com/watch?v=xIw1IOZNSL0

Ребята, какие слова мы можем подобрать к этой музыке?

Какими средствами композитор передал свое впечатление от картины моря?

(ответы записать в тетрадь)

В какой музыке ярко разворачивается сама жизнь морской стихии, а в какой передается впечатление от нее?

(ответы записать в тетрадь)

Учитель: Импрессионизм возник как направление в живописи, но его стали применять и по отношению к другим видам искусства, в том числе и к музыке. И говоря об импрессионизме в музыке, имеют ввиду «живописные» моменты- красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание в музыке уделяется динамическим оттенкам. Французского композитора Клода Ашиля Дебюсси считают основоположником импрессионизма в музыке. Его называют художником, который рисует звуками. Дебюсси, так же как и художники- импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Его музыка наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

Сейчас мы послушаем прелюдию Клода Дебюсси «Лунный свет»

(слушание) https://www.youtube.com/watch?v=Vra-6i--nVs

По окончании слушания ответим на вопросы:

Какое настроение создает эта музыка? (ответы записать в тетрадь)

 

Изменяется ли оно в произведении? (ответы записать в тетрадь)

 

Охарактеризуйте палитру музыкальных красок, которые использовал композитор, создавая музыкальный пейзаж. (ответы записать в тетрадь)

 

Учитель: Давайте рассмотрим с вами картины художников- импрессионистов. Слайд 12. Можем ли мы сказать, что эти картины музыкальны? Ведь не зря живопись сравнивают с застывшей музыкой. Кто из вас, рассматривая эти картины «слышит музыку»? Какую музыку? Как вы считаете, какой должна быть музыка, основанная на впечатлении?

Наверное, тоже необычной!

Сейчас вы послушаете музыкальное произведение. Вот и постарайтесь почувствовать в ней необычное!

(звучит «Девушка с волосами цвета льна») https://www.youtube.com/watch?v=-KJCH4G93sw

Такие слова мы можем подобрать к этой музыке:

утончённая, поэтичная, изысканная, звуки словно повисают в воздухе, оригинальные созвучия.

Ребята, сегодня на уроке мне очень важно ваше впечатление от услышанной музыки.

Кто стал композитором – импрессионистом? (К.Дебюсси).

Эта схема поможет вам, ребята, лучше запомнить то, о чём мы сегодня с вами вели разговор.

Домашнее задание.

Учитель: Ребята, на уроке вы услышали лишь одно имя художника – импрессиониста Клод Моне. Надеюсь, что дома вы постараетесь найти информацию о художниках – импрессионистах и подробнее познакомитесь с их творчеством.

Надеюсь, что наше сегодняшнее погружение в искусство Франции останется в вашем сердце и памяти.

 

Ответы детей с фотографировать и прислать в ВК.ОК. или вайбер.

Хорошего дня!!!!   

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=OCgWqQEqXEE


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: