История возникновения и развития коллегии адвокатов

Российскую историю адвокатуры кратко можно описать следующим образом:

1.Институт поверенных XV-XVI вв.
2.Судебное представительство XVIII-XIX вв. (дореформенный период).
3.Реформа 1864 г. Начало формирования адвокатуры «западного типа».
4.1864-1917 гг. Развитие присяжного адвокатского института.
5.Период советской власти 1917-1991 гг. Принятие основополагающих Положений об адвокатской деятельности в 1962 и 1980 гг.
6.Адвокатура РФ после 1991 г.

Ранее существовала коллегия адвокатов в форме единственной структуры корпоративного управления и объединения адвокатов. В отличие от нее новую форму можно представить определенным организационно-правовым адвокатским образованием, которое ведет адвокатскую работу коллективно.

Прежние коллегии предполагали в своем предназначении определенное количество исключающих друг друга элементов. Так, с одной стороны, их провозглашали в качестве добровольных объединений, а с другой с их помощью осуществлялись все управленческие функции, в том числе контроль деятельности и наложение дисциплинарного взыскания ко всем адвокатам. Наконец, именно коллегия адвокатов была представлена в форме юридического лица.

В соответствии с современными законодательными актами коллегия адвокатов — это одна из двух коллективных форм адвокатского образования. Их могут учреждать 2 и более адвоката.

В соответствии с характером работы коллегию адвокатов нельзя считать коммерческой организацией, поскольку она не оказывает услуг в их товарном или экономическом смысле. Такие объединения не предназначены для извлечения прибыли в результате своей деятельности. Цель работы объединения состоит в реализации прав граждан, которые рассматривает статья 48 Конституции РФ. Эти права заключаются в получении квалифицированной юридической помощи.

Некоммерческие организации не преследуют цель извлечения прибыли и не распределяют полученный доход между участниками. Если рассматривать Закон об адвокатуре об отношениях, которые проявляются по причине учреждения, деятельности и ликвидации коллегии адвокатов, то он предусматривает правила для некоммерческих партнерств, если они не вступают в противоречие с положениями указанного закона. Это значит, что адвокатские коллегии законодательно приравниваются к некоммерческим партнерствам с наделением их только несколькими специфическими особенностями. Коллегии работают при использовании нескольких принципов:

1. законность деятельности как самой коллегии, так и отдельно каждого адвоката;

2. добровольное вступление в участники коллегии и выход из нее;

3. самостоятельность, самоуправление, гласность, подчинение меньшинства большинству;

4. сочетания профессионального интереса адвоката и общих интересов всей коллегии;

5. ответственность управляющих органов за принятые решения;

6. взаимодействие с органами власти и управления государства, общественными объединениями, субъектами предпринимательства;

7. недопустимость вмешательства в работу коллегии со стороны государства, общественных и прочих предприятий (учреждений, организаций).

Как и любая некоммерческая организация, основанная на членстве, коллегия адвокатов включает в свой состав членов-учредителей и участников коллегии, которые не могут являться учредителями.

Образование коллегии адвокатов.

Учреждение коллегии адвокатов может быть осуществлено двумя или более адвокатами. Это могут быть лица, которые уже получили адвокатский статус и имеют возможность вести адвокатскую деятельность. Другим способом создания коллегии адвокатов является реорганизация адвокатского бюро. Важнейшая особенность правового статуса подобного объединения состоит в том, что ее формирование происходит для того, чтобы обеспечить профессиональную деятельность адвокатов, которые оказывают юридическую помощь от своего лица индивидуально.

Коллегия работает вне зависимости от способа ее создания. В основе ее деятельности лежат положения устава, который утверждают учредители, и учредительный договор. Учредителями вправе быть лица, информация о которых внесена в региональный реестр. С целью внести сведения об образовании в реестр необходимо предоставить пакет документов:

1. уведомление о создании коллегии;

2. копию устава и учредительного договора, которые заверит нотариус;

3. копию свидетельства о гос. регистрации и о постановке на учет в налоговой;

4. копию письма об учете в Едином государственном реестре предприятий и организаций (коды статистики);

5. информацию о служебных помещениях, которые будут использоваться в качестве служебных и имеют статус адвокатского офиса;

6. информацию об адресе, телефонах, электронной почте;

7. сведения о директоре, главном бухгалтере с образцами их подписи и др.

  Учредители коллегии формулируют условия передачи имущества, порядок участия в работе коллегии, условия приема в нее новых участников, обязанности и права учредителей (участников), их выхода из коллегии с помощью учредительного договора.

Устав коллегии включает обязательную информацию о:

1. наименовании и месте нахождения коллегии;

2. целях и предмете деятельности создаваемого объединения;

3. источниках образования имущества, включая направления его использования;

4. порядке управления объединением;

5. филиалах партнерства;

6. порядке реорганизации (ликвидации), внесения изменений (дополнений) в устав и др.

Решения, которые принимаются в пределах компетенции собрания (конференции), все адвокаты (участники коллегии, члены коллегии) должны обязательно исполнять.

Президиум коллегии доводит все решения собрания (конференции) до сведения участников. В соответствии с требованием адвокатов-членов коллегии, президиум должен предоставлять копию протокола собрания (выписку).

По уставу исполнительный орган коллегии адвокатов представлен президиумом или председателем коллегии. Председатель президиума или коллегии вправе:

1. действовать от ее имени без доверенности;

2. представлять ее в отношениях с государственными органами власти, общественными объединениями и прочими учреждениями, физическими лицами;

3. выдавать доверенность и заключать сделки от ее имени;

4. распоряжаться ее имуществом, опираясь на смету и назначение имущества;

5. руководить работой ее аппарата, принимая на работу и увольняя сотрудников аппарата;

6. организовать проверку жалоб и прочих материалов по отношению к адвокатам, требуя у них письменное объяснение и внося определенные предложения для рассмотрения президиума;

7. созывать собрание коллегии, обеспечивая исполнение решений президиума и решения конференции.

Устав коллегии предусматривает и прочие полномочия председателя президиума коллегии. С целью осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности общим собранием (конференцией) происходит избрание ревизионной комиссии из числа адвокатов на срок определенный в уставе.

Как и при формировании любых других форм адвокатских образований, в случае основания коллегии адвокатов ее учредители должны направлять в совет адвокатской палаты уведомление (заказное письмо), которое включает информацию о местонахождении, порядке осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и прочей связи совета адвокатской палаты и коллегии. Уведомление включает информацию об учредителях и должно содержать приложение в виде нотариально заверенных копий учредительного договора и устава.

Коллегия адвокатов отличается от адвокатских кабинетов, поскольку зарегистрирована в качестве юридического лица и имеет самостоятельный баланс. Она вправе открывать банковские счета в соответствии с законами РФ, имеет печати, штамп и бланки, содержащие сведения об адресе и наименовании объединения, а также указание на субъект государства, где произошло учреждение коллегии. Коллегию можно считать учрежденной с момента ее государственной регистрации. Регистрация и внесение в единый государственный реестр записи о прекращении деятельности объединения проводят в соответствии с порядком, который устанавливает постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 года № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц».

Что касается регистрации коллегий адвокатов, которые образованы через создание, немного отлична от их регистрации через реорганизацию

В процессе регистрации с помощью создания ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» предусмотрена подача в регистрирующие органы нескольких документов:

1. подписанного заявление о регистрации (его форма утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти);

2. решения о создании коллегии в форме протокола, договора, прочего документа, соответствующего законам РФ;

3. учредительных документов (подлинников или засвидетельствованных нотариально копий);

4. выписки из реестра иностранных предприятий соответствующего государства происхождения, прочее доказательство юридического статуса иностранной компании в лице учредителя;

5. документов, в соответствии с которыми подтверждается уплата государственной пошлины.

Документы, представляемые в случае образования коллегии через реорганизацию включают:

1. заявление о регистрации каждой вновь возникающей организации, которая формируется через реорганизацию;

2. учредительные документы по всем вновь возникающим юридическим лицам, которые можно создавать с помощью реорганизации (подлинники или копии, которые подтверждает нотариус);

3. решение о реорганизации юридических лиц;

4. договор о слиянии в случаях, которые предусматривает ФЗ;

5. акт передачи (разделительный баланс);

6. документ об оплате госпошлины;

7. документ, посредством которого подтверждается представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ информации об учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Внесение регистрирующими органами соответствующих записей в государственный реестр признается моментом государственной регистрации. В этом случае регистрирующим органом не позже 1 рабочего дня со времени государственной регистрации выдается соответствующий документ, который подтверждает факт внесения записи в реестр. Реорганизацию бюро в коллегию можно считать законченной со времени государственной регистрации коллегии. При этом адвокатское бюро с этого дня считается объединением, которое прекратило свою работу. Можно получить и отказ в государственной регистрации, сели не представлены определенные федеральными законами необходимые документы или представлена документация в ненадлежащий регистрирующий орган. Если рассматривать решение об отказе в государственной регистрации, то в его состав должна быть включена причина отказа, включая обязательную ссылку на нарушение. Подобный отказ может быть обжалован в суде.

Адвокаты, которые ведут адвокатскую работу в филиалах, включены в состав коллегии, которая создала соответствующий филиал. Информация об адвокатах, которые осуществляют адвокатскую деятельность в филиалах, должна вноситься в региональные реестры субъекта государства, где был создан филиал. При этом информацию об адвокатах, ведущих работу в филиалах, которые созданы на территории зарубежных государств, необходимо вносить в региональные реестры субъекта государства, на территории которого учреждается коллегия.

Имущество, внесенное участниками коллегии, включает 2 составляющих: а) взносы участников, которые передаются безвозвратно в состав имущества; б) другие имущественные вклады, которые используются в деятельности до момента выхода участников из состава коллегии.

Имущество, которое учредители вносят при образовании коллегии, должно признаваться ее собственностью, а взаимная обязательственная ответственность участников коллегии законодательно не предусматривается. Участнику партнерства коллегии адвокатов в случае выхода из него, законодательство предоставляет право на возврат имущества или получения его денежного эквивалента. Тем не менее, этим правом воспользоваться можно только в том случае, когда подобное право не ограничивается учредительными документами коллегии.

 

Если рассматривать учредительную документацию коллегии, то возможно предусматривать и прочие права участников партнерства. Характер подобных прав может быть имущественного или неимущественного свойства (например, право получить безвозмездную материальную помощь из средств коллегии). В отличие от других некоммерческих организаций, коллегия не способна вести предпринимательскую деятельность, которая может соответствовать целям ее создания. Это обусловлено тем, что Закон об адвокатуре не предусматривает подобную возможность.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: