Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов; региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приказ
Министерства образования и науки РФ
№ 1599 от 19 декабря 2014 года
|
|
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Приказ
Министерства образования и науки РФ
№ 1598 от 19 декабря 2014 года
Цель введения ФГОС НОО обучающихся с УО:
Введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем.
Основная часть
Функции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
· максимальное расширение охвата обучающихся с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
· каждому обучающемуся с ОВЗ конституционное право на начальное школьное образование вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения образования и вида образовательного учреждения;
· гарантирует обучающемуся с ОВЗ удовлетворение общих с нормально развивающимися детьми и особых образовательных потребностей, создание оптимальных условий для реализации реабилитационного потенциала;
· возможность выбора варианта образования, адекватного возможностям обучающегося с ОВЗ, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, предоставление семье всей полноты информации о диапазоне возможных достижений ребёнка;
· сопоставимое качество образования обучающихся с ОВЗ на всей территории Российской Федерации;
· механизм регуляции процесса интеграции / инклюзии обучающихся с ОВЗ;
· создать условия и стимулировать инновационное развитие отечественной образовательной системы, модернизацию механизмов взаимодействия систем и специалистов общего и специального образования.
|
|
Основа стандарта
Деятельностный подход
Обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться
Дифференцированный подход
Это технология обучения в одном классе детей с разными способностями, создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.
Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей
· Образование в 1 варианте несопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников
· Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития), включающие в себя:
· использование адаптированных образовательных программ,
· специальные методы обучения и воспитания,
· специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы,
· Специальную пространственно-временную организацию процесса получения образования
Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей
· проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
· организацию профессионально-трудового обучения
· обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и некоторые другие условия.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя требования к
· структуре адаптированных основных образовательных программ
· результатам освоения адаптированных основных образовательных программ
· условиям реализации адаптированных основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
· (в том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему
Стандарт является основой для
· разработки и реализации образовательной организацией (самостоятельно) адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью;
Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей
· Предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталости
· Предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталости
АООП общего образования для учащихся с умственной отсталостью содержит:
Целевой раздел
· пояснительная записка
· планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования
· система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных
Содержательный раздел
· программа формирования базовых учебных действий
· программа духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
· программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
· программа внеурочной деятельности
· программа коррекционной работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
· программа работы с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.