Игра «Друг за другом»

Мы читаем по слогам

Комплекс игр и упражнений для детей 5 — 7 лет

Пособие для педагогов и родителей



Добукварный период Букварный период

Москва 2006


ББК 74.3 К 59




Козырева Л.М.

К 59 Мы читаем по слогам: комплекс игр и упражнений для детей 5—7 лет: Пособие для педагогов и родителей / Л.М. Козырева. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 32 с.

ISBN 5-296-00636-4

Данное пособие входит в комплект «Мы читаем по слогам». В этом издании логопеды, педагоги и родители найдут методические рекомендации по работе с вышеуказанной серией пособий. Рабо­чие материалы данного комплекта помогут отработать и закрепить навык слогового чтения, привлечь внимание старших дошкольни­ков к слогу как к единице чтения.

Предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, гувернеров и родителей.

ББК 74,3

© Козырева Л.М., 2006.
©Оформление. Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
ISBN 5-296-00636-4                       





ПРЕДИСЛОВИЕ

Вашему вниманию предлагается комплект пособий серии «Мы читаем по слогам». В него входят:

- Комплекс игр и упражнений для обучения чтению детей

5 - 7 лет;

- «Слоговое домино»*;

- «Слоговые кубики»*;

- « Слоговое лото»*;

- рабочая тетрадь «Составь предложение»*.

Игровые пособия серии «Мы читаем но слогам» адресо­ваны педагогам, приступающим к обучению грамоте стар­ших дошкольников. Цель пособий — закрепить у детей навык слогового чтения, предупредить неправильную ус­тановку детей на побуквенное чтение, привлечь их внима­ние к слогу как единице чтения. Такая методика не про­тиворечит методике обучения чтению аналитико-синтети-ческим способом Эльконина Д.В., Горепкого В.Г., и не яв ляется альтернативной традиционным методикам обуче­ния грамоте.

Придерживаясь основных принципов системы обучения чтению Д.Б. Эльконина (продолжительный добукварный период работы над развитием навыков звукового и звукобук-венного анализа, использование игровых приемов, работа над развитием фонематического слуха), автор настоящих пособий хочет подчеркнуть значимость работы над развити­ем слогового анализа и синтеза. При обучении чтению имен­но развитый слоговой анализ сможет затормозить появление так называемого побуквенного чтения, избавиться от кото­рого детям бывает очень трудно.

Буквы как картинки ребенок может запомнить достаточ­но рано, но практического применения это знание не полу­чит до тех пор, пока у него не сформируется осознанное от­ношение к слову. Ребенок начнет читать только тогда, когда

* Отмеченные звездочкой материалы представлены в виде отдельных приложений (изданий).

3


звуковая оболочка слова перестанет быть прозрачной для него. У детей это происходит в разные возрастные сроки, но считается, что к 4 — 4,5 годам у нормально развивающегося ребенка спонтанно возникает способность вычленять звук из слова. В это время, проводя игры на отработку навыков зву­кового и слогового анализа, можно показывать букву, соот­ветствующую выделяемому звуку в слове.

Самым ответственным моментом в обучении чтению яв­ляется начальный этап — этап слогового чтения. Дело в том, что алфавитное название букв, как гласных, так и соглас­ных, не всегда используется при чтении. В разных позици­ях в слоге буквы читаются по-разному. Одну ошибку можно сразу предупредить, если заучивать согласные буквы, не употребляя алфавитного названия, а называть буквы фоне­тически кратко: [М], [Л], [П] и т.д. Все эти трудности нужно осознавать и ответственно подойти к чтению слогов и слов с йотированными гласными.

Легче научить детей читать обратные слоги типа AM, УК, ЮР и т. д, в которых на первом месте стоит гласная буква, а за ней — согласная. Гласная произносится своим алфавитным названием, а к ней присоединяется соглас­ная, звучащая фонетически. Другое дело — прямой слог, то есть такой, в котором согласная буква стоит на первом месте, а за ней следует гласная. Даже если ваш ребенок знает только фонетическое название согласной буквы и не будет читать слог МА как МЭ — А, ему надо будет пока­зать образец чтения слога с йотированными гласными бук­вами, чтобы у него не получилось вместо МЯ — МЬЯ. Чте­нию прямых слогов обязательно надо учить с помощью сло­говых таблиц, в которых одна согласная буква последова­тельно прочитывается со всеми гласными, причем, глас­ные располагаются парами: А — Я, О — Ё, У — Ю, Э — Е. Дошкольники усваивают разницу в чтении твердых и мяг­ких слогов практически, проводить звуковой анализ слов с буквами Я, Е, Ю, Ё ни в начале, ни в середине слова не нужно. Задача родителей дошкольника — научить ребен­ка правильно читать слоги различной структуры с этими «опасными» буквами. В школе будет показано несоответ-

4


ствие между звуками и буквами и объяснено, почему нельзя читать МЬЯ, если слог МЯ.

Сформировать у ребенка внутреннюю мотивацию к чте­нию, желание читать самому, а не только слушать образцо­вое чтение взрослых, можно с помощью игровых приемов. Нужно создать такую игровую ситуацию, в которой чтение стало бы средством, необходимостью, органично включалось в игру. В этом Вам помогут материалы данного пособия.


1. ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Последовательность обучения навыкам слогового анализа и синтеза

Работа по развитию навыка слогового анализа слов состо­ит из нескольких этапов. Ребенка учат:

- правильно делить слова на слоги (произносить слова по слогам);

- выделять тот или иной слог из слова на слух;

- проводить звуковой анализ получившегося слога (из ка­ких звуков состоит, какой первый звук, какой второй);

- обозначать слоги буквами, то есть переходить к чтению.

Как видно, операции анализа (разъединения) и синтеза (соединения) используются неразрывно, так как обучение грамоте — процесс двуединый: письмо требует навыков ана­лиза (писать нужно букву за буквой в нужной последователь­ности), чтение — навыков синтеза, слияния звуков в слоги, а слогов — в слово. Секрет чтения состоит в том, чтобы про­износить звуки не изолированно, а слитно с остальными, со­ставляющими слово. Первоначальное слияние осуществля­ется на уровне слога.

Представленная далее система работы по обучению чте­нию с опорой на слоговой анализ требует соблюдения ука­занной последовательности в предъявлении заданий.

1.1. Деление слов на слоги с опорой на вспомогательные средства

Хотя слог является единицей артикуляции и произно­сится во время одного толчка выдыхаемого воздуха, скан­дированное произнесение слов в речевой практике не встре­чается. Нужно создать игровую ситуацию, требующую по-слогового произнесения слов. Для отработки данного навы­ка можно поиграть в игру «На стадионе», во время которой две группы болельщиков будут поддерживать свои коман­ды, выкрикивая по слогам их названия и одновременно от­хлопывая ритм: «Тор-пе-до!», «Ди-на-мо!» и т.д. Выиграет

6


та команда, болельщики которой дружнее и чётче выкри­кивали название.

Следующие игры сочетают речь с движением, что способ­ствует развитию двигательных навыков, координации дви­жений.





Игра «Друг за другом»

Цель. Отработка произношения слов по слогам, обогаще­ние словарного запаса по заявленной теме.

Ход игры

Играющие становятся друг за другом перед размеченной на квадраты дорожкой (до 5 квадратов). На старте берут кар­тинки и рассматривают их. По очереди слитно произносят название предмета, изображенного на картинке, а затем на­чинают шагать по квадратам вперед, делая один шаг в каж­дый квадрат и одновременно называя по слогам слово-назва­ние картинки. Если ребенок правильно разделил слово на слоги, он получает столько фишек, сколько слогов было у него в слове. Если на старте ребенок не знает названия кар­тинки, он берет следующую, но у него отнимается одна фиш­ка. Прошагав по квадратам и получив фишки, ребенок ста­новится в конец колонны и ждет своей очереди. Каждый уча­стник сможет пройти по квадратам несколько раз, в зависи­мости от количества приготовленных картинок и числа уча­стников. В конце игры подсчитывается количество набран­ных очков и объявляется победитель. Чтобы дети не расте­ряли фишки, можно изготовить табло и на него выставлять фишки или цифры (параллельно будет проходить закрепле­ние цифр и начало обучения первоначальному счету).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: