Памятник героям-подводникам

Перед нами Памятник морякам-подводникам Великой Отечественной войны. Памятник был открыт ко дню победы 9 мая 1965 года. Монумент из гранита воздвигнут на пожертвования военных моряков и посвящён военным действиям происходившими в Балтийском море. Героизм и мужество подводников Кронштадта поражают всякое воображение.

В конце 1941 года в ставке Гитлера было принято решение создать такой противолодочный рубеж, который бы начисто перекрыл советским морякам выход в Балтику.

 

Для этого более 12 000 мин были помещены в воду, а расстояние между ними в иных местах не превышало 20 метров. Несмотря на смертельный риск советские подводники выходили в море. Когда же лодки всплывали, чтобы зарядить аккумуляторные батареи, они подвергались либо артиллерийскому обстрелу с берега, либо налетам вражеской авиации, либо атакам противолодочных кораблей. В конце концов, немцам удалось запереть Финский залив для советских субмарин, которые, естественно, не могли добиться результатов в таких условиях.

 

Однако фарватеры Балтики едва ли стали спокойнее для немцев. Несмотря на смертельный риск советские подводники выходили в море. Вплоть до самого конца войны велись ожесточённые бои вблизи Кронштадта.

В тяжелой обстановке, сложившейся на Балтике в годы войны, потери подводных сил были самыми большими в море погибло 38 подводных лодок и почти 1,5 тыс человек. Победы морякам балтийцам давались очень дорогой ценой...

 

Синий мост

Мост был возведён здесь ещё в начале 19 века, правда тогда он был деревянным и зелёного цвета, затем его заменили на металлический разводной, а уже в 60-е годы прошлого века мост приобрел современный нам вид.

Но главное, чем знаменит синий мост - это, безусловно, Кронштадтский футшток, нуль которого находится в устое моста. Этот прибор имеет вид некой рейки от нулевой отметки которой ведётся отсчёт глубин и высот на всей территории России.

 

Футшточная служба начала действовать в Кронштадте ещё в 1707 году по инициативе Петра первого. Следить за уровнем моря было необходимо, поскольку его изменения могли создать проблемы для судоходства. К тому же, контролировать уровень воды было важно с точки зрения опасности наводнений. Об этом страшном стихийном бедствии напоминает бронзовая доска, на которой обозначены уровень воды 3,67 и 1824 год, год в который произошло самое разрушительное из наводнений в Петербурге. Это страшное событие послужило вдохновением для Александра Сергеевича Пушкина для создания поэмы медный всадник

 

Футшток – это вертикальный ориентир, чтобы следить за уровнем воды. К. Ф. был избран как эталон, определяющий нулевую высоту, то есть уровень моря. Балтийская система высот абсолютных высот была учреждена в СССР в 1977 году. И сегодня применяется не только в России, но и в некоторых других странах. В этой системе высоты геоточек по всему бывшему СССР над уровнем моря просчитаны именно по К.ф., который отражает средний уровень воды в Балтике за много лет измерений. К. ф. – одна из самых старых среди всех подобных конструкций в мире. Он ведёт свою историю с 1840 года.

 

Тогда отметку среднего уровня воды, посчитанного за 14 лет, нанесли прямо на каменном Синем мосту. В 1886 году была прибита пластина из меди с риской, а спустя 13 лет рядом поставили деревянную будку, в которой работал мареограф. Этот измерительный прибор самостоятельно и непрерывно следил за уровнем воды относительно риски. Немного позднее мареограф переместили в специально построенный для него павильон, у которого выкопали глубокий колодец для замеров. Современное здание К. мареографа было построено уже при советской власти. Медная пластина была заменена в 1913 году, и именно её можно увидеть на футштоке сегодня.

 

10_ Здесь же, у Синего моста мы видим каменный павильон, построенный в середине 20 века. Он создан в стиле раннего барокко, а когда-то на его месте была простая деревянная будка. Внутри павильона, в специальном колодце, находится Мареограф – самопишущий прибор, который непрерывно регистрирует уровень воды относительно нуля футштока.

 

Самописец прибора фиксирует изменения уровня моря, отмечая отливы и наводнения. Несмотря на то, что мареограф работает в автоматическом режиме, традиционно четырежды в день показания самописца снимает сотрудник метеорологической службы. Предание гласит, что, когда Юрию Гагарину показали мареограф и футшток в Кронштадте, он в шутку заявил, что отныне знает, где находится пуп Земли.

 

Синий мост, на котором установлен футшток, примечателен ещё и тем, что рядом, на набережной канала, расположен памятник «Блокадной колюшке». В те страшные голодные дни блокады, когда вся крупная рыба в окрестностях острова Котлин, уже была выловлена, единственным спасением для жителей стала мелкая колючая рыбка колюшка, которой в мирное время не кормили даже животных. Ловить её приходилось сачками, поскольку из-за своих размеров (не более 5 см) колюшка проходила сквозь сеть. Этой скромной рыбке, спасшей тысячи жизней, в мае 2005 года был установлен памятник.

 

Напротив, на перилах моста, помещена табличка со стихами кронштадтской поэтессы М. Г. Аминовой: «Обстрелы смолкли и бомбёжки. Но до сих пор звучит хвала – блокадной маленькой рыбёшке, что людям выжить помогла».

 

Своеобразным памятником отгремевших войн и боевой славы Кронштадта также стали крепостные и корабельные орудия 18-19 веков, когда-то стоявшие на вооружении флота, фортов и батарей. Они сейчас установлены на набережной Итальянского пруда, к которому мы с вами подошли.

 

Своё название пруд получил по расположенному рядом Итальянскому дворцу. Этот водоём прямоугольной формы, именуемый также Ковшом, является внутренним бассейном Купеческой гавани. Она расположена дальше, за прудом, и соединяется с ним каналом. 

 

Купеческая гавань, как и другие гавани Кронштадта, была создана по плану Петра I в начале 18 века, а руководил строительством капитан-командир Э. Лейн. До конца 19 века, пока не был проложен Морской канал, большие суда не могли приходить в Петербургский порт из-за небольших глубин Финского залива. Для стоянок этих кораблей, как военных, так и торговых и были созданы гавани здесь, у острова Котлин. В Купеческой гавани располагался торговый порт. Здесь грузы с больших морских судов перегружали на корабли меньших размеров для дальнейшей доставки их в Петербург.

 

11_ В безопасном внутреннем бассейне, то есть в Итальянском пруду, как раз и происходили разгрузочные и погрузочные работы. Это делалось с помощью механического крана, который до сих пор стоит на набережной и является памятником той эпохи. Так же гавань являлась зимней стоянкой для кораблей. Этот же портовый кран 19 века помогал снимать мачты с зимующих судов, чтобы порывистые зимние ветра и бури не сломали их. Весной, с началом навигации мачты устанавливались обратно.

 

В 20-е годы 18 столетия пруд имел большие размеры и почти вплотную подступал к фасаду дворца, но позднее был устроен проезд, и берег пруда отодвинулся. В середине 19 века набережная Итальянского пруда была заключена в гранит.

 

В 18-19 веках морские суда были сделаны из дерева, и во избежание пожара, готовить пищу на них было строжайше запрещено. Поэтому для экипажей корабельные коки готовили еду в специально построенном здании. Мы видим его за прудом.

 

13_ Это здание Голландской кухни, возведённое в конце 18 века на месте старой деревянной постройки. Его архитектура сочетает в себе элементы уходящего барокко (краснокирпичные неоштукатуренные стены, простые белые наличники) и зарождающегося классицизма (рустованные полуциркульные арки, фронтоны). В здании кухни находилось несколько отделений, где готовили пищу для своих команд коки разных национальностей: и англичане, и немцы, и норвежцы, и шведы и голландцы и проч. Но за кухней почему –то прочно закрепилось название Голландская.

 

Русские редко пользовались услугами береговой кухни, предпочитая варить пищу на берегу, в трактирах. Происходило это потому, что во время постов еда готовилась на постном масле, от которого при нагревании исходил резкий запах. Иностранные коки бесцеремонно хватали котлы с пищей и выливали содержимое в воду пруда. Из-за этого начиналась ругань, а зачастую и драки.

 

Но даже не пользуясь береговой кухней, русские моряки должны были платить наравне с другими особый портовый сбор, называемый кухонным. Его размер зависел от вместимости судна. Этот сбор вплоть до конца 19 века являлся большой статьёй дохода Кронштадта и составлял около 1\4 всех поступлений в городскую казну.

 

В 1913 году, когда грузооборот Кронштадта упал, в здании Голландской кухни разместилась городская электростанция. Она работала здесь до 1940 года. В настоящее время здание Голландской кухни принадлежит Министерству обороны России и используется как склад.

 

12_ Доходы городу приносили и Рыбные ряды, являвшиеся крупным рынком. Его здание, которое мы видим справа. Оно было возведено на месте сгоревших деревянных лавок и является памятником архитектуры первой половины 19 века. Здание Рыбных рядов имеет форму вытянутого прямоугольника и очень похоже на типовое здание Гостиного двора. С 3-х сторон его опоясывают галереи, образованные массивными квадратными колоннами. Боковые фасады сооружения завершены треугольными фронтонами. Центральная часть одного из них имеет 3 дверных проёма.

 

Сегодня здание и прилегающая к нему территория находится в ведении военных, а когда-то на рынке бойко шла торговля разнообразной снедью, питьевой водой с Ладоги и рыбой, водившейся в Неве и на взморье. В продаже был окунь, язь и хариус, лещ и щука, угорь и судак. Особо ценными считались сорта проходной рыбы – это корюшка, минога, ряпушка, сиг, лосось. Вплоть до середины 19 века были шансы поймать в Неве даже осетра или стерлядь, которые также можно было купить в Рыбных рядах. Рыба элитных сортов стоила 2 рубля, а остальная – 70 копеек

 

15_ Итальянский дворец - одно из самых красивых сооружений Кронштадта.

Первая постройка появилась здесь в 1720-1724 годах, возведенная по проекту немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна. В строительстве дворца участвовали мастера-итальянцы, поэтому дворец и пруд перед ним получили название Итальянских.

 

В 60-х годах 18 в. во дворце разместилась Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления военно-морскими делами в России в 18 — самом начале 19 века. Однако дворец старались держать в относительной неприкосновенности на случай прибытия в Кронштадт членов императорской фамилии.

 

Тем не менее, спустя десятилетие ситуация изменилась. В мае 1771 года на Васильевском острове в Санкт-Петербурге вспыхнул пожар, продолжавшийся несколько суток, в результате которого сгорели здания, принадлежавшие Морскому кадетскому корпусу.

 

И уже в августе в Итальянский дворец перевели весь личный состав корпуса. (Таможню и другие учреждения, находившиеся к тому времени в Итальянском дворце, переселили.) Только спустя 25 лет, в декабре 1796 года, по распоряжению императора Павла I Морской кадетский корпус был возвращен в Петербург.

 

За эти годы выпускниками Морского кадетского корпуса в Кронштадте стали несколько тысяч человек. Среди них немало громких имен:

• русский полярный исследователь, гидрограф, основоположник полярной археологии Гавриил Андреевич Сарычев (1781)

• российский мореплаватель, адмирал, командир первой русской кругосветной экспедиции Иван Фёдорович Крузенштерн(1788)

• мореплаватель, офицер российского флота, географ, исследователь, командир первой русской кругосветной экспедиции Юрий Фёдорович Лисянский(1788)

• мореплаватель, адмирал, первооткрыватель Антарктиды Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1797) и другие.

 

Например, здесь учились и были произведены в гардемарины (офицерское звание на флоте) известнейшие российские мореплаватели Иван Фёдорович Крузенштерн и Юрий Фёдорович Лисянский.

 

И именно отсюда из Кронштадта 7 августа 1803 г. начинается первое русское кругосветное плавание на двух парусных судах «Надежда» и «Нева» под их командованием соответственно. Плавание продлилось ровно три года (возвратились 6 августа 1806г.) и послужило началом многочисленных русских кругосветных плаваний в первой половине 19 в., во время которых были сделаны важные географические открытия и ценные научные наблюдения.

 

Описание путешествия и результаты (океанологических и этнографических) исследований Крузенштерн и Лисянский изложили в своих трудах. К которым были изданы атласы с ценнейшими картографическими материалами и различные рисунки, иллюстрирующие описание природы разных стран, народов и их быта.

Император Александр I щедро наградил всех участников экспедиции и в память этого важного события приказал выбить особую медаль.

 

С 1798 года в Итальянском дворце разместилось Штурманское училище, (реорганизованное в 1827 году в Первый штурманский полуэкипаж.)

 

В середине 19 в. по указу императора Николая I Итальянский дворец был перестроен и расширен. Автором проекта был архитектор Алексей (Никитич) Акутин, при участии архитектора Василия (Петровича) Стасова. В середине здания расположилась башня со штурманской обсерваторией и мачтой. С западной стороны дворца на месте Якорного двора был разбит Кадетский сад.

 

Новый этап в истории Итальянского дворца начался в 1872 году, когда Штурманское училище объединили с переведенным в Кронштадт Инженерным училищем. (Новое учебное заведение стало называться Техническое училище морского ведомства.) В 1896 году, в столетний юбилей императора Николая I, учебное заведение получило новое название: Морское инженерное училище императора Николая I.

 

В этих стенах училось большинство инженеров-механиков флота, участвовавших в Русско-японской и Первой мировой войнах. Многие выпускники Морского инженерного училища вошли в историю русского и советского кораблестроения:

В самом конце 19 в. на месте парадного двора был разбит Адмиральский сад, рядом с которым в здании располагались адмиральские квартиры. А само здание училища было значительно расширено.

После Октябрьской революции началась новая эра в истории бывшего Итальянского дворца. К сожалению, здание получило серьезные повреждения во время пожаров 1919 и 1921 годов, после чего в нём была проведена реконструкция. И в 1926 году здесь разместились Дом Красной Армии и Флота, театр Балтийского Флота и иные учреждения.

 

В ходе реконструкции 70-80-х годов 20 века Итальянский дворец в значительной степени потерял свой исторический облик. К сожалению, была снесена нарядная белая балюстрада вдоль Итальянского пруда, уничтожены штурманская башня, дубовые тамбуры подъездов, решетка бульвара и иное.

В настоящее время помещения Итальянского дворца используются военными.          

                       

Сейчас мы поговорим об еще одном выпускнике Штурманского училища.

Памятник Петру Кузьмичу Пахтусову (1800-1835), скульптор Н.И. Лаверецкий.

Этот памятник пример, как сильна память, профессиональное братство и благодарность человеческая.

9 лет кронштадтские штурманы собирали деньги и отдавали часть своего берегового содержания на памятник своему товарищу и коллеге Петру Кузьмичу Пахтусову.

 

Он был русским мореплавателем и гидрографом. И, конечно же, это нашло отражение в этом выразительном памятнике: мореплаватель в форме того времени в мундире и шинели, спущенной на одно плечо; в правой руке он держит карту Новой Земли, развернутую до мыса Долгого, предела его работ. На пьедестале выбит девиз: «Польза. Отвага. Труд.»

 

Его карьера началась в этом здании Штурманского училища. Затем он принимал участие в кругосветной экспедиции Федора Петровича Литке. В 1830х годах Пахтусов собирает свою первую экспедицию к берегам Новой Земли (напомню, что это архипелаг в Северно-Ледовитом океане между Баренцевым и Карским морями). И это подвиг! 297 дней зимы с температурой -40 и выше, цинга, после один отряд пропал без вести, а отряд Пахтусова вернулся с бесценными данными о климате, природе и ландшафте архипелага.

 

После второй экспедиции Пахтусов сильно простудился и на 35 году жизни скончался.

1886 года состоялась торжественная церемония открытия памятника. Перед фигурой мужественного мореплавателя и исследователя был организован парад войск Кронштадтского гарнизона.

 

Архипелаг Новая земля входит в Архангельскую область РФ, в середине 20 века был ядерным полигоном: в 1961 году была взорвана мощнейшая в истории человечества водородная бомба.

 

14_ Задний створный знак Кронштадтского рейда (1888 г.)

Несмотря на то, что человечество всё меньше и меньше нуждается в маяках как в средстве спасения кораблей от скал и рифов (теперь это делает спутниковая навигация), маяки – это неотъемлемая и очень интересная, романтичная достопримечательность морских городов. «Маяки – святыни морей. Они принадлежат всем и неприкосновенны, как полпреды держав» - сказал Константин Паустовский.

В городе 15 маяков, этот был самым первым!

 

Но здесь есть одна хитрость: на самом деле, во всех навигационных картах этот маяк числится как Задний створный знак Кронштадтского рейда №517.

Что же такое створный знак? Это навигационные знаки, которые помогают капитанам определять правильный курс. Их устанавливают в прямых участках судового хода. Створных знаков всегда два, один ближе и ниже, другой - дальше и чуть выше. Каждый створный знак представляет собой щит белого или красного цвета с вертикальной черной полосой. Если с капитанского мостика один знак видится над другим, а еще лучше - вертикальные линии совпадают - значит судно находится в фарватере.

 

Данный створный знак имеет высоту (в разных источниках) от 39-41 метр и виден за 30 километров от Кронштадта. Строение было возведено в 1898 году, перестроено в 1914 году.

До 2008 г. объект был действующим элементом навигационного оборудования Большого Кронштадтского рейда. После окончания строительства КЗС изменился фарватер морского канала и створный знак утратил свое навигационное предназначение.

Сейчас это территория Парка Патриот. Попасть туда можно согласно расписанию.

 

_16_17_Айвазовский

Если пойти чуть дальше по той же Макаровской улице-набережной, то напротив сквера (бывшего Адмиралтейского сада) с правой стороны от главного фасада Итальянского дворца можно увидеть памятник И. К. Айвазовскому (1817-1900). Этот памятник работы скульптора В. Э. Горевого был открыт в Кронштадте 15 сентября 2007 года (к 190-летию со дня рождения Айвазовского).

 

В Кронштадте Айвазовский делал первые шаги как художник-маринист, когда в 1835-1836 гг. учился в Академии художеств Петербурга. Памятник ему — это знак признательности за картины, вызвавшие во многих людях любовь к морю и побудившие выбрать морскую профессию. Этот монумент стал первым памятником знаменитому художнику-маринисту в постреволюционной и постсоветсткой России.

Крылатая фраза Айвазовского: «Море - это моя жизнь!» является девизом для каждого моряка.

 

Камень

Рядом с монументом Айвазовскому в 2010 году был установлен камень, привезенный из родного города художника, Феодосии. Этот памятный камень посвящен дружбе двух городов: Феодосия является городом-побратимом Кронштадта.

 

Памятный знак в честь 150-летия установления российско-японских отношений

Это памятник в городе рядом с Петровским парком.

 

В 1852 г. из Кронштадта к берегам Японии был отправлен фрегат "Паллада" с экспедицией, целью которой было - установление дипломатических отношений. Главой экспедиции был русский адмирал и дипломат Евфимий Васильевич Путятин. После долгих переговоров в 1855 г. был подписан Симодский трактат.

В честь этого события в 2005 г. в Кронштадте был установлен памятный знак по инициативе депутата японского парламента Тосигуцу Сайто, который присутствовал на открытии памятника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: