Чугунная мостовая в Кронштадте

Улицы Кронштадта долгое время были покрыты булыжными мостовыми, но болотистая почва не позволяла держать их в должном порядке: надо было периодически выкапывать булыжник, подсыпать грунт и снова укладывать камень.

 

В одну из поездок в Америку управляющий Кронштадтским Пароходным заводом генерал В.П. Лебедев обратил внимание на мостовые, устроенные в Нью-Йорке и в Бостоне по идее инженера Кнаппа. Они имели оригинальное покрытие из чугунных деталей, в виде шашек. Эта идея заинтересовала В.П. Лебедева и, вернувшись на родину, он приказал отлить на Пароходном заводе по привезенным им образцам чугунные шашки. Этими шашками в виде эксперимента вымостили двор завода. Опыт имел успех.

 

 В 1860 году чугунная мостовая была испытана в больших размерах и на месте с оживленным движением транспорта. Такое место длиной 160 метров и шириной 6,4 метра было выбрано у Пенькового моста, вдоль ограды нового Адмиралтейства.

 

Оказалось, что по своим качествам она превосходит все известные мостовые России и Европы и что, несмотря на кажущуюся дороговизну ее устройства (а каждая квадратная сажень тогда обошлась в 40 тысяч рублей серебром.), она благодаря своей прочности едва ли не самая экономически выгодная.

 

Спустя 20 лет, в 1884 году, когда возникла мысль об устройстве чугунной мостовой в петербургском Арсенале, был послан запрос в Кронштадт о состоянии тамошних металлических мостовых. В ответ было сообщено, что они "со дня положения их на место никогда не ремонтировались и находятся в хорошем состоянии".

И служила эта дорога без всякого ремонта целых 80 лет.

 

В сентябре 1941 года из Москвы пришел приказ Ленинграду: отлить один миллион корпусов мин. Из них, по разнарядке, Кронштадскому Морскому заводу надо было изготовить 70 тысяч. Стали искать сырье. И оказалось, что старые чугунные шашки состоят из крупнозернистого чугуна. При испытании на полигоне корпуса мин, изготовленных из этих шашек, дали наибольшее количество осколков. Приказ был выполнен. Корпуса мин отправили в Ленинград, там их начинили взрывчатыми веществами и отправили по назначению.

 

Таким образом до наших дней дошли только два небольших кусочка этой мостовой на Пеньковом мосту и да вдоль ограды Петровского адмиралтейства на Якорной площади. В Америке в Чикаго чугунная мостовая была разобрана во Вторую мировую войну.

Во во время реконструкции Якорной площади старые шашки заменили, так что подлинниками они не являются, но на Пеньковом мосту остались оригинальные чугунные шашки. Кронштадтская чугунная мостовая представляет собою уникальный образец дорожного строительства ХIХ века. Это едва ли не единственная в мире чугунная мостовая, сохранившаяся до наших дней

 

27 Якоря и кусок брони линейного корабля «Октябрьская революция» и орудие старшины 1 статьи Ивана Ивановича Томбасова 

 

В Кронштадте, как вы заметили, много якорей, якорь символизирует безопасность, устойчивость, надежду, обратите внимание на кормовые якоря линкора «Октябрьская революция» и часть корабельной брони, оцените ее толщину.

Более 40 лет линкор достойно приумножал славу Российского флота и в 1956 году был исключен из его списков.

 

А сейчас пройдем к «орудию Ивана Томбасова» -спаренной зенитной 76 - ти –миллиметровой артиллерийской установке с того же корабля «Октябрьская революция».

Во время Великой Отечественной войны 16 апреля 1943 года командир орудия старшина 1-й статьи Иван Томбасов во время немецкого обстрела ценою жизни спас линкор от взрыва,

он голыми руками выбрасывал за борт раскалившиеся от пожара снаряды, но последний снаряд взорвался у него в руках. Ему был 21 год.

 

Иван Томбасов посмертно награжден за подвиг орденом Боевого Красного Знамени, его имя навечно вписано в список команды линкора «Октябрьская революция», а артиллерийской установке, которой командовал старшина было присвоено его имя, после списания линейного корабля орудие было снято и установлено в виде памятника моряку, в Кронштадте.

В Красносельском районе Санкт-Петербурга названа улица в честь героя – улица Тамбасова.

P.S. Разночтение: Томбасов и Тамбасов (ошибочно поменяли «о» на «а» в названии улицы)

 

33_ Перед нами стела «Триумф Российского Флота».

Открытие монумента состоялось 29 июля 2018 года в день ВМФ России.

Скульптор – Салават Щербаков, архитектор- Василий Данилов.

Открытие стелы посвятили сразу нескольким событиям, которые отмечались в 2018 году:

295-той годовщине закладки на острове Котлин крепости Кронштадт,

295 -летие с проведения на Кронштадтском рейде первого Военно-Морского Парада,

330 лет с того момента, когда юный царевич Петр нашел в амбаре, на территории царской усадьбы Измайлово старый английский ботик «Святой Николай», который впоследствии стали именовать «дедушкой русского флота».

 

Стела с мозаичным панно символизирует возрождение традиций проведения на Кронштадтском рейде главного Военно-морского парада. Поэтому не случайно, что на панно изображен первый парад Балтийского флота 11 августа 1723 года.

 

Памятный знак с мозаичным панно представляет собой бронзовую стелу, габаритами 8500х6500 мм, выполненную в классических архитектурных формах и декорированную бронзовыми элементами с морской военной геральдикой и гербом Кронштадта (который Вы можете увидеть с обратной стороны стелы)

Мозаичное панно является воспроизведением одноименной картины российского художника Василия Нестеренко. (Картина является дипломной работой художника и была написана им в 1994г. В настоящее время картина хранится в Центральном музее вооруженных сил России).

 

В центре панно изображён Пётр Великий в мундире вице-адмирала, рядом с ним – Александр Данилович Меншиков и Федор Матвеевич Апраксин, слева от императора – императрица Екатерина, дочери Анна и Елизавета, его ближайшие сподвижники и иностранные дипломаты. Под хоругвью с изображением покровителя моряков святого Николая Чудотворца – священник благословляет празднество Казанской иконой Божией Матери.

 

 Солдаты гвардейских полков готовятся произвести салют. На рейде – многочисленные корабли Российского флота. В центре полотна изображен легендарный ботик «Святой Николай». Именно он открыл смотр кораблей Российского Балтийского Флота. Буксируемый шлюпками, бот был торжественно выведен на кронштадтский рейд и проведен вдоль 20 линейных кораблей и фрегата.

 

По завершению смотра Петр 1 и А.Д. Меншиков сами сели на весла и привели бот к кронштадтской пристани. На торжествах Петр1 произнес тост в честь своего ботика: «Да здравствует маленький дед, таких больших и славных внуков». Эти слова сопровождались орудийными салютами. С этого времени ботик получил название «дедушка русского флота». (В настоящее время Ботик «Святой Николай» можно увидеть в Центральном Военно-морском музее).

 

Над переводом картины в мозаику работала команда – 20 художников-мозаичистов, которые смогли выполнить тяжелейшую задачу в кратчайшие сроки – в течение одного месяца. Ведь для того, чтобы передать цветовую гамму полотна, было задействовано 200 цветов смальты!

 

Цветовую палитру утверждал сам автор картины, он же следил за ходом работы. Смальта для мозаики использовалась как итальянская – она считается лучшей, так и наша отечественная, которую производили и до сих пор выпускают на производствах в Москве и Санкт-Петербурге. Символично, что мозаику создавали в одной из мастерских в Измайлово – родине легендарного ботика.

 

Авторам проекта удалось создать монумент, в котором удивительным образом сочетается бронзовая скульптура, монументальная живопись и мозаика-смальта.

 

29_ Мы продолжаем движение по Кронштадту и знакомство с его памятниками морской славы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: