Странички из биографии Сизовой Софии Ильиничны

· Место рождения и семья.

Фамилия до замужества моей прабабушки – Костыгова. Костыгова София Ильинична родилась на хуторе Сиземской волости в 1925 году. Хутор обосновали братья Костыговы, поэтому он так и назывался –Костыгово. Известно, что переехали братья из-под Вологды, когда разрешили жить своим хозяйтвом Сначала там был дремучий лес. Лес вырубили, из него построили четыре дома, баню, сараи, овин, конюшню. Братьев звали Илья и Константин (родные братья), Павел и Иван (родные братья)[8]. 

Отца Софии звали Костыгов Илья Павлович, мать – Мария Ильинична. Семья была большая – пятеро детей: Валентин – старший сын, Евларья, Лидия, Ювеналий и София. Так же вместе с ними жил дед – Павел Филаретович (со стороны отца), овдовевший к тому времени; и сестра матери – Апполинария Павловна, у которой практически не было зрения.

Точную дату рождения Софии никто не запомнил, - она была пятым ребенком в семье, последним. Только старая тетка Поля вспоминала, что родилась она около Рождества. «Вот баню топили накануне Рождества, дак я в теплой баньке и родилась» - говорила о себе прабабушка.

 

· Детские воспоминания

От Софии Ильиничны (моей прабабушки) записаны воспоминания из детства. Некоторые из них я включил в данную работу.

Вот что вспоминала она о своей семье: «Отец за столом дак всегда сидел первой - вот тут (под иконой), потом я, потом мама. А по этой стене по долгой – два брата, а на скамейке – две сестры. А еще тетека жила, да дедушко. Дак вон какое надо блюдо то. Из одного ели. Ложка у каждого была».

«Мамина сестра шила мне кукол. Она слепая была, ноцью сошьёт. Сошьёт куклу и посадит на пець на воронеч. Я утром встаю – опеть матрёха сидит, тряпуха. Руки были, ног не было, сарафан только. Сарафан из какой- нибудь тряпичи домотканой. Сарафан пришьёт в талью. Кофту какую-нибудь из тряпка. Волосьё сделает изо льня. Головушку сделаёт. А лицё - делай сама».

       Очень теплые воспоминания Софии всегда были про дедушку – Павла Филаретовича. Дедушка шил сапоги, поэтому неделю был в людях, а в субботу приходил домой, мылся в бане. «Я с ним спать лягу на печь. Он мне всё сказки сказывал. Усну, а ноцью-то пробужусь, да пошарю что с бородой, дак и заору как можно!».

Самые яркие впечатления о сказке про жар-птицу, которую рассказывал Соне дед. «Вот на этой сказке все было и усну. Больно уж мне было страшно, когда он начнет сказывать, как Ивана - то цяревиця в темницу посадили. Ой, долгая сказка была да хорошая:

Сруны забили,

Барабаны заиграли,

Ивана Цяревиця в темницю посадили.

Да как он там и сидел, да как и выпустили. Долгая сказка была. А эту сказку я все у него слушала. За Жар его посадили в темницу, что птицю Жар поймал. А я все думала птица Жар – дак это крылья у нее красные».

На хуторе из детей-сверстников Сони был только ее двоюродный брат – Александр (Шурка). Большинство времени Соня играла одна: «Там жили дак – гулять не куда было ходить. У меня была куколка купленная. Как из цяшки лицо. Руки отломлены, ноги отломлены, только кончики есть, где ручки да ножки были. Вот я все с этой куколкой и водилась. Не оклеено было на пече - большие щели во стенах, вот лучину суну во щель да зыбку сделаю, вот куколку в зыбку и качею сижу.

О своем друге детства - Шурке у прабабушки осталось много интересных воспоминаний.

«Мы жили на хуторе, дак я все с Шуркой Юлиным дралась. Я салашей то всяких наделаю – и кухонку то сделаю, да дранки во щели напехаю- полички это. Накладу всяких черепенёк. Черепенёк наищу на полосах. По раз нашла бледно-голубая чепепешка – осколок от чашки. Как выложу, да оставлю к ноче – он обязательно у меня ее унесет. К ему в шалаш приду, эту черепешку найду, а евонные все-все раскидаю. вот».

«Радио мы с ним сделали. У них соломенная крыша на дворе была.

Там (на хуторе) четыре дома было. По краям дома были двое жили – не было робят, а мы в середке – у них много было и у нас много. А здесь на Кузьминском было радио – вот мы и выглядали, что стоит жердь, а на жерди эдакие картошины – это радио. И мы сделали: он бадог выставил с сараю в соломенную крышу. А у нас привороток соломенной был, дак я из приворотка выставила бадог. Привязали по две картошины, нитку соскем от бадога до бадога, вот как занимались чем».

К посильному труду Соню приучали с детства. Прядение – было в то время основным занятием женщин. Она научилась прясть в 6-7 лет. «Вот я еще в школу не ходила. А у нас три санопрялки – те были. Дак я помню, пряла. Она худая, да прядет худо. ну маленько то все хоть попряду. А напостыло – дак вот и пряха. Еще в школу не ходила, дак какая я пряха… Никто не учил, смотрела как другие прядут. Дергала кудель. Левой дергала, а правой крутила».

            Очень хотелось Софии научиться играть на балалайке. «Отец мне балалайку сделал как лопаты - то глину разгребают. Тут наколотил винтов деревянных, тут винты деревянные. Да от лошади хвоста отстригнёт – это струны. Вот я и училась играть. Как лопата, квадратная. Играть то сяду за стол, зажму этим то местом, дак звонко играет. До того доиграю, что ноготь сойдёт, кровь течет из пальца.

       А потом мне балалайку привез крестной. Он в Дикой работал, старший брат».

 

· Школьные годы.

В восемь лет Соня пошла в школу. Школа была в деревне Соловарка, примерно в 3-х километрах от хутора. Соня очень радовалась, что ее отпустили в школу, т.к. ей хотелось общаться со сверстниками. «Потом в школу стала ходить в Соловарку. До Телибанова - то идем все вместе, а потом мне-то вон еще куды надо идти одной (на хутор)».

 Училась Соня отлично, за что по окончании четырех классов получила подарок – цветные карандаши! 

· Переезд в деревню Кузьминское и дальнейшая жизнь

Во время коллективизации, семьи с хутора стали перемещать, «загонять в колхозы». Так семье прабабушки пришлось переехать в деревню Кузьминское, что в трех километрахот родного хутора. Все хозяйство, созданное своими руками и трудом, пришлось нарушить. Мать Сони не могла пережить такое событие, заболела и в 1936 году умерла. Соне было тогда 12 лет. Соня очень сильно переживала сначала смену места жительства, потом и смерть мамы. Почти каждый день убегала на хутор, ходила вокруг заколоченного дома, забиралась по лестнице на чердак, плакала. А потом избы на хуторе разобрали и увезли. «Дак вот я туда то сойду, да хожу по этим остаткам от бревен. Теперь-то уж все давно заросло».

Вскоре умер отец. Старший брат Валентин после армии остался жить и работать в Вологде, там завел семью. Старшая сестра вышла замуж и уехала в другую деревню. Младший брат ушел служить в армию.

София осталась вдвоем с сестрой Лидией (1919 года рождения). Справлялись сами с хозяйством. В 5-й класс Соня уже не пошла, так как нужно было работать.

София работала в колхозе наравне с взрослыми: доила коров, полола и дергала лен в поле, жала рожь, помогала на сенокосе; зимой – пряла, вязала, ткала половики, заготовляла дрова.

· Молодость.

Одновременно София пребывала и в своей молодой среде – общалась со сверстниками, такими же, как она, деревенскими девчонками и мальчишками. Деревня Кузьминское была в то время большая, было много домов, много семей и у всех дети. Играли в разные игры на улице и в доме, водили хороводы, в святки рядились и озорничали, гадали на женихов…

«В Святки гадали. На сколько руки хватят заберёшь забор и говори: «Салдат, молодечь, вдовечь». Какой последний кол, дак эдакой и жених будёт».

«Замок запереть, да на колодечь и положить. А ключ с собой под подушку и проговорить:

«Сужоной, ряжоной, приходи коня поить, да меня будить». Кто приснится – тот и сужоной будет».

«Мох теребили не из жилые избы. Надо из всех четырёх углов моху подерьгять и под подушку положить. И говорить: «Мох – моховой, сведи в дом вековой, не в дом, дак в деревню, покажи его семью».

            На беседах, которые устраивали в деревне вечерами, София была главным игроком на балалайке и исполнительницей частушек. «Соберёмся мы все на вечер, - биседы - то были раньше. Вот меня и заставят балаболить в балалайку, а все прядут, да вяжут да. А мне надо играть».

· Военные годы.

На Великую Отечественную войну отправили воевать практически всех мужчин и молодых парней. Всей деревней провожали отцов, сыновей, братье, друзей. Из Сиземского и Сыромяткинского сельсоветов ушли на фронт более семисот сизьмичей. Сестры София и Лидия проводили своего младшего брата Ювеналия – кормильца семьи. Ушел воевать и молодой человек, который в то время очень нравился Софии.

Укрепление тыла – стало самой важной задачей, кто остался в своих деревнях. Женщины, старики и дети стали основной движущей силой тыла. Они укрепляли оборону Родины, увеличивая урожаи, досрочно выполняя мясопоставки и планы молочной продукции. Люди жили и трудились с одним стремлением – дать все необходимое Красной Армии для Победы.

Как только до колхозов Сыромяткинского сельсовета дошла весть о том, что в Красную Армию можно послать теплые вещи, колхозники оживились. В первый же день колхозники сдали 13 овчин, а колхозницы принялись вязать носки и варежки. Соне и ее подругам в то время было 16-18 лет. Они также принимали участие в этом деле. Из воспоминаний прабабушки: «Вечером-то было вяжешь, уж темно, а все равно сидишь, для солдат вязали. Когда за вечер пару свяжешь, а когда и две бывало».

Все с нетерпением ждали окончания войны. В деревнях принимали известия о новых победах советских войск с большой радостью. К сожалению, больше половины ушедших на фронт, не вернулись. В 1944 году сестрам Костыговым пришли печальные известия – «похоронка» о брате Ювеналии[9]. Старший брат Валентин пропал на войне без вести. 

· Замужество и семейная жизнь

Прошла война. Наладилась в деревне мирная жизнь. Соне и Лидии пришлось переехать в другой дом, чтобы «меньше топить». 

В 1949 году София вышла замуж (ушла самоходкой 7 июля) за Алексея Михайловича Сизова. Встречаться с ним стали уже после войны. Алексей вернулся с войны раненым[10], осколочные ранения были в ногу и бровь. Он хромал, ходил с палкой. У Софии и Алексея родились трое детей - дочь Нила (09.12.1949), сын Владимир (17.03.1953) и дочь Тамара (06.10.1955). София продолжала работать в колхозе в должности бригадира. Алексей выучился на ветеринара, работал на колхозном скотном дворе. Сами всегда держали большое хозяйство.

       Дети выучились, разъехались от родителей, обзавелись семьями. Но родителей своих никогда не забывали, при малейшей возможности спешили навестить, помочь по хозяйству (посадка и уборка картофеля, сенокос и т.д.). На каждые каникулы к бабушке Соне и деду Алексею приезжали внуки. Всем – и детям, и внукам София сумела привить любовь и уважение к труду, друг другу; дом был всегда наполнен добротой, гостеприимством, необыкновенной радостью к тем, кто в него входил.

· Последние годы жизни.

Последние годы жизни Софии Ильиничны прошли в Череповецком районе в селе Воскресенское на Мусоре. Внезапная смерть младшей дочери подорвали ее здоровье. Оставив свою деревню, свой родной дом, прабабушка и прадедушка переезжают жить к старшей дочери.

Наша семья и все другие родственники постоянно их навещали, приезжали в гости на выходные и праздники. Несмотря на трудную жизнь, постоянные заботы и хлопоты, прабабушка умела сохранять искринку в глазах, бодрость духа. Именно такой я ее запомнил - заботливой, ласковой, отдающей всю свою любовь всем нам.

 

Приложение 2.

 

Словарь диалектных слов

(Ударная гласная в словах выделена курсивом)

 

Б а ско – нарядно, красиво

Берем ё – охапка

Б о жка – крестная мать

Бож а нко (божано) – кресный отец

Будор а жить – вспоминать прошлое    

Бад о г – жердь

Б а ннюшко – хозяин бани

 

В ё дро – солнечная погода

Верхос ы тка – еда (лакомство) после принятия пищи

Вдруг о редь – в другой раз

Вред и ть – вредничать

В о льный – хозяин леса (лесовой)

 

Д а веча - недавно

Дидил ё к – дудочка из дягиля

Д и дель (д и делье) – дягель

Домовн и чать – управляться дома за хозяев

 

Е жели - если

Жв а ка, жв а чка – жвачка у коровы

Живот и нка – детеныши домашних животных

 

З а видось – зависть

Заст а ть, застав а ть – загнать в хлев

З а ступ – лопата

Запост а в – кухня в деревенском доме

З е нки – глаза

З е ргяло – зеркало

З а стовать – закрывать свет при работе («не з а стуй»)

 

Им а ть – ловить

Избас и ть – украсить

Изноров и ться – проявить себя в ловкости, умении

 

К а менка – печь в бане по чёрному

К а таники - валенки

К у зленица – кузница

Куков а ть – жить в одиночестве

Кут и ть – гулять с выпивкой

Кор я читься – поднимать тяжести

Кочевр я житься – показывать свой характер

Кор ё жки – детские санки для катания с горы

Кув ы льнуться - упасть

 

Л ю тый, л ю тая – боевая

Лон и сь – в прошлый год

Л о ньское – прошлогоднее

Л я чкать – сплетничать

 

Мяк и на – шелуха от зерна

 

Нак а зниться – издеваться

Насдоб и ться – одеться

Насдев а ться – тепло одеться

Н е слух – непослушный

Нас у против - сразу

 

Обещ а нник (обешш а нник) – праздник в честь какого-либо святого

Обряд и ться – закончить кормить скотину

Од ё жа – одежда

Окл а сть – сложить

Озыч а ть – сглазить

Ок а йкать - сглазить

Окол а чиваться – бездельничать

Оп о сле, опосл я – потом, через некоторое время

Опол о ски – остатки пищи, залитые водой

От а ва – трава, выросшая после косьбы

Отступ и ться – отстать

Охлам о н, охлам о ны – бездельник

 

 

Паж о к – костер

Пехн у ть, пех а ть – толкать

Пл а тьё – одежда

П о дчевать - угощать

Повив ат ь – принимать роды

Пособ и ть, подсоб и ть – помочь

Потол о к – чердак

Подтобр у жилась – подпоясалась

Пр ы тко – быстро

Пир у шка – праздник, на котором присутствуют только женщины

П о йво – еда для скотины

Пошт о - зачем

 

Росшеп е рить – расставить

Рож о к – музыкальный инструмент пастуха

 

Сд у мать – вспомнить

Сд у ть – зажечь

Стр я пать – печь пироги

Сум е рничать – сидеть или лежать без света в сумерки

Свир а ть – придумывать, выдумывать что-то

Стукот а льня, стукот а лка – пастуший инструмент

 

Торов а тый - щедрый

Т я пнуть – укусить

Трун о – поношенная ветхая ткань

 

Уним а ть, уйм и сь – успокоить, успокойся

Уц ю ять – услышать

Уч а сывать – причесывать

Усмокот а ть – уйти куда-нибудь

 

Цюл, ц ю ла – слышал, слышала

Цюг у н – чугун

 

Ч у нки – санки

Череп е ньки - осколки

 

Шти – щи

Ш а ньги - оладьи

 

Я сли – хлев

 

 

Фразеологические выражения

 

Митьяка прял – исчез

Л и тки лить – обмывать сделку

Пл а тье мыть – полоскать белье на реке

В т у пор – тогда

Гл и -ко – смотри-ко

Т о лько пок а – быстро

Не сд у мать – не вспомнить (сейчас не сдумать)

Как моч и – сильно (закричал как мочи)

Не од и нова – не раз (У нас не одинова эдак сделалось)

К а жной год – каждый год

Не з а стуй – не закрывай свет

Б а ню дать – наказать (ребенка) «Вот баню тебе дам сейчас!»

Хлеб а ть молод о е молоко – пить простоквашу

Н а до сдуть огонь – нужно зажечь свет

 Ст ы лые окол о тки – завернутое сырое белье после полоскания зимой

Накормить бер ё зовой кашей – настегать березовой вицей

Приложение 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: