Формирование культурного пространства единого Российского государства

Период формирования единого русского государства – время расцвета культуры. В 15 веке возродилось общерусское летописание на смену летописей, рассказывающих об истории отдельных русских государств. В этом же веке возникло учение о том, что Московское государство унаследовало от Византии православную религию, московские правители являются наследниками византийских и римских императоров, выполняют великую задачу (миссию) – хранить православную веру, а Бог заступается за Русскую землю, пока ее правители хранят православные традиции (учение «Москва – третий Рим», созданное монахом Филофеем). Знаменитые литературные произведения были посвящены теме защиты Русской земли от ордынцев (например, поэма Сафония Рязанца «Задонщина» о Куликовской битве, «Сказание о Мамаевом побоище» также об этой битве, которые воспевают славу Дмитрия Ивановича (Донского) и, так же, как и в «Слове о полку Игореве» подчеркивают важность единства Руси). Распространенными жанрами литературы, наряду с повестями, были жития (биографии знаменитых князей или служителей церкви, например «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого), хождения (рассказы о путешествиях). Самым известным произведением в жанре хождения было «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, который рассказывает о своем путешествии в Иран и Индию и, вдали от Родины, тревожится о Русской земле, ее судьбе. В 16 веке популярным произведением литературы был «Хронограф» - сборник нравоучительных сочинений по всемирной истории.

 Успенский, Благовещенский, архангельский соборы Московского Кремля, Грановитая палата

 

В зодчестве (архитектуре) также произошли перемены. Превращение Москвы в центр Русской земли требовало соответствующего изменения ее облика. Иван Третий пригласил видных архитекторов из Италии, а также собрал лучших мастеров со всей Руси. Были построены стены и башни нового Московского Кремля, Успенский собор (архитектор Аристотель Фиораванти), Архангельский собор (Алевиз Новый), Благовещенский собор (русские мастера из Пскова), Грановитая палата для торжественных приемов и праздников (Марко Руффо и Антонио Солари).

Знаменитыми живописцами периода создания единого Русского государства были Андрей Рублев (автор иконы «Троица»), Феофан Грек, Даниил Черный, Дионисий. Все они расписывали фресками и украшали иконами русские соборы.

Икона «Троица»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: