Тема: Электролитическая диссоциация.
Наименование работы: Окраска индикаторов в различных средах.
Цель: Закрепить знания студентов по теории электролитической диссоциации.
| Щелочи | Соли | |
| Гидроксид натрия NaOH | Хлорид алюминия AlCl3 | Хлорид калия KCL |
| Гидроксид калия KOH | Сульфит натрия Na2SO3 | Сульфат аммония (NH4)2SO4 |
| Кислоты | Сульфат натрия Na2SO4 | Сульфат алюминия Al2 (SO4)3 |
| Соляная HCl | Карбонат натрия Na2CO3 | Сульфат меди CuSO4 |
| Серная H2SO4 | Карбонат калия K2CO3 | Нитрат свинца Pb (NO3)2 |
| Силикат натрия Na2SiO3 | ||
1. Соблюдать осторожность при обращении с кислотами, щелочами, солями.
2. Помните, что все соединения ЯДОВИТЫ!
ОПЫТ 1. Изменение окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей.
1. Налить в пробирки: в первую – кислоту, во вторую – щелочь, в третью – дистиллированную воду. В каждую пробирку добавить лакмуса. Отметить цвет лакмуса.

2. Снова взять три пробирки: в первую налить кислоты, во вторую – щелочь, в третью – дистиллированную воду. В каждую добавить фенолфталеин. Наблюдения записать в таблицу.
р-р нейтральный р-р кислоты р-р щелочи
3. Снова взять три пробирки: в первую налить кислоты, во вторую – щелочь, в третью – дистиллированную воду. В каждую добавить метилоранж. Наблюдения записать.

р-р кислоты р-р нейтральный р-р щелочи
4. Заполнить таблицу.
Таблица 1.
| Индикатор | Окраска индикатора | ||
| В воде | В щелочи | В кислоте | |
| Лакмус | фиолетовый | ? | ? |
| Фенолфталеин | ? | малиновый | ? |
| Метилоранж | ? | ? | розовый |
5. Написать уравнение электрической диссоциации кислоты (НCl, H2SO4) и щелочи (NaOH, KOH). Указать какие ионы влияют на измерение окраски индикатора.
НCl Н+ + Cl-
H2SO4 Н+ + НSO4-
Н SO4 Н+ + SO4-2
Вывод 1: Ионы водорода (Н+) вызывают изменение окраски индикаторов в кислотах. Для определения кислой среды лучше применять лакмус (красный цвет) и метилоранж (розовый цвет).
NaOH Na+ + OH-
KOH K+ + OH-
Вывод 2: Ионы OH- вызывают изменение окраски индикаторов в щелочах. Для определения щелочной среды лучше применять фенолфталеин (малиновый цвет).
ОПЫТ 2. Испытание растворов солей индикаторами.
Переписать формулы солей указанных в таблице и указать каким по силе основанием и какой по силе кислотой образована соль. Определить реакцию среды (нейтральная, щелочная, кислая) и значение рН. Среду в таблице отметить знаком «+». Заполнить пятый столбик таблицы.
Таблица 2.
| Формула соли | Среда раствора | Каким основанием и кислотой образована соль (сильной или слабой) | ||
| Нейтральная | Кислая | Щелочная | ||
| Na2CO3 K2CO3 | + + | Соль образована сильным основанием и слабой кислотой | ||
| KCl | + | ? | ||
| (NH4)2SO4 Al2(SO4)3 | + + | ? | ||






