Современный подход к реабилитации и абилитации детей с ОВЗ

Введение

 

При рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в корне меняется жизнь семьи. Изменения происходят в психологическом, социальном и бытовом статусе семьи. Прежде всего, стрессовая ситуация влияет на внутренний психологический климат семьи. Все члены переживают сильный стресс, вследствие которого возникают неровные, иногда и конфликтные отношения. Как показывает практика, многие семьи не выходят из этой ситуации, которая приводит супругов к взаимному непониманию, иногда к разводу.

Семья больного ребенка часто изолирует себя от общества. Родители сокращают общение с друзьями, с родственниками, с соседями, замыкаются в себе, в своем горе.

Полностью меняется социально-бытовой уклад семьи, его материальное положение. Один из родителей вынужден расстаться со своей работой, посвятить себя ребенку. Многие родители характеризуют данную ситуацию, как безвыходную, видят в нем окончание всех своих надежд, достижений, стремлений.

В таком состоянии семья не может реально оценить ситуацию и помочь своему ребенку. Между ребёнком и родителями не возникает характерного радостного общения, эмоциональной и биологической связи. Общение ребёнка и родителей, эмоциональная и биологическая связь – это необходимые условия для нормального психомоторного развития любого ребёнка. Обычно родители начинают искать помощь со стороны специалистов. Следуя их рекомендациям начинают добросовестно лечить ребёнка. Со временем, не видя существенных изменений в развитии ребёнка, они не чувствуют себя удовлетворёнными, счастливыми. Сравнивая свою жизнь с жизнью других семей, а ребёнка со сверстниками они начинают отчаиваться, видя, что всё резко отличается.

Семья, воспитывающая ребенка ограниченными возможностямиздоровья, не только не может в полном объеме выполнить свою социальную функцию, а сама становится реальным объектом, нуждающимся в реабилитационной помощи.

Итак, целью данной работы является изучение деятельности педагогов по реализации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.



Современный подход к реабилитации и абилитации детей с ОВЗ

В первую очередь, необходимо включение всей семьи не только в «поле зрения» комплексной медико-психолого-педагогической коррекционной деятельности, но и в реабилитационный процесс, конечной целью которого является нормализация жизни самой семьи.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи: Реабилитация семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, через использование современных инновационных методов и приемов психолого-педагогической работы семьей.

Задачи:

1. Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у семьи внутренних, творческих и социальных ресурсов.

2. Содействие личностному и социальному развитию родителей, детей; формирование навыков социальной активности и конструктивности.

3. Содействие формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья через повышение психолого-педагогической компетенции родителей;

4. Содействие формированию активной жизненной позиции семьи.

Процесс психолого-педагогического сопровождения реализуется во взаимодействующих и взаимосвязанных направлениях:

1. Консультативно-диагностическое направление. На этом этапе осуществляется сбор сведений о членах семьи, ребенке; определение характера внутренних и внешних взаимоотношений семьи. Методы: собеседование, анкетирование, тестирование, консультирование и др.

2. Коррекционно-развивающее направление. Работа данного этапа основывается базе данных консультативно-диагностического блока. На этом этапе проводится индивидуальная и малогрупповая коррекционно-развивающая работа с семьей, направленная на нормализацию психологического, социального статуса семьи. Методы: индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия психолога, воспитателя, дефектолога; консультации специалистов разных областей; обучающие семинары для родителей «Школа родителей».

3. Социокультурная реабилитация семьи. На данном этапе проводятся мероприятия по социокультурной реабилитация семьи: родительские конференции; культурно-досуговые мероприятия; выставки семейного творчества; конкурс «Моя семья».  Данный этап помогает семье восстановить внешние и внутренние взаимосвязи, увидеть себя со стороны, оценить свои достоинства, обобщить свой семейный опыт, поделиться с ним с другими. Методы: изготовление семейных поделок; участие в выставках семейного творчества; выпуск стенгазет о семье; участие семьи в концертах, круглых столах, культурно-досуговых мероприятиях, занятиях тренингах и др., участие семьи в конкурсе «Моя семья».

Консультативно-диагностический блок – основа реабилитационного процесса.

Первичное изучение семей, воспитывающих детей с церебральным параличом, проводится по анкете, которая составлена на основе аналогичного обследования, описанного в книге «Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом», цель которой выявление социального статуса семьи, материального благополучия, готовности сотрудничать с реабилитационным учреждением. Критериями социальной характеристики семьи выбраны состав семьи, социально-психологическое благополучие семьи, изменения в семье, происшедшие с рождением ребёнка, трудовое устройство матери, трудовое устройство отца, общение ребёнка со сверстниками. Критериями материального благополучия семьи являются денежный доход, жилищные условия, отдельная комната для ребёнка. Готовность к сотрудничеству с реабилитационным учреждением выясняем в следующих пунктах: имеется ли необходимое оборудование для развития ребёнка, проводятся ли занятия с ребёнком в домашних условиях, удовлетворена ли семья качеством реабилитационной помощи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: