Организационный момент
– Здравствуйте, ребята!
На предыдущих уроках вы познакомились с наклонениями глагола. Сегодня мы будем работать с двумя из них. С какими, вы скажете сами.
Словарная работа
В каком столбике все глаголы имеют одинаковую форму?
1 | 2 | 3 |
приготовить приобрести прикажете | прикажите приготовьте приобретите | приобретёте приказать приготовите |
– Итак, в каком столбике все глаголы одного наклонения?
Во втором. Давайте в этом убедимся.
Посмотрите на глаголы первого столбика, найдите лишний (прикажете). Почему? (т.к. он изъявительного наклонения). А остальные два глагола в какой форме стоят? (в неопределённой форме).
Посмотрим на глаголы третьего столбика. Найдите лишний (приказать). Докажите.
А что можно сказать про глаголы 2 столбика? (они повелительного наклонения). Значит, глаголы второго столбика стоят в одной форме (в форме повелительного наклонения).
А что ещё вы можете сказать об этих трёх глаголах? (словарные).
Ещё раз внимательно их прочитайте, запишите их по памяти.
|
|
Проверьте.
– Итак, перед нами глаголы повелительного наклонения.
Глаголы какого ещё наклонения встретились нам в столбиках? А кто скажет, в каком времени стояли глаголы изъявительного наклонения? (в будущем)
– Можно ли сейчас сформулировать тему нашего урока? (Различение повелительного наклонения и формы будущего времени).
– Чему мы будем учиться на уроке? Для чего?
Цель: научиться различать и правильно писать глаголы 2 лица мн. ч. повелительного и изъявительного наклонений.
Повторение теоретического материала
– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие действия обозначают глаголы изъявительного наклонения? (Действия, которые происходили, происходят или будут происходить.) Приведите примеры.
– Какие действия обозначают глаголы повелительного наклонения? (Действия, которые кто-то просит или приказывает выполнить.) Приведите примеры.– Как образуются глаголы повелительного наклонения?
Этап
Посмотрите на глаголы: выберите – выберете, выйдите – выйдете Звучат одинаково? Они называются
Неизвестным вам словом ОМОФОНЫ, посмотрите. Пожалуйста. Какие слова называются омофонами?
Этап
– Итак, давайте прочитаем пары предложений, с которыми вы работали
Откройте учебник (стр.125) Выполните устно зад под первой звёздочкой В 1 столбике глаголы в изъявительном наклонении, а во 2 - в повелительном И пишутся они по-разному. Когда пишется –ите, а когда –ете. Найдите на этой стр. ответ Запишите в тетрадь.
Фронтальная проверка.
– С какими глаголами – омофонами вы работали? (выберите – выберете, выйдите – выйдете)
|
|
– Назовите наклонение каждого глагола.
– На что оканчиваются глаголы повелительного наклонения? (ите)
– Какие окончания имеют глаголы изъявительного наклонения? (ете). Почему?
– От чего зависит правописание окончаний глаголов будущего времени изъявительного наклонения?
Вывод: зависит ли правописание глаголов повелительного наклонения от спряжения глаголов? Нет.
– Исследование наше не закончено, последнюю его часть мы проведём вместе. Посмотрите ещё на одну пару предложений. Прочитайте.
– Не портите телевизор. – Если вы испортите его, придётся вызывать мастера.
Какую пару глаголов мы сейчас будем рассматривать? (Не портите – испортите).
Какой глагол изъявительного наклонения? (Испортите).
Найдите окончание глагола (ите) Почему? (т.к. он второго спряжения)
Итак, от чего зависит правописание окончаний глагола изъявительного наклонения? (от спряжения) вспомните ваше самостоятельное исследование
Вывод: давайте подумаем, какой вывод можно сделать.
Какие окончания могут иметь глаголы 2 лица множ. ч. Изъявительного наклонения? От чего это зависит?
Этап
Давайте построим схему, которая поможет нам в правильном написании глаголов. (схему перечертите в тетрадь!
А сейчас, глядя на эту опорную схему, расскажите сами себе правило. Кто затрудняется, см в уч-к стр.125.
Этап
Прочитайте предложенную запись, подумайте, какую букву надо вставить. Спишите, продолжите предложения.
Вспомн…те об этом!
Если завтра расскаж…те историю, …
Когда замет…те ошибку,…
Самостоятельная работа учащихся
– А теперь поработайте самостоятельно.
Найдите в учебнике упражнение 555, прочитайте задание.
Этап
Ребята, так как мы изучаем глагол, то все его формы мы должны употреблять правильно, в соответствии с грамматическими и речевыми нормами.
– Сестра сказала: “Покладите всё в сумку”.
– Вы хочете спать? Так ляжьте!
– Мой знакомый ложит свою сумку куда попало.
Всё ли правильно сказано? Исправьте
Хорошо зная эти глаголы, вы будете грамотно употреблять их в речи.
Этап
И последнее задание нашего урока.
Выполните упр.556