Самостоятельная работа учащихся

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!
На предыдущих уроках вы познакомились с наклонениями глагола. Сегодня мы будем работать с двумя из них. С какими, вы скажете сами.


Словарная работа

В каком столбике все глаголы имеют одинаковую форму?

 

1 2 3
приготовить приобрести прикажете прикажите приготовьте приобретите приобретёте приказать приготовите

– Итак, в каком столбике все глаголы одного наклонения?

Во втором. Давайте в этом убедимся.

Посмотрите на глаголы первого столбика, найдите лишний (прикажете). Почему? (т.к. он изъявительного наклонения). А остальные два глагола в какой форме стоят? (в неопределённой форме).

Посмотрим на глаголы третьего столбика. Найдите лишний (приказать). Докажите.

А что можно сказать про глаголы 2 столбика? (они повелительного наклонения). Значит, глаголы второго столбика стоят в одной форме (в форме повелительного наклонения).

А что ещё вы можете сказать об этих трёх глаголах? (словарные).

Ещё раз внимательно их прочитайте, запишите их по памяти.

Проверьте.

– Итак, перед нами глаголы повелительного наклонения.

Глаголы какого ещё наклонения встретились нам в столбиках? А кто скажет, в каком времени стояли глаголы изъявительного наклонения? (в будущем)

– Можно ли сейчас сформулировать тему нашего урока? (Различение повелительного наклонения и формы будущего времени).

– Чему мы будем учиться на уроке? Для чего?

Цель: научиться различать и правильно писать глаголы 2 лица мн. ч. повелительного и изъявительного наклонений.

Повторение теоретического материала

– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие действия обозначают глаголы изъявительного наклонения? (Действия, которые происходили, происходят или будут происходить.) Приведите примеры.

– Какие действия обозначают глаголы повелительного наклонения? (Действия, которые кто-то просит или приказывает выполнить.) Приведите примеры.– Как образуются глаголы повелительного наклонения?

Этап

Посмотрите на глаголы: выберите – выберете, выйдите – выйдете Звучат одинаково? Они называются

Неизвестным вам  словом  ОМОФОНЫ, посмотрите. Пожалуйста. Какие слова называются омофонами?

Этап

– Итак, давайте прочитаем пары предложений, с которыми вы работали

Откройте учебник (стр.125) Выполните устно зад под первой звёздочкой В 1 столбике глаголы в изъявительном наклонении, а во 2 - в повелительном И пишутся они по-разному. Когда пишется –ите, а когда –ете. Найдите на этой стр. ответ Запишите в тетрадь.

Фронтальная проверка.

– С какими глаголами – омофонами вы работали? (выберите – выберете, выйдите – выйдете)

– Назовите наклонение каждого глагола.

– На что оканчиваются глаголы повелительного наклонения? (ите)

– Какие окончания имеют глаголы изъявительного наклонения? (ете). Почему?

– От чего зависит правописание окончаний глаголов будущего времени изъявительного наклонения?

Вывод: зависит ли правописание глаголов повелительного наклонения от спряжения глаголов? Нет.

– Исследование наше не закончено, последнюю его часть мы проведём вместе. Посмотрите ещё на одну пару предложений. Прочитайте.

– Не портите телевизор. – Если вы испортите его, придётся вызывать мастера.

Какую пару глаголов мы сейчас будем рассматривать? (Не портите – испортите).

Какой глагол изъявительного наклонения? (Испортите).

Найдите окончание глагола (ите) Почему? (т.к. он второго спряжения)

Итак, от чего зависит правописание окончаний глагола изъявительного наклонения? (от спряжения) вспомните ваше самостоятельное исследование

Вывод:  давайте подумаем, какой вывод можно сделать.

Какие окончания могут иметь глаголы 2 лица множ. ч. Изъявительного наклонения? От чего это зависит?

Этап

Давайте построим схему, которая поможет нам в правильном написании глаголов. (схему перечертите в тетрадь!

А сейчас, глядя на эту опорную схему, расскажите сами себе правило. Кто затрудняется, см в уч-к стр.125.

Этап

Прочитайте предложенную запись, подумайте, какую букву надо вставить. Спишите, продолжите предложения.

Вспомн…те об этом!
Если завтра расскаж…те историю, …
Когда замет…те ошибку,…



Самостоятельная работа учащихся

– А теперь поработайте самостоятельно.

Найдите в учебнике упражнение 555, прочитайте задание.

Этап

Ребята, так как мы изучаем глагол, то все его формы мы должны употреблять правильно, в соответствии с грамматическими и речевыми нормами.

– Сестра сказала: “Покладите всё в сумку”.
– Вы хочете спать? Так ляжьте!
– Мой знакомый ложит свою сумку куда попало.

Всё ли правильно сказано? Исправьте
Хорошо зная эти глаголы, вы будете грамотно употреблять их в речи.




Этап

И последнее задание нашего урока.
Выполните упр.556



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: